Антропологи исследовали останки 217 древних людей, найденные в Румынии, Болгарии, Венгрии и Чехии. Среди них оказались пять представителей ямной культуры, на костях которых присутствуют изменения, характерные для всадников. Это позволило сделать вывод, что скотоводы перемещались верхом на лошадях уже пять тысяч лет назад. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Science Advances.

Важной страницей в истории развития человечества стало начало использования лошадей в качестве транспорта, поскольку это повысило мобильность, улучшило торговые и культурные связи между разными группами, а также изменило способы ведения хозяйства и военного дела. Предполагается, что первоначально этих животных одомашнили ради мяса и молока. Самые ранние возможные свидетельства одомашнивания лошадей происходят из Казахстана и связаны с ботайской археологической культурой IV тысячелетия до нашей эры. При этом многие ученые не разделяют такого мнения, отмечая, что убедительных доводов в пользу такой интерпретации находок все еще нет.

В недавней работе генетики пришли к выводу, что прародина всех современных лошадей находится в Понтийско-Каспийской степи, откуда они широко распространились по разным регионам после 2200 года до нашей эры. Примерно к 2100 году относится самое раннее изображение всадника из Месопотамии, но нельзя исключать, что наездник сидит на осле или кунге.

Примерно к этому же времени (около 2000–1800 годов до нашей эры) относятся древнейшие и убедительные свидетельства использования колесниц, в которых запрягали лошадей. Доказательства этому археологи обнаружили на памятниках синташтинской культуры. Самые ранние потенциальные свидетельства верховой езды, относящиеся к 1890–1774 годам до нашей эры, ученые совсем недавно нашли в Казахстане. При этом широкое распространение всадничества относится уже к началу I тысячелетия до нашей эры.

В новой работе Мартин Траутманн из Университета Хельсинки совместно с коллегами из Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, США и Финляндии исследовал останки 217 человек, найденные на 39 различных памятниках Румынии, Болгарии, Венгрии и Чехии. Большинство из этих людей (около 150) принадлежали к ямной археологической культуре, на что указали погребальный обряд и радиоуглеродный анализ. Все исследованные индивиды жили между V и II тысячелетиями до нашей эры.

Исследователи обратили внимание на останки индивида, найденные в одном из курганов ямной культуры в румынском жудеце Прахова. Они принадлежали взрослому мужчине 30–40 лет, который умер около 2879–2633 годов до нашей эры. На костях его скелета (тазовых, бедренных, позвонках) антропологи обнаружили изменения, характерные для человека, проводившего много времени верхом на лошади. Кроме того, у него был заживший перелом крестца, то есть травма, которую часто получают люди, упавшие с коня. По совокупности диагностических признаков ученые заключили, что этот ямник часто передвигался верхом.

Затем ученые составили перечень из диагностических признаков, по которым можно определить, был ли человек всадником. Свою оценку они проводили по 12-балльной шкале, определив, что считать наездниками можно тех индивидов, которые наберут не меньше семи баллов. В общей сложности они нашли еще четырех представителей ямной культуры из Болгарии и Венгрии, которые, по всей видимости, занимались верховой ездой. Останки принадлежали взрослым людям от 25 до 65–75 лет, которые жили между 3021 и 2623 годами до нашей эры.

Критериям отвечали также четыре индивида, которые не относились к ямной культуры. Двое из них жили в середине II тысячелетия до нашей эры. Два других случая заслуживают большего внимания. Так, останки одного человека 25–35 лет датируются концом IV тысячелетия до нашей эры – возможно, он жил уже во времена, когда в этот регион пришли первые скотоводы ямной культуры, к которой он сам не относился. Другой случай – это человек 25–35 лет из Венгрии. Хотя на его костях антропологи нашли достаточное количество диагностирующих признаков, они призвали не торопиться называть этого человека всадником – не в последнюю очередь из-за того, что он жил еще в медном веке (во второй половине V тысячелетия до нашей эры).

На костях еще девяти представителей ямной культуры исследователи нашли по три характерных для всадников признака, но этого не хватило, чтобы преодолеть установленную планку в семь баллов. То же самое относится еще к трем людям, жившим в конце IV тысячелетия до нашей эры (то есть до прихода ямников) и одному носителю культуры шнуровой керамики из Чехии.

Пять обнаруженных случаев позволили заключить, что для некоторых представителей ямной культуры верховая езда была обычным занятием уже пять тысяч лет назад. При этом из-за отсутствия конского снаряжения в военном деле лошади могли использоваться очень ограничено – например, чтобы добраться до места боя, после чего вести его пешком. Кроме того, верховая езда, вероятно, была полезна для пастухов, которым необходимо было контролировать свои стада.

Ямная культура привлекает внимание не только археологов, но и представителей многих других наук, например, палеогенетиков и лингвистов. Первые несколько лет назад обнаружили, что миграция ямников на запад значительно изменила генофонд Европы, а вторые связали этот процесс с распространением индоевропейских языков.

Останки носителя ямной культуры из памятника Стрейнику

 

Ареалы ямной и афанасьевской культур

 

Изображения наездников, относящиеся к бронзовому веку (около 2100–1200 годов до нашей эры)

 

Раскопки памятника ямной культуры в Болгарии

Источник

 

 

В работах лингвиста Алпатова можно найти занимательный рассказ о возникновении старинной приметы о том, что из-за свиста у человека отсутствуют деньги. Когда в 16 веке люди шли на базар, нередко они брали с собой всего несколько копеек, представляющих собой чешуйки из серебра с изображением всадника. В руках он держал копье. Некоторые ученые считают, что поэтому такие монетки получили название "копейка"

Эти монетки были очень легкими, их легко было потерять. Для сохранения богатства не подходил даже карман — он мог порваться, вывернуться и так далее. Чтобы не лишиться средств, люди держали копейку во рту, прижимая к небу языком. Все хорошо, но до того момента, как человек свистнул. При издании такого звука деньги легко вылетали изо рта. О растеряхе говорили в этом случае: «Ну ты и разиня! Не свисти, а то денег у тебя не будет!». Сегодня никто не носит во рту копейки и даже рубли, а поговорка все так же существует.

 

У греков почти все имена были значащие. Алекс-андр — защитник людей. Фил-ипп — любитель коней (конный спорт был делом знати, имена на -ипп были аристократическими). Геро-дот — богини Геры дар. Поли-крат — много-властный. Демо-сфен — народа сила. Пери-кл(ес) — «со всех сторон слава», вроде нашего Всеслав. Иеро-кл(ес) — святая слава, вроде нашего Святослав. И так далее. Зная небольшой набор корней, из которых составлялись такие имена, можно выкладывать из них новые, как из мозаики.

И в начале, и в конце имени можно встретить такие корни:

—агор— — говорить

—анакс-, -анакт— — владыка

—андр— — человек, муж

—арх(и)— — начальник

—дем-, -дам— — народ

—(г)ипп— — конь

—крео(н) — царь

—крин-, -крит— — судить, судья

—кл(ес), -клео-, -клит— — слава

—ксен— — гость

—ник— — побеждать, победитель

—страт— — войско

—фил— —любить

Преимущественно в начале имени встречаются корни:

алк— — сила

алекс— — защита

ант(и)— — вместо, против

арист— — лучший

(г)иер— — святой, священный

ев-, эв— — хороший

еври-, эври— — широкий

исо— — равный

ифи— — сильный

калли— — красивый

левк— — белый

лик— — светлый или волчий

лиси— — прекращать, разрушать

метро— — мать, материнский

нео— — новый, молодой

патро— — отец, отцовский

пери— — со всех сторон

пиф— — убеждать

ксанф-, ксант— — рыжий

прахс— — дело

прот— — первый

тим— — почесть

поли— — много

фраси— — храбрый

хрис— — золотой

эпи— — после

Кроме того, многие имена бывают производными от имен богов: аполло-, афино-, гермо-, геро-, гераклео-… Кончаются они обычно на -дор, -дот (что значит «дар») или -ген (что значит «рождение», «рожденный»). Зено— и Дио— одинаково значат «Зевсов», а фео— (или тео) — «божий» вообще.

Окончания имен обычно такие:

—анф, -ант — цвести

—бул — советовать

—ген, -гон — рожденный

—дор, -дот — дар

—дам(ант) — укротитель

—крат — власть

—лай — народ

—мах — борьба, война

—мед — мысль, забота

—сфен — сила

—фан — явленный, видный

—фрон — разумный

Теперь, кто хочет, пусть проверит себя: что значит Филодем? Каллиник? Протагор? Ификрат? Диоген? Аристипп? Андромаха? Поликсена? Как назвать по-гречески «дар Зевса»? «рыжую лошадь»? «отцовскую славу»? «убедительную речь»? «начальника мысли»? «прекратителя войны»?

Вот теперь, может быть, вам будет легче помнить такие имена.

Источник

Михаил Леонович Гаспаров. Занимательная Греция

 

Ученые обнаружили самые ранние свидетельства применения в Европе наиболее инновационного на тот момент оружия — лука и стрел. Открытие проливает свет на доисторическое противостояние, в котором человечество одержало триумфальную победу.

Вымершие родственники

Степень нашего родства с неандертальцами точно неизвестна. Ранее эти древние люди считались отдельным видом, теперь ученые все больше склоняются к тому, чтобы отнести их к подвиду Homo sapiens. В пользу этого — доказанная генетиками способность неандертальцев скрещиваться с человеком современного анатомического типа, или кроманьонцами. Неандертальские гены есть практически у всех народов мира, за исключением африканских.

Неандертальцы господствовали в Европе веками. Около 45 тысяч лет назад там появился человек разумный. Примерно через 10-15 тысяч лет неандертальцы полностью исчезли, частично растворившись в нашей популяции.

Этот эволюционный успех человека связывают с биологическими факторами — генетикой или особенностями развития мозга. По другой версии, все дело в технологическом превосходстве кроманьонцев. У наших предков было более совершенное оружие — лук и стрелы, позволявшие эффективно поражать добычу и врагов с безопасного расстояния. Данных о том, что неандертальцы знали какие-либо метательные устройства, нет.

Когда люди научились использовать лук — неясно. Дуга, тетива, древко и оперение стрелы изготавливали из органических материалов, которые плохо сохраняются. Археологам достаются, как правило, лишь каменные наконечники стрел, например, из кремния. Определить, что небольшие артефакты были частью древнего оружия, помогает контекст находок и особенные повреждения на предметах. Самые древние наконечники стрел нашли в пещере Сибуду в Южной Африке. Их возраст — 64 тысячи лет.

В Европе первые следы применения лука относятся к периоду прихода человека разумного — 42-45 тысяч лет назад. В новой статье ученые утверждают, что инновационное метательное оружие в этой части света появилось на десять тысяч лет раньше.

Кремниевая долина палеолита

Homo sapiens не сразу закрепился в Европе. Одна из ранних стоянок была в гроте Мандрен в долине реки Рона на юго-востоке Франции. Слой E, из которого извлекли зуб кроманьонца и орудия труда, характерные для человека современного типа, располагался и над, и под "неандертальскими" слоями. Возраст кроманьонских находок оценили в 51,7-56,8 тысячи лет.

Французские археологи Лор Мец, Людовик Слимак и их коллеги изучили более восьми сотен каменных артефактов из слоя E. На 196 остриях — следы ударного износа, присущие наконечникам метательного оружия.

Каким именно было это оружие, можно понять только по косвенным признакам. Некоторые кремневые треугольники очень маленькие — меньше десяти миллиметров в ширину. Значит, и толщина древка была не больше. Столь легкие наконечники эффективны лишь при высокой скорости полета, которую как раз способна обеспечить тетива лука. Ученые указывают, что эту версию подтверждают этнографические материалы.

Мец и Слимак провели эксперимент: изготовили аналогичные острия из того же материала, прикрепили их к древкам стрел "по палеолитическим технологиям" и проверили в деле. После стрельбы из лука по органическим мишеням на поверхности наконечников остались такие же следы, как и на микролитах из слоя Е.

В кого стреляли наши предки

"Полученные данные указывают, что это оружие могло иметь решающее значение для преимущества людей современного типа над неандертальцами во время первых миграций на их территории", — пишут авторы работы.

Однако это необязательно означает, что кроманьонцы использовали лук непосредственно против неандертальцев, отмечает научный сотрудник отдела археологии каменного века, руководитель Зарайской палеолитической экспедиции Института археологии РАН Сергей Лев, высоко оценивший работу французских коллег.

"Вывод о том, что передовые технологии — лук и стрелы — помогли нашему виду вытеснить неандертальцев, может лишь отчасти опираться на эти результаты, — говорит он. — Лук и стрелы, копьеметалки, неизвестные неандертальцам, давали преимущество, например, при охоте, то есть способствовали лучшей стратегии выживания".

Доказательств прямых межвидовых конфликтов и тем более применения метательного вооружения человеком современного типа против своих "кузенов" у науки нет. Однако, подчеркивает ученый, исключать этого нельзя.

 

Источник