В Древнем Риме тривиум представлял собой перекресток трех дорог (tri - "три" + via - "дорога").

По мнению римлян, когда люди встречались в тривиуме, они обсуждали trivialis ("несущественные вещи"), что в итоге и позволило придать тривиуму его современное значение.

 

Известна легенда о короле Артуре — она касается эпизода с мечом в камне. Вот только далеко не всем известно, что, несмотря на литературную обработку этой истории, она, вполне вероятно, основана на реальных событиях. Однако они произошли намного позже предположительного времени правления легендарного короля. Речь идет о клинке, который засел в реальную каменную глыбу. Расположен он на территории итальянской часовни Монте-Сьепи.

Как предполагают исследователи, клинок был собственностью тосканского рыцаря Гальяно Гвидотти, который жил в XII веке. Как гласит литературная легенда, Гвидотти вёл весьма фривольный образ жизни, поэтому когда к нему явился архангел Михаил с призывом встать на путь праведный и податься в монахи, рыцарь рассмеялся и заявил, сделает это, только если разрубит камень. Но архангел явил чудо — лезвие без труда вошло в камень, и шокированный Гальяно действительно встал на путь исправления. Конечно, сюжет легенды не имеет ничего общего с действительностью, вот только современный радиоуглеродный анализ подтвердил, что возраст меча совпадает со временем жизни рыцаря Гвидотти.

 

Понятие «музей» ввели в культурный обиход человечества древние греки, однако в античном мире оно никогда не употреблялось по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово «мусейон» (museion) в буквальном переводе означает «место, по- священное музам», то есть святилище муз. Эти сакральные постройки обычно представляли собой не храм в собственном смысле слова, а портик с жертвенником, и часто располагались в рощах, предгорьях, у родников, ведь изначально музы почитались как божества источников. Позднее их стали считать покровительницами искусств и наук, дарующими творческое вдохновение, поэтому культ муз приобрел важную роль в сообществах ученых.

Как союз во имя служения Аполлону и музам создавалась, например, около 385 г. до н. э. Академия — знаменитая философская школа Платона, объединившая в своих стенах разнообразные науки. В ней имелось святилище муз — мусейон, а для совершения положенных обрядов на каждый день месяца из числа слушателей назначались «служитель муз» и «приноситель священных жертв». Мусейон существовал и при философской школе Аристотеля — Ликее, но появился он уже после смерти великого ученого стараниями его ученика Теофраста.

Нередко мусейоны становились центрами своего рода литературных сообществ, служа местом не только поклонения музам, но и проведения творческих состязаний поэтов. Подобными соревнованиями особенно славилось Феспийское святилище муз, расположенное в Беотии на склонах горы Геликон, где раз и пять лет проходили общегреческие празднества в честь муз — Мусеи. В самом святилище и его окрестностях, в частности в священной роще, находилось множество изваяний богинь, выполненных прославленными скульпторами Кефисодотом и Праксителем, статуи бога Диониса работы Мирона и Лисиппа, знаменитый мраморный Эрот (Купидон) Праксителя, полюбоваться которым приезжали из многих уголков античного мира.

«Поставлены там статуи следующих поэтов и вообще людей, выдающихся в музыке: Фамирис, уже слепой, касающийся рукою сломанной лиры. Сидит там и Гесиод, держа на коленях лиру. Есть тут и статуя фракийского Орфея, рядом с которым стоит Телета (Совершенство), а вокруг него из мрамора и меди — изображения диких зверей, слушающих его пение. На Геликоне много различных треножников; из них самый древний тот, который, говорят, Гесиод получил в Халкиде у Эврипа, одержав победу в пении», — рассказывал о святилище во II в. н. э. древнегреческий писатель Павсаний.

 

В руинах Помпеев была обнаружена пекарня, где рабы были заключены и использованы для производства хлеба, что было описано как самый шокирующий пример рабства в древнеримском городе. Эта маленькая пекарня с узкими окнами, закрытыми железными решетками, являлась частью дома, обнаруженного во время раскопок в районе Регио IX археологического парка Помпеи в южной Италии. Находка предоставляет новые сведения о жизни рабов Помпеев, которые, хотя и часто упускаются из исторических записей, составляли большую часть населения и их тяжелый труд поддерживал экономику города и культуру римской цивилизации.

Считается, что дом находился в стадии ремонта, когда был уничтожен извержением Везувия в 79 году нашей эры. Однако недавно в одной из комнат пекарни были обнаружены останки трех жертв, указывающие на то, что в доме всё еще проживали люди. На полу пекарни были найдены следы, использовавшиеся для координации движения рабов и ослепленных животных(Это может относиться к использованию животных, возможно, лошадей или волов, которых ослепляли или закрывали им глаза во время работы в пекарне или на мельнице, чтобы они могли двигаться по кругу, не отвлекаясь или не пугаясь. Это был распространенный метод в древности для управления рабочими животными, особенно в мельничном деле). Дом был разделен на жилую часть, украшенную роскошными фресками, и пекарню, где рабы были вынуждены молоть зерно для производства хлеба. Пекарня была отрезана от внешнего мира, единственный выход вел в главный зал дома.

Габриэль Цухтригель, директор археологического парка Помпеи, сказал: "Другими словами, это пространство, в котором мы должны представить присутствие людей рабского состояния, чью свободу передвижения владелец посчитал необходимым ограничить". "Это самая шокирующая сторона древнего рабства, лишенная каких-либо доверительных отношений и обещаний освобождения, где мы сводимся к грубому насилию, впечатление, которое полностью подтверждается укреплением нескольких окон железными решетками".

В 2021 году в одном из роскошных особняков в Цивита Джулиана, пригороде древних Помпеев, была найдена комната, в которой жили рабы, содержащая три деревянные кровати, ночной горшок и деревянный сундук. Останки двух жертв, предположительно хозяина и его раба, были найдены в том же особняке годом ранее.

В некрополе Порта Сарно, одном из главных входов в Помпеи, в 2021 году были обнаружены частично мумифицированные останки бывшего раба, поднявшегося по социальной лестнице. Могила предположительно датируется десятилетием перед уничтожением города.

15 декабря в археологическом парке начнется выставка, посвященная рабам Помпеев. Эта экспозиция будет представлять жизнь и условия жизни рабов, включая находки из недавних раскопок, и расскажет о том, как их труд и жизни были важной частью ткани римской цивилизации.

 

Древняя критская религия, восходящая к неолиту или даже к палеолиту, была основана на группе богинь, главными из которых считались Великая Мать и Потния Терон

. В период с 35 000 по 3000 годы до нашей эры фигура Великой Матери присутствовала в мифологии всей Европы, а на Крите она оставалась до 2-го тысячелетия до нашей эры. Каждая цивилизация приписывала божественное начало материнству. Другим священным критским символом был бык с освящёнными рогами, главный герой легенды о Минотавре.