Теперь Рюген. Там мы также видим массу подобных топонимов. Например, историческое название, которое выглядело предельно просто: 17. Ruse, фактически, просто "Русь". 
Ещё одно поселение с Рюгена: 18. Ruschvitz, впервые упоминается в 1318 году, как Ruskevitz. По одной версии, эта деревня - родина самого знаменитого пирата Балтийского моря, Клауса Штёртебеккера. 
Далее, 19. Rusewase, на Ясмунде. В старинных источниках это поселение упоминается как Russevase, что произносилось, видимо, "Русвась", и буквально означало, "весь руси", "деревня руси". Слово "весь" является очень древним, и восходит к глубоким индо-европейским временам. Что интересно, там же на Рюгене была и ещё одна 20. Russvase-Русвась, на полуострове Витов, прямо рядом с Арконой. 
Теперь давайте обратим своё внимание на бывшую Пруссию. Нынешнюю Калининградскую область России, запад Литвы и северо-восток Польши. Там также присутствуют искомые названия. Современный российский Светлогорск, при немцах назывался 21. Rauschen, в середине XIII века поселение впервые упоминается как Rusemoter. Составляющую "moter" обычно переводят как “земля (край)”, и, соответственно, всё название может означать “Земля Руси”. По-польски поселение называлось: Ruszowice, Ruskowo. А.В.Назаренко, полагает, что "Rausche" применительно к средневековым немецкоязычным топонимам является очевидной народной этимологией от "Ruzische", из чего можно предположить, что Раушен изначально означало, просто “Русский”. 

Ещё несколько подобных топонимов в бывшей Прусии находились ранее на востоке области, и пребывают ныне границах в Литвы. И это имя одной из проток Немана: 22. Russe, а также поселения на берегах этой протоки: 23. Russ. Эти названия можно наблюдать на целой серии старинных карт. 
Теперь немного подробней о подобных топонимах, оказавшихся в результате отторжения у Германии земель восточней Одры и Нысы (по итогам второй мировой войны) в составе Польши. Там много названий с корнем "рус". В основном - они локализуются в современных Западно-Поморском, Поморском, Куяво-Поморском и Любушском воеводствах польского государства. Есть отдельные примеры в Нижнесилезском воеводстве. После обретения всех этих земель, поляки провели в них широкомасштабную кампанию по возвращению местным топонимам исходных славянских форм. Все названия, у которых можно было найти первичные славянские варианты - получали их обратно. Причём, иногда, в явно полонизированном виде. Всё, что имело лишь немецкие названия - просто переименовывалось, переводилось на славянский, или получало новые польские названия. В воеводствах Польши, примыкающих к южному берегу Балтийского моря в настоящее время можно найти больше десятка поселений Rusinowo, Rusinów, Rusko и т.д. При немцах они носили названия: 24. Russenau, 25. Reussenau, 26. Ruschendorf, 27. Reußendorf, 28. Rußhagen, 29. Rauske и 30. Rauße, 31. Rützenhagen. Все эти названия подлинные, но мы воздержимся от привязки их к конкретным современным польским "Русковым" и "Рускам". В любом случае, в современной польской части южной Балтики, таких названий также очень много. 
И если оценивать эти данные объективно, нам представляется, что южно-балтийский массив подобных топонимов является органическим продолжением (а точнее, скорее, предшественником) подобных же топонимов, обильно представленных в северо-западных частях нынешней России. Таких, как Старая Русса, Новая Русса, Русса, Русско (деревня в устье Мсты), бывшая Русская река (ныне, одна из проток Мсты - Гриб), Руса, Порусье, Околорусье в южном Приильменье, Руса на Волхове, Русовщина, Русыня на Луге, Русская Ольховка, Русское Пестово, Русское Опарино, Русская Болотница. Русские Новики (все в Новгородской области), Русски, Русилово, Руцелово, Русаново, Русеново, Русский Бор (в Псковской области), Русковицы, Русское Брызгово, Руссколово, Русско-Высоцкое, Русско, Руссконицы, Русская Волжа (в Ленинградской области), Русська на Воложбе в Приладожье, а также, многочисленные Русиновки, Русино и Русины (коих в сумме по разным областям, около полутора десятков) и т.д. Ну и главное - название самой нашей страны Русь! 

Полагаю, пора признать, что эти топонимы, как балтийские, так и наши - являются следами одного и того же народа, той самой, нашей, руси! Там где она поселялась - там и появлялось её имя. 

Давайте ещё раз рассмотрим балтийские названия, вместе с близкими к ним формами в России, единым списком: 

1. Russee - Русь, Русса, Руса 

2. Rausdorf - Русское, 

3. Russow, он же Rossowe и Russowe, 

4. Rustow, 

5. Rützow, он же Ruzowe, Russouwe и Ruzzowe, 

6. Rützow, он же Russow и Russaw, 

7. Rusch - Русь, 

8. Ruest - Русь. 

9. Reuten, он же Ruśi - Русь, 

10. Rutzkau - Русско, Русська, Русское, 

11. Rüsdorf - Русское, 

12. Rüsseina - Русыня, 

13. Rusitz, 

14. Rüstungen, 

15. Rüsdorf - Русское, Русская, 

16. Reuss, Ройс, княжество, название которого переводится как Русь, 

17. Ruse - Русь, Руса, Русса 

18. Ruschvitz, он же Ruskevitz - Русковицы, 

19. Rusewase, он же Russevase, 

20. Russvase, около Арконы, 

21. Rauschen, он же Rusemoter, он же Ruszowice, Ruskowo, 

22. Russe, он же Русъ - Русь, 

23. Russ - Русь, 

Далее идут многочисленные нынешние польские Ruskow-ы и Rusko до полонизации называвшиеся: 

24. Rützenhagen - Русское, Русская, 

25. Russenau - Русыня, 

26. Reussenau - Русыня, 

27. Ruschendorf - Русское, Русская 

28. Reußendorf, буквально " Русская Деревня", 

29. Rußhagen, буквально "Хутор Рус", 

30. Rauske - Русски, Русско, Русська, 

31. Rauße - Русь, Руса. 



При этом, безусловно это не все подобные топонимы, известные на берегах Южной Балтики. Этот список скорее носит ознакомительный характер. 

Здесь также можно отметить, что на берегах Балтики представлены в большом количестве топонимы, содержащие корни "руг" и "руй", которые также могут относиться к рассматриваемому вопросу, но сегодня их мы оставили за рамками нашего исследования. Хотя можем упомянуть некоторые из них: Руйгард, Руен, Рюгенвальде, Ругодив, Рига и т.д. Есть такие названия и на северо-западе России, например Руйя, Ругуй, Ругодево и т.д. Кроме того, в этом регионе присутствует в больших количествах топонимы с корнем "рос", которые также могут иметь отношение к проблеме. И это такие названия как Rossow (большое число поселений), Rosenow, Rosdorf, Roskow, Neu-Rosow, Rosian, Rositz, Rosien, Mühl Rosin, Kirch Rosin, Rosdorf, Rosow, Rossin, Rosslau, Rossach, Roßla (Rossla), Rossee, Rosswein, Rossau, Rossewitz, Roßleben (Rossleben) и т.д. 

Также можно добавить, что в соседнем с Южной Балтикой регионе, немного к западу от него, в устье Лабы (Эльбы), уже на побережье Северного моря, где славяне также жили в средневековье (чересполосно с немцами) и где, до сих пор, втречаются славянские топонимы (хотя заметно менее плотно, чем на Балтике и в восточной Германии) попадаются и названия, содержащие корень рус, например, несколько топонимов Rußland в Нижней Саксонии, или знаменитый Rustringen (Rüstringen) - небольшая область на берегу Северного моря, недалеко от устья Эльбы.


Не думаю, что когда мы решим делать арбалет, у нас под рукой будет весь инструмент, какой мы только захотим, и куча сырья. По этому сложно предсказать из чего будет изготовлен наш арбалет, по этому просто рассмотрим основные узлы, сделанные с минимальной сложностью. А так же по возможности откажемся от металлических деталей. 
Для того чтобы представить общий вид того, что должно получится, приведу картинку. 
Естественно, я не предлагаю делать все по размерам, просто принять во внимание общее устройство. 
Одной из важнейших частей арбалета является дуга. Как не сложно догадаться, она оказывает решающее влияние на скорость стрелы, а следовательно и на боевую мощь арбалета. Изготовить дугу можно как из дерева, так и из метала. Деревянная дуга может быть как из цельного куска древесины, так и комбинированная. 
Вариант с использованием одной породы дерева, является самым простым, но и самым маломощным. Для изготовления подходят почти любые породы дерева: ясень, клен, орешник, можжевельник, береза, дуб, тис, вяз, акация белая. Можно использовать как толстые ветви, так и стволы молодых деревьев. В идеале брать заготовку зимой когда нет сокодвижения, хуже всего естественно весной. Как не сложно догадаться заготовка с сучками, совершенно неподходящий вариант. В целом изготовление дуги во многом схоже с изготовлением лука и можно прочитать об этом в блоге Hobbit'а. 
Изготовление составной дуги удовольствие не дешевое, ибо требуется оклейка дуги сухожилиями и роговыми пластинами. Скорее всего под рукой не будет ни того, ни другого, ни клея =) 
Хотя мы и договорились использовать дерево, стоит отметить что из рессор советских легковых автомобилей получатся очень мощные дуги, и если есть возможность следует использовать именно их. 
Крепление дуги к ложу обычно осуществляется к торцу арбалета при помощи веревок, через окно в 10-15 сантиметрах от дуги. На картинке приведены примеры крепления дуги, как видно могут применяться деревянные клинья, фиксирующие дугу.( рис 2) 
Другим важным элементом, является спусковой механизм. Рассмотрим самый простой вариант — штыревой замок. (рис 3) 
Тетива при возведении зацепляется за выступ, под ним располагается штырь (1), цилиндрической формы, упирающийся в тело спускового рычага (2). 
Так же для того, чтобы стрела не покидала арбалет еще до выстрела, рекомендуется сделать небольшой прижим. Подобно тому, что изображен на фото.( рис 4) 
Ложе для арбалета, углубление в котором находится стрела, пожалуй самая трудоемкая и требующая филигранной обработки часть арбалета. Если у нас нет обработанного на фрезерном станке металлического ложа(а у нас его нет), можно заменить его на тщательно отшкуренное деревянное. Не стоит забывать, что преимущество боевого арбалета над деревянным луком не только в силе стрельбы (хотя самодельный арбалет без роликов и системы блоков вряд ли превысит лук по этому показателю), но в первую очередь в удобстве конструкции и возможности вести прицельный огонь. Для этого необходимо, учитывая траекторию полета стрелы, отрегулировать ложе так, чтобы оно располагалась под углом. Среднее значение- 5, 6 градусов, но вы советуем вам определится с дистанцией, на которую вы будете посылать стрелы, и что называется «пристрелять» готовое изделие, после каждой серии выстрелов меняя угол ложа, пока ваш самодельный арбалет не начнет посылать стрелы точно в цель. 
Ну и последний момент, это устройство натяжения тетивы. Так как сила натяжения дуги арбалета может превышать 100 кг, следует привести хотя-бы самое простое устройство для натягивания арбалета. (рис 5) 
Ну и напоследок фото самодельного арбалета.(рис 6)

 

Источник: Землянка: Выживание Оружие Туризм Снаряжение

 

 



Еще в глубокой древности люди заметили, что растения способны показывать время. Как и все живые организмы, они обладают «биологическими часами», которые регулируют их жизнь. У растений есть своеобразные механизмы определения времени. Они возникли как результат их развития при определенных условиях на протяжении многих поколений. Цветы реагируют на чередование суточных периодов. Так что если вы остались без приборов, показывающих время, цветы вам подскажут, который час.

Космические связи

Раньше ученые предполагали, что изменения на протяжении суток в расположении стеблей и цветков растений связаны только с внешними факторами — восходом солнца, повышением или понижением температуры или влажности воздуха. Но в ХХ веке это мнение изменилось: теперь хорошо известно, что у растений существует более совершенный способ измерения времени при помощи собственных циклических процессов. Как показали исследования последних десятилетий, одним из главных факторов, воздействующих на жизненные процессы и внутренние механизмы живых организмов, является космическое излучение. Чтобы проверить это предположение, ученые выращивали растения глубоко под землей в специальных камерах, исключающих доступ космических лучей и вмешательство человека. В результате этих опытов было установлено, что при отсутствии солнечного излучения растения «сбиваются» с суточного ритма и теряют ориентировку в пространстве.

Циклические изменения, давно сформировавшиеся у растений, прочно закрепились в их наследственности. Все жизненные процессы подчинены суточным ритмам. Эта ритмика особенно хорошо заметна у растений с яркими цветками: их венчики раскрываются с такой последовательностью и точностью, что по ним можно, как по часам, определять время суток.

Режим дня

Первыми от ночного сна пробуждаются желтые цветки колобродника, а через несколько минут — голубые цветки дикого цикория. К пяти-шести часам утра, как только появились первые лучи солнца, «просыпается» дикий шиповник, мак и одуванчик, полевой вьюнок и красная полевая гвоздика. Но как только солнце поднимается над горизонтом и освещает землю, раскрывает свои белоснежные венчики водяная лилия. После полудня цветочный покров становится не таким ярким. Закрываются цветы одуванчиков и лютиков, колобродника и цикория. Те, кто «проснулись» первыми, первыми и закрываются. К трем-четырем часам дня многие цветы уже начинают «засыпать» или готовиться ко сну. В пять часов вечера складывает лепестки лилия, в то время как шиповник не закрывается вплоть до захода солнца. Как только солнце опускается к горизонту и становится прохладнее, оживают и другие растения, открывая свои, главным образом, белые цветы.

Такая периодичность выработалась у растений постепенно и приурочена не только к суточной ритмике, но и к ритму жизни насекомых, которые опыляют цветки. Когда насекомые пребывают в состоянии покоя, цветки закрыты. Когда же они активны, открываются и цветки. К вечеру растения закрываются еще и для того, чтобы предохранить нежные органы от переохлаждения и попадания на них ночной росы.

Большинство растений цветет в дневное время, но есть «совы» и среди цветов. Ночная фиалка, например, выделяет ароматические вещества только после захода солнца. В это же время открываются и издают сильный аромат закрытые целый день крупные цветы табака. Для насекомых необходимы ориентиры, чтобы легче находить цель полета в темноте. Такими ориентирами и сигналами являются белый цвет и запах.

Цветочные часы

Поскольку у большинства растений ритм цветения совпадает с определенным временем суток, известный шведский ботаник Карл Линней подметил эту ярко выраженную периодичность и разработал так называемые цветочные часы. Он сгруппировал растения по периодам времени, когда они раскрываются и закрываются. Первые такие часы были установлены у города Уисале в Швеции, который расположен примерно на 60-м градусе северной широты. Определять время по цветочным часам можно только в ясные солнечные дни. Когда же небо покрыто тучами, в дождливую погоду или сильный туман цветы либо вовсе не раскрываются, либо раскрываются в другое время.

Цветочные часы Карла Линнея

Цветки раскрываются

В 3-5 часов утра: 
Козлобородник луговой

В 4-5 часов утра: 
Цикорий дикий
Кульбаба
Горчак

В 5 часов утра: 
Осот огородный
Осот луговой
Красоднев рыжий

5-6 часов утра: 
Одуванчик обыкновенный
Скерда кровельная

В 6 часов утра: 
Ястребинка зонтичная
Пазник пятнистый

В 6-7 часов утра: 
Бурачек
Осот полевой
Ястребинка волосистая

7 часов утра: 
Кукушкины слезки
Венечник луговой
Латук огородный
Кувшинка белая

В 7-8 часов утра: 
Очный цвет полевой
Туника проросшая

В 9-10 часов утра: 
Ноготки полевые
Торичник красный
Цветки закрываются

В 8-10 часов утра: 
Одуванчик обыкновенный

В 10 часов утра: 
Цикорий дикий
Латук огородный
Осот полевой

В 10-11 часов утра: 
Очный цвет полевой

В 11-12 часов: 
Осот огородный

В 12 часов: 
Ноготки полевые
Осот луговой

В 13 часов дня: 
Туника проросшая
Ястребинка зонтичная

В 14 часов дня: 
Ястребинка степная

В 15 часов дня: 
Торичник красный

В 15-16 часов дня: 
Венечник разветвленный
Ястребинка волосистая

В 17 часов: 
Кувшинка белая
Ястребинка сизая

В 19-20 часов: 
Красоднев рыжий

Цветки, которые раскрываются вечером

В 20 часов: 
Красоднев рыжий

В 21 час: 
Дрема луговая
Табак душистый
Конечно, «точность хода» таких часов зависит от места обитания, температуры и влажности воздуха. Но как бы растения не отставали или не спешили, в целом они раскрываются и закрываются в свое время.

Источник

 

Славянское племя руян поселилось на острове Ругия примерно в 6-м веке. Удачное географическое положение и другая, самобытная вера вызывало у соседей, особенно у датчан, ненависть. 

Как и подобает островным жителям, руяне обладали мощным как торговым, так и военным флотом. Их корабли неоднократно наведывались в Скандинавские и Прибалтийские страны с целью грабежа. Более того, даже некоторые территории, входившие в состав Дании, платили руянам дань. И в XII веке между датчанами и жителями острова началась война. 

Аркона — столица и культурный центр. 



Главным городом руян была Аркона, которая являлась не просто столицей, а настоящим культурным и духовным центром всего острова. Особое место в городе занимал храм бога Святовита, который описал датский историк и путешественник Саксон Грамматик: «Город Аркона лежит на вершине высокой горы. С севера, востока и юга огражден природной защитой… с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей. Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм». Капище было внушительных размеров — более трехсот метров. 


При храме в момент наивысшего расцвета островного славянского государства находились три сотни отборных солдат, считавшихся чуть ли не личной дружиной самого четырехликого Святовита. 

А вот так Грамматик в своем труде «Деяния данов», созданном в XIV веке, описал храм главного божества руян: «Посреди города была площадь, на которой стоял храм из дерева, изящнейшей работы… Внешняя стена здания выделялась аккуратной резьбой, грубой и неотделанной, включавшей формы разных вещей. В ней имелся единственный вход. Сам же храм заключал в себе два ограждения, из которых внешнее, соединенное со стенами, было покрыто красной кровлей; внутреннее же, опиравшееся на четыре колонны, вместо стен имело завесы и ничем не было связано с внешним, кроме редкого переплета балок». 



Примерно в XI веке руяне достигли пика своего могущества. Они были полноправными хозяевами Балтийского моря, которое соседние народы называли не иначе как Морем Ругов. 

Войны за выживание.

 

В начале XII века расстановка сил в Балтийском регионе начинает меняться. Руяне, несмотря на сильный флот и мощную армию, оказываются в невыгодном положении. Дело в том, что жители острова очутились в окружении христиан, которым очень хотелось распространить свою веру как можно дальше. А главным врагом руян стала Дания.

 

В 1136 году между двумя государствами произошел первый конфликт. Закончился он для руян трагично — король Дании Эрик II захватил Аркону. Но разрушать город не стал. Более того, он вернул захваченные земли, но с одним условием — руяне должны были отказаться от веры предков и принять христианство. Островные славяне согласились, но новую религию так и не приняли. 



Это спровоцировало дальнейшие войны. За семь лет (с 1159 года по 1166-й) то датчане, то саксонцы нападали на остров. Руяне сопротивлялись отчаянно, но справиться с гораздо более сильным противником у них не получилось. Датский король Вальдемар I сумел одолеть последнего руянского князя Яромира. 

В 1168 году Аркону полностью разрушили, а статую бога Святовита сожгли. Князь Яромир избежал смертной казни. Он признал себя вассалом Вальдемара I, а свой остров — частью епископства Роскилле. Но датчанам этого, конечно, было мало. Они хотели, чтобы славянское племя стало христианским. И Яромир согласился. Руян насильно крестили, а тех, кто отказывался предавать веру предков, убивали. 



Интересно и то, что по условиям мирного договора та земля, где раньше находился храм Святовита, теперь переходила в непосредственное подчинение церкви. «Довеском» шла обязательная помощь руян Дании в случаи войны и ежегодная дань. 

В 1185 году датчане начали возведение церкви на полуострове Виттов в Альтенкирхине. А в качестве строительного материала они использовали руины Арконы. Поэтому там до сих пор жив «камень Свантевита». Его даже описал в «Саксонской хронике» за XVI век Давид Хитреус: «Изображение идола руянов, высеченное на камне, можно видеть в селе Альтенкирхен, в притворе храма. Более похожего на чудовищного злого демона, чем на какого-либо бога; прежние жители острова называли его Святовитом, нынешние же Витольдом». 



Сохранилось упоминание и в «Истории Каменной епархии» от XVII века: «Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть Чёрным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли. Фигуру этого идола, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы «Древний Вит». С большой головой, густой бородой он скорее выглядит чудовищем, чем вымышленным богом». 



Последние из славян. 



В 1234 году жителям Руяна удалось скинуть датское владычество. Они даже расширили территорию своего государства и основали город Штральзунд. Но это, конечно, были уже не те руяне, что хозяйничали в Балтике два столетия назад. Они стали христианами, свои исконные традиции, по большей части, заменили на датские или немецкие. Даже родной язык и то стал забываться.

 

К концу XIII века славяне-руяне уже практически полностью потеряли свою культуру и самобытность. Процесс онемечивания шел стремительно и неумолимо. 



А в 1325 году умер последний руянский князь Вислав III. На нем славянская ветвь правителей острова оборвалась. А в 1404 году поочередно ушли из жизни последние мужчина и женщина, которые еще помнили язык своих предков. С их смертью прекратил свое существование и славянский руянский диалект. Остров Руян уже безоговорочно стал Рюгеном, а его жители — носителями только немецкой культуры и языка. 

 



На сегодня почти все эти земли относятся к Германии, к ее федеральной земле Макленбург-Передняя Померания. А о том, что там когда-то жило гордое и грозное славянское племя, напоминают лишь руины их главного города — Арконы. Да и то, территория городища из-за частых оползней, становится все меньше. Так что, недалек тот день, когда и последний след руян исчезнет.

Источник

 

В штабе Гурзуфском совете ветеранов, в будние дни с 16-00 до 19-00, по адресу Подвойского 9 корпус 2, начинается сбор гуманитарной помощи пострадавшим жителям Украины ДНР и ЛНР. Нужна любая помощь: вода, средства личной гигиены, крупы, памперсы, детское питание, продукты долгого хранения. 
Сбор гуманитарной помощи также ведется и в штабе по адресу: Ялта, ул. Боткинская, 13А 

 

тел. Гурзуфского совета ветеранов +7978 567 97 41 

Гурзуф