Сегодня у нас в гостях побывали супруги из города Екатеринбург – Игорь и Наталия. Они презентовали нам в коллекцию пару красивых магнитиков из своего города. Сами Игорь и Наталия также увлекаются коллекционирование магнитиков городов, в которых побывали. Их коллекция насчитывает порядка двух тысяч экземпляров. Так держать, коллеги!

 

 

Ученые определили точный возраст терракотовой головы, обнаруженной при строительстве Крымского моста. Об этом сообщили в пресс-службе Института археологии РАН.

Определен возраст скульптуры, найденной у Крымского моста 1

Фото инфоцентра Крымского моста

 

Скульптура была создана в V веке до нашей эры. Античный мастер гравировкой по сырой глине обозначил волосы и бороду, затем изделие прошло обжиг и было покрыто составом на основе древесной смолы. По предварительным данным, фигура могла украшать нос корабля.

Напомню, фрагмент статуи (предположительно, античного божества) обнаружили в Керченском проливе в 2017 году. Тогда отряд ученых исследовал крупное подводное скопление древней керамики. По мнению экспертов, артефакты находились в гавани древнегреческого города Пантикапей и в 1970-х годах переместились во время углубления дна к мысу Ак-Бурун.

 

 Источник

 

Одним из самых первых торговых комплексов в истории можно считать рынок Траяна в древнем Риме. Он так назван не потому, что возник при императоре Траяне, а по месту расположения: на форуме Траяна. Построил его знаменитый архитектор II в. н.э. Аполлодор Дамасский. Комплекс представлял собой систему зданий в виде террас на склоне холма. От форума он был отделён специальной противопожарной стеной. Строительным материалом рынка был знаменитый римский бетон, отличавшийся прочностью, позволившей этому пятиэтажному строению простоять до наших дней.

Руины рынка Траяна в Риме. Современное фото.

В этом комплексе размещалось около 150 лавок, таверн, закусочных, а также пункты раздачи бесплатного хлеба. Каждая лавка имела отдельный выход на улицу, который римляне называли знакомым нам словом «vitrina». Здесь торговали вином, оливковым маслом, фруктами, рыбой. Тут же располагались колоритные восточные торговцы, предлагавшие римлянам шёлк, пряности и прочие экзотические товары. Через весь рынок Траяна проходила улица, название которой — «Via Biberatica» — происходило от латинского слова bibo («пить, выпивать, поднимать тост»). Харчевни и закусочные располагались именно на ней.

Мульсум в горшочках. Современная реконструкция.

Древнеримский прохожий, заскочивший на рынок Траяна, мог взять мульсум (напиток из вина с мёдом), оливок с орешками на закуску и ходить по лавкам, прицениваясь к товарам. Проголодавшись, можно было зайти в харчевню, где кормили жареными голубями (одно из самых популярных блюд из птицы в древнем Риме), мясным рагу, подогретым вином, лепёшками, овечьим сыром и даже бургерами.

Средневековая копия «Апициева корпуса». Фульдское аббатство, X в. н.э.

Да, в кухне того времени был полный аналог современного бургера. Его рецепт сохранился в единственной дошедшей до нас древнеримской кулинарной книге, так называемом «Апициевом корпусе». Считается, что её написал легендарный гурман I в. н.э. Марк Габий Апиций. Часть рецептов в ней содержат очень редкие и дорогие компоненты, вроде языков фламинго. Но есть и блюда из самых обычных продуктов. Isicia Omentata относится именно к таким.

Осколок амфоры из Помпей с остатками гарума. I в. н.э.

Для его приготовления берут полкило рубленой говядины, треть батона пшеничного хлеба, 60 грамм белого вина, полчайной ложки молотого чёрного перца, 50 грамм римского рыбного соуса «ликвамен», он же гарум (из современных соусов на него похож вьетнамский «Ныок мам»). Кроме того, потребуется горсть кедровых орехов и 50 грамм «кароенум» (кипячёное виноградное сусло). Последний компонент легко приготовить из виноградного сока или молодого вина, его нужно кипятить, пока не останется половина от изначального количества жидкости.

Своременный реконструктор ест аутентичную древнеримскую Isicia Omentata.

Пшеничный батон крошится мелкими кусами и пропитывается вином. После чего смешивается с рубленым мясом. Добавляются специи, из получившейся массы формируются котлетки, которые сверху смачиваются кароенумом и посыпаются дроблёными кедровыми орехами. Осталось запечь эти котлетки в древнеримской печи или в современной духовке (20 минут при температуре 200 градусов). Готовые котлетки можно полить сверху рыбным соусом. Положив такую котлету в разрезанную пополам обычную небольшую булку, можно почувствовать себя римлянином, поедающим не просто бургер, а самую настоящую Isicia Omentata.

Глобули. Современное фото.

Кроме этого блюда, к древнеримскому «фастфуду» можно также отнести глобули. Они представляли собой шарики из теста, обжаренные в сале или оливковом масле. Иногда их сверху поливали мёдом и посыпали маковым зерном. Кроме того, у древних римлян было множество разновидностей хлебобулочных изделий из теста, замешанного с вином или мёдом. Помимо сладостей, продавались хлебные лепёшки с запечёнными внутри кусочками мяса, рыбы и прочих продуктов. Получалось что-то вроде закрытой пиццы, вкусной и питательной.

Такой же борщ ели и в древнем Риме.

Для желавших более солидного перекуса, в римской харчевне могли подать самый натуральный борщ. Именно древние римляне придумали обжаривать свеклу на жире, перед тем как варить с ней суп. Правда, сам рецепт похлёбки из свеклы с добавлением капусты, лука, мяса и сала впервые придумали фракийские племена, а римляне его позаимствовали.


Античные руины в Херсонесе. Современное фото.

Со второй половины I в. до н.э. римские гарнизоны располагались на крымском полуострове. В Херсонесе, Евпатории, Феодосии и Керчи археологи нашли остатки стоянок римских легионов. В том числе сковородки, кастрюли и котелки солдатских походных кухонь. Солдаты из этих легионов питались, помимо прочих блюд, капустным и свекольным супом, так что щи и борщ в Крыму ели ещё до нашей эры.

 

© Булат Мамлиев

 Источник

 

 

 

 

Интереснейший фотоцикл о жизни народа духа (Монголия)

 

В 21 веке знакомство с обычаями и образом жизни древних народов кажется чем-то запредельным. Представить себе мир, в котором нет места технологическому прогрессу, а время течет плавно и размерено, как и тысячелетия назад, почти невозможно. Сегодня наш рассказ о народности цаатаны, кочевниках-оленеводах, проживающих в Монголии.



Цаатаны - исчезающая народность кочевников-оленеводов


Автор интереснейшего фотоцикла о жизни цаатанов (самоназвание народности – духа) – Хамид Сардар-Афхами (Hamid Sardar-Afkhami), доктор философии Гарвардского университета, занимающийся тибетоведением и изучением санскрита. Несколько лет он прожил в Непале, а после решил отправиться в Монголию, чтобы познакомиться с кочевыми народностями. 

Сезонная миграция цаатанов


Само название цаатаны происходит от тюркского «цаа», то есть «олень». Издавна цаатаны занимались оленеводством, питались молоком и творогом, использовали животных для охоты на дикого лося и кабана. 

 Интереснейший фотоцикл о жизни народа духа (Монголия)



 Фотоцикл о жизни цаатанов от Хамида Сардара-Афхами (Hamid Sardar-Afkhami)


Духа – исчезающая народность. Сегодня насчитывается около 44 семей, численность по разным подсчетам колеблется от 200 до 400 человек. Правда, еще в 1970-е годы в Монголии проживало до 2000 цаатанов.

 Цаатаны с детства учатся держаться в седле



 Цаатаны - древние оленеводы (Монголия)


За время экспедиции к цаатанам Хамид Сардар-Афхами снял замечательный фильм «Оленеводы» ( «The Reindeer People»), который рассказывает о жизни одной из семей. Особое внимание уделяется тому, как происходит сезонная миграция цаатанов.

 Цаатаны - древние кочевники-оленеводы (Монголия)



 Шаман цаатанов во время ритуального действа


Автор фильма рассказывает, что в Северной Монголии существует священный союз между людьми, духами предков и оленями. Семья кочевников переезжает со стадом оленей, насчитывающим 100 голов. Когда путь пролегает через священные леса, 96-летний шаман обращается с песнями к духам предков, чтобы те защитили людей от опасности, помогли им преодолеть немалое расстояние. Хамид Сардар-Афхами восхищается тем, что цаатаны живут в гармонии с природой и животными, передают свои верования от поколения к поколению. Фильм получил высшую награду жюри на фестивале Banff Mountain Film Festival, посвященном жизни горных народностей.

 Цаатаны - древние кочевники-оленеводы (Монголия)

 


Помимо оленей, монгольские кочевники поддерживают духовную связь и с медведями, волками и грозными орлами. Древнейшее занятие, вызывающее восхищение и благоговейный трепет у обывателей – традиционная 
орлиная охота. 

 

 

Источник

 

Компьютерная реконструкция кинжала и ремня | Elif Siebenpfeiffer

Немецкие ученые сообщили о завершении работы по реставрации уникального римского кинжала, найденного во время археологических раскопок в апреле 2019 года в городе Хальтерн (Северный Рейн — Вестфалия). Кинжал, поверхность которого была раньше полностью покрыта толстым слоем корродированного металла, теперь выглядит так, что его можно принять за современную копию древнего оружия.

Кинжал I века сохранился вместе с ножнами и поясом. Он был найден девятнадцатилетним стажером Нико Калмундом во время совместных раскопок, проводившихся Вестфальско-Липпской ландшафтной ассоциацией (LWL) и Трирским университетом. Кинжал находился на глубине в 90 сантиметров, но когда его закопали в почву почти две тысячи лет назад, глубина составляла 40 сантиметров, и это стало тем счастливым обстоятельством, которое позволило кинжалу сохраниться. Если бы он оказался выше, он был бы разрушен во время вспашки поля, если бы был ниже — уничтожен грунтовыми водами.

Находка удивила археологов. Она была сделана на кладбище при римском военном лагере. Умерших солдат там кремировали и хоронили в простых урнах без погребального инвентаря. Кинжал находился в траншее, вырытой вокруг холма и позже засыпанной. Почему довольно ценный для человека того времени предмет там оказался, неясно. Единственный сходный кинжал в Хальтерне был найден в 1967 году (без ножен и пояса) в самом лагере, а не на кладбище.

Кинжал был извлечен вместе с блоком почвы и доставлен в лабораторию. Рентгеноскопия и компьютерная томография показали, что кинжал находится в ножнах и что сохранился металлический пояс, к которому были прикреплены эти ножны. Но даже с детальными изображениями работа по очистке и реставрации кинжала заняла девять месяцев.

Фото: LWL/Eugen Müsch

По форме лезвия и особенностям технологии кинжал относится к типу «Виндонисса», названному по римскому военному лагерю в современной Швейцарии, где ранее находили такие кинжалы. Сталь для кинжала была изготовлена в римской провинции Норик (на территории современных Австрии и Словении), которая в начале нашей эры была главным поставщиком стали и оружия для римской армии. Передняя часть ножен и рукоять украшены тонко сделанными геометрическими узорами из серебряной проволоки. Самые тонкие кусочки проволоки имеют толщину всего 0,15 мм. Также ножны и рукоять украшены красной эмалью и вставками из красного стекла.

У ножен под внешним слоем металла скрывается деревянная основа. Специалисты из Кельнского университета определили, что она сделана из липы. Пояс, на который вешали кинжал, был кожаным (сохранились отдельные фрагменты кожи). На кожу при помощи льняных нитей были нашиты бронзовые пластины, которые снаружи были покрыты оловом, чтобы выглядеть как серебряные. Но каким бы красивым ни был кинжал, он не был декоративным аксессуаром, а служил частью повседневно носимого вооружения. На нем обнаружены признаки износа клинка, часть серебряных элементов рукояти утеряна и заменена медными, а кольца, соединяющие ножны с поясом, имеют потертости от кожаных узелков.

Кинжал, ножны и пояс продолжают изучать специалисты. Находки планируется выставить в Римском музее в Хальтерне в марте 2022 года.

 

 

Источник