Подвиг реставратора – склейка тонкостенной местной амфоры
Недостаточно собрать на раскопе все фрагменты древнего сосуда. Важно их еще склеить, чтобы потом использовать в научной работе, и, если очень повезет – в музейной экспозиции. Для некоторых находок до конца остается непонятным, сумеет ли реставратор собрать воедино кружево из множества осколков. Одной из таких находок стала амфора из раскопа по переулку Социалистический, 53.

 

Источник

 

Это была долгая эпопея. От решения руководства ИИГУ перевезти археологические коллекции университета с чердака физмат корпуса в кабинеты по соседству с директоратом института до прошедшей в этот четверг (10.03) презентации системы открытого фондохранения Музея археологии им. Н.А. Мажитова прошло три года.

Эти три года, наряду с текущей деятельностью музея и лаборатории, были наполнены решением множества логистических, организационных, финансовых и творческих задач, которые, в итоге, привели к созданию ещё одной археологической экспозиции в нашей республики.

Но не только экспозиция была нашей целью. Особенность системы - именно её открытость. Она доступна студентам, преподавателям, сотрудникам и гостям нашего университета. Она будет использоваться в научных исследованиях, проводимых специалистами РБ и сопредельных регионов. Станет основой не для одной курсовой и дипломной работы. Именно поэтому для нас важно продолжать работу по систематизации и учёту коллекций, полученных в ходе работы экспедиции БашГУ за 60 лет. И мы не должны останавливаться на достигнутом, продолжая развитие системы фондохранения.

Прошедшая презентация - одна из первых вех на этом пути. Сотрудникам лаборатории и музея было очень радостно встретить своих учителей, друзей и коллег, которые на всем этом пути поддерживали и помогали в работе. Услышать поздравления и добрые пожелания. Торжественная часть завершилась, впереди увлекательные дни дружной работы и совместных проектов!

P.S. Большое спасибо проекту АРХЕОСТАН и Управлению по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан. за любезно предоставленные фотографии с презентации.

Источник

 

 

Создатель величайшего царства античности внешне был очень красив: с длинными белокурыми прядями и белой кожей. Тело его, как пишет Плутарх, источало приятный запах, который замечали все окружающие. Правда, дело портили две вещи. Во-первых, маленький рост — не выше 150-155 см (средний рост тогдашнего грека равнялся 164-167 см). Правда, устанавливается это косвенно. Согласно сообщению Курция, когда Александр оказался во дворце Дария, он не удержался и уселся на трон персидских царей, и тут же обнаружилось, что его ноги не достают до пола. Между тем старшая дочь Дария Старира, сев на тот же трон, достала ногами пола. Девочке было лет 13. В другой раз, когда Александр и Гефестион пришли к матери побеждённого Дария, она приняла более высокого ростом Гефестиона за Александра и пала перед ним ниц. По всей видимости Гефестион не был рослым человеком, т.к. это не отмечено, поэтому логично признать его среднерослым. 

Второй изъян составляла привычка наклонять голову вправо и смотреть как бы вдаль. Современные окулисты склонны полагать, что царь страдал редкой патологией зрения под названием «синдром Брауна». Это форма косоглазия: фиброз и укорочение сухожилия верхней косой мышцы глаза, часть которого фиксируется к блоку верхней косой мышцы и таким образом ограничивает движения глазного яблока. При этом может отмечаться типичный наклон головы, которым больной компенсирует ограничение движения глазного яблока. Если диагноз верен, именно этот наклон головы позволял Александру видеть предметы и окружающих под нужным углом, т.е. вертикально. 

Другой отличительной чертой Александра, сразу выделявшей его из толпы, была привычка брить бороду, тогда как греки и македоняне предпочитали ее отращивать. Здесь тоже сыграла свою роль мать-природа, отказавшая Александру в сколько-нибудь пышной растительности на лице. Не имея возможности отрастить красивую бороду, тщеславный царь ввел моду на чисто выбритое лицо. 

Любимой книгой Александра была «Илиада», любимым героем — Ахиллес. Говорили даже, что свой грандиозный поход на Восток Александр задумал только для того, чтобы превзойти Ахиллеса в доблести. С «Илиадой» Александр был неразлучен во время своих десятилетних странствий и имел привычку, ложась спать, класть ее под изголовье. 

Свои властные привычки Александр, как полагают, унаследовал от родителей. Правда, некоторое время он еще держал себя в узде. Перелом наступил в Египте, где жрецы бога Амона провозгласили царя македонян фараоном и богом. С тех пор Александр обзавелся привычками тирана и деспота: наряжался в пышные одежды, требовал от своих товарищей воздания себе божественных почестей и жестоко карал малейшее несогласие со своей царской волей. 

Все эти малоприятные для окружающих замашки сделали ему плохую рекламу. До конца античности на Александра Македонского смотрели очень недоброжелательно. Например, в глазах римских стоиков македонский царь был карикатурой на героя, несчастным человеком с болезненным воображением, не умеющим владеть собой и ставшим жертвой собственных крайностей. 

Сенека, например, писал следующее: «Несчастного Александра гнала и посылала в неведомые земли безумная страсть к опустошению. Или, по-твоему, здрав умом тот, кто начал с разгрома Греции, где сам был воспитан? Кто отнял у каждого города то, что там было лучшего, заставив Спарту рабствовать, Афины — молчать? Кто, не довольствуясь поражением многих государств, либо побежденных, либо купленных Филиппом, стал опрокидывать другие в других местах, неся оружие по всему свету? Чья жестокость нигде не остановилась, уставши, — наподобие диких зверей, загрызающих больше добычи, чем требует голод? Уже множество царств он слил в одно; уже греки и персы боятся одного и того же; уже носят ярмо племена, свободные даже от власти Дария, а он идет дальше океана, дальше солнца, негодует, что нельзя нести победу по следам Геракла и Диониса еще дальше, он готов творить насилие над самой природой. Он не то что хочет идти, но не может стоять, как брошенные в пропасть тяжести, которые не могут остановиться в своем падении, пока не упадут на самое дно». 

А Плутарх с осуждением писал, что Александр превратил войну в «охоту на людей».

Но последующие поколения признали Грецию, Персию и другие страны, завоёванные Александром, лишь гигантскими подмостками, на которых великий человек разыграл свою гениальную трагедию.

Источник