Прекрасный июньский день! Солнце, цветы, пение птиц. Ура, каникулы! По случаю дня защиты детей к нам приехали задорные, любознательные посетители! Многие взрослые приехали семьями, маленькие гости были разных возрастов.

Также приехали увлечённые историей и приключениями артековцы. Полная тишина предваряла миллион вопросов наперебой, ко всему тянулись взгляды и желание потрогать руками «волшебные» экспонаты.

Интересная экскурсия, вкусное угощение и, конечно же, сувенирные магнитики на память! Было шумно, жизнерадостно и интересно.

По старой доброй традиции, Лето в музее начинается именно с этого дня!

Отдельная благодарность Татьяне Петровне, за предоставленные детям угощения.

 

 

 

В захоронении Урд Улаан Унит (Монголия) обнаружили деревянное каркасное седло с деталями из конской шкуры. Недавняя датировка показала, что на данный момент оно самое старое в мире. Одновременно в пещере Хух Нуур обнаружили железное стремя той же эпохи. Новое снаряжение позволило кочевникам изменить облик Внутренней Азии, отправиться далеко на Запад и подстегнуть Великое переселение народов.

Верховая езда появилась ещё на рубеже II-I тысячелетий до нашей эры. Поначалу вместо седла использовалась мягкая подушка или одеяло (фото 2). Как правило, конница была нужна для быстрого наступления и отступления. Постепенно в ход пошла уздечка, заменившая кольцо в носу лошади, а сиденья начали закреплять на лошади ремнём. Римские сёдла для удобства делали с четырьмя «рогами» и поручнями, возможно, в них могли быть и твёрдые элементы из дерева или рога.

Конница постепенно заменяла колесницы и на Востоке. Раскопки гробниц в первой степной империи Монголии, Хунну (ок. 200 г. до н. э. – 100 г. н. э.), показали, что и в Азии сёдла начали делать в виде подушечек, которые фиксировались через грудь и круп лошади.

Окончательно современная конструкция сложного жёсткого седла заменяет более ранние формы к VI веку. Деревянная рама позволяла приподнять всадника над позвоночником животного и смягчить последствия как для наездника, так и для лошади.

Ещё одно важное новшество — точка опоры. «Предками» стремени были крючки, крепящиеся к седлу. В III-IV веке н.э. в Китае для стабилизации использовали тканевые мешки, также подвешенные к седлу (фото 3). Такие нашли в захоронении в Аньяне (провинция Хэнань), они датируются первой половиной IV в. н. э. К середине четвертого века нашей эры пары стремян находили в захоронениях по всему северо-восточному Китаю и Корее.

В 2015 году в степи нашли захоронение Хух Нуур. Гробница не была разграблена, но в результате раскопок нашли одно железное стремя — возможно, второе было утеряно из-за нор сурков, облюбовавших древний курган. Другие учёные настаивают, что это было одиночное крепление — как на Алтае. Радиоуглеродное датирование показало конец III — начало IV вв. н.э., то есть это одна из самых старых находок. Ровесники этого стремени обычно выполнены из дерева, так что оно «обгоняет» алтайские почти на два столетия и не уступает китайским.

В том же году археологи начали изучать пещерное захоронение Урд Улаан Унит. К сожалению, первыми его обнаружили грабители и успели повредить гробницу, но большая часть органики уцелела. При раскопках нашли частично мумифицированные останки лошади, железные удила с деревянными псалиями, но главной находкой, конечно, стало полностью сохранившееся каркасное седло.

Основу вытесали из берёзы и скрепили посередине гвоздями, а затем окрасили в тёмно-красный цвет. По бокам свисал широкий ремень — видимо, к нему крепились стремена с двух сторон, как в современной конструкции. Радиоуглеродная датировка найденного в пещере зуба и седла показала результат 247-492 гг. н.э. Скорее всего, похороненный в Урд Улаан Унит кочевник разъезжал по степи в IV — начале V вв. н.э., во время подъёма Жужанского каганата. С таким снаряжением всадники могли использовать более тяжелое вооружение и находиться в седле дольше.

Автор текста — Анна Гребенникова. Источники.

 

В XIV веке султан Мурад I создал войско, ставшее одним из символом Османской империи. Оно получило название янычары ("новое войско"). Одним из наиболее запоминающихся атрибутов этих воинов стал кече - головной убор в виде рукава.

По легенде первые, набранные султаном воины пришли к основателю одного из суфийских орденов дервишу Вали Бекташи и он "гласом пророческим, накрыв рукавом одежды своей голову одного из них, произнес громко: "Да признаетесь отныне и навсегда янычарами". Так рукав стал символом янычар, а они не просто воинами, а еще и религиозными фанатиками. Рукав назывался ятырма мог быть длинным до самого пояса или коротким - до плеч.

Кече украшали журавлиными перьями и обязательно носили в бою и во время парадов. Считалось, что сто человек в кече кажутся врагу тысячей.

Благодаря украшению кече деталями из золота и серебра оно стало массивным и не очень удобным для сражения. С развитием огнестрельного оружия, когда янычарам пришлось находиться в траншеях, они стали заменять кече, натягивая на голову ночные колпаки и чехлы от ружей.

 

Реконструкция лица Македонского царя Александра Великого итальянским художником Алессандро Томази.

В Крыму множество пещерных городов. Давайте перенесёмся в то время, когда они процветали и ещё не были разрушены.

 

Подходим к краю одного из плато и смотрим на долину, которой и нет. А перед глазами гуляют синие воды моря, заливы, протоки. Невдалеке ещё один город в скале, там ещё и ещё.

 

Из города извилистая каменная тропа спускается в гавань, где к скалам за большие железные кольца привязаны лодки и корабли. Кипит бурная торговая жизнь. Люди обмениваются товаром, покупают и несут всё вверх, по домам.

 

 А ведь действительно кольца для кораблей сохранились до сих пор. Многие путешественники 18 и 19 веков видели их в наиболее неприступном месте скалы. Например, французский посланник при дворе крымского хана в 1778 году барон Тотт писал: "Прогуливаясь по ущелью близ Бахчисарая, я заметил железное кольцо наверху неприступной скалы, которая замыкала это ущелье; я спросил проводника-татарина о назначении этого кольца. - „Я полагаю, - ответил он невозмутимо, - что оно служило для привязывания лодок, когда море, омывавшее эти скалы, образовало в этом ущелье залив".

 

 Что за люди жили в то время? Как они называли свои города и море, окружавшее их?

 

В мифах индоариев море называли Воурукаша, Кисана, Акшайна, или просто Океан, а свою страну называли Страной Сорока Городов.

 

 Считается, что было 7 больших островов, на которых стояли древние города. Если смотреть сверху, то эти горные острова тянулись с запада на восток, извиваясь, как огромная змея. Народ ригведийцы называли эту "змею" Хара Бересайте, авестийцы - Высокая Хара (хара - гора). Гомер назвал эти острова-горы первородными.

 

Сверху они смотрелись очень символично. Чатырдаг, как огромный след человека, Эски-Кермен напоминал дубину великана, Чуфут-Кале, как бумеранг, Мангуп-Кале - остров дракон, Качи-Кальон - плывущий по морю корабль.

 

 "Кстати, Чёрное море в то время было не очень солёное (даже и сейчас). Раньше на его месте было неглубокое пресноводное озеро. После окончания очередного ледникового периода воды океана поднялись и хлынули в это самое озеро. Вот почему соленость Чёрного моря не превышает 18 промилле, тогда как в других морях и океанах этот показатель составляет примерно 37 промилле". - рассказал Роберт Баллард во время своей очередной экспедиции к берегам полуострова.

 

Значит, был потоп на месте современного Крыма, но полуостров возродился, только стал другим, ещё более прекрасным. Потом пришли другие народы и заселили эти земли. О них - в других историях...

 

 Источники: "Крымский туристический навигатор", "Крымский блог", "Изба-Читальня", "Таврия - волшебный остров".

 

 Морячок Крым

 

 Источник