"Наверху колонны стоит огромный бронзовый конь, обращенный к востоку. Передняя левая нога поднята в воздух, другая твердо опирается на камень. На этом бронзовом коне восседает фигура императора колоссальных размеров. Его лицо обращено к востоку, он правит конем, направляя его против персов. В левой руке он держит шар: художник хотел этим показать, что ему служат вся земля и море. Правая рука его протянута по направлению к востоку; и, вытянув пальцы, он как бы приказывает находящимся там варварам сидеть спокойно дома".

Это Прокопий Кесарийский так описал колонну Юстиниана. Она была главной достопримечательностью площади Августеон, которая находилась между ипподромом, Большим дворцом и Софийским собором. Колонна стояла на постаменте из 7 мраморных ступеней. Говорят, ее высота достигала 70 метров и статую Юстиниана было видно даже с моря.

 

На месте современной Анапы более 2000 лет назад стоял античный город Горгиппия — юго-восточный форпост Боспорского царства. Оно объединяло земли Керченского и Таманского полуостровов с прилегающими территориями на Северном Кавказе. Свое название греческий полис получил по имени сына царя Сатира I — Горгиппа, который присоединил эти земли, принадлежавшие племени синдов, к Боспорской державе.

Город Горгиппия был не только торговым и ремесленным центром, но также пограничной крепостью и одним из самых крупных портов царства. В настоящее время древнее поселение вместе с некрополем находится под центральной частью курорта Анапа. Многочисленные археологические находки фиксируют существование эллинского города на этом месте с V века до н. э. по III век н. э. — когда Горгиппия погибла в результате вражеского нашествия и на этом закончился античный этап ее истории.

 

Бронзовая монета называемая в древности "Гомереум", чеканка древнегреческого города Смирна. Диаметр -22 мм. Вес - 8.5 г. На аверсе профиль Аполлона - покровителя искусств, на реверсе изображен сидящий Гомер. Интересно то , что на монете изображена скульптура стоявшая на площади в Смирне. Этот город один их семи претендовавших на право называться родиной Гомера. По описанию монеты Гомер сидит и держит в руках свиток. За ним посох. Слепой поэт и свиток? Зачем слепому свиток с текстом? Посмотрел литературу. Герман Хафнер в книге "Выдающиеся портреты античности" не утверждает, что Гомер был слепым. А считает, что это убеждение возникло еще в древности из-за приписываемой Гомеру скульптурной головы старца с закатившимися глазами. Историк Томас Хакилл в книге "Греческое наследство" анализирует "Илиаду" Гомера и приходит к выводам что Гомер мог в юности быть воином. Так как отлично знает и в деталях описывает доспехи гоплитов характерные для его времени - VIII век до нашей эры. Свои знания военного дела Гомер переносит на архаичную эпоху Трои в XII век до нашей эры. "Слепоту" Гомера Томас

Кахилл объяснят тем , что в "Одиссее" описан слепой пиит-сказитель, с древности это описание относили к самому Гомеру, считая этого персонажа автопортретом автора эпических поэм.
Если на скульптуре изображенной на монете города Смирны - самой вероятной родины Гомера, сказитель держит свиток - значит его легендарная слепота не очевидна. В любом случае в молодости и зрелости Гомер должен был быть зрячим. Его описания сражений очень яркие и детальные. Монета как бы лишает образ Гомера слепоты. Такая вот версия после изучения сопутствующих эпохе материалов.

Страбон конкретно упоминает об этом выпуске бронзовых монет из Смирны, когда, обсуждая город, он говорит: "Здесь также есть библиотека; и "Гомереум", четырехугольный портик, содержащий святилище и деревянную статую Гомера; ибо смирнейцы также предъявляют особые претензии на родину поэта и даже свою бронзовую монету назвали - “Гомереум" (Strabo, Geographica XIV , I.37, transl. by H.C. Jones, The Geography of Strabo , VI [Loeb, 1960], pp. 245-247). Это весьма редкий случай, когда название монеты упоминается у античных авторов - относительно конкретного города! Еще из любопытного: Смирна упоминается в Книге «Откровение Иоанна Богослова» как одна из семи Церквей Апокалипсиса. «То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию». Также название Смирны имеет одно происхождение с названием ароматической смолы Мирры, неоднократно упоминаемой в библейской книге Исход (30:23) и др. книгах Библии.

Томас Кахилл в книге "Греческое наследство" утверждает: современный лингвистический анализ "Илиады" и "Одиссеи" указывает на то, что они были записаны на основе более древнего эпоса. Причем автор (предполагается это Гомер) выбрал только два эпизода из множества сюжетов. Остальное осталось лишь в коротких цитатах древних авторов. Причем "Илиада" это условно "молодой" Гомер - по изложению, стилистике и отношению к жестокости, а "Одиссея" - ее автор сентиментальный человек в возрасте. "Одиссею" могли дописывать уже ученики Гомера.

Так что свиток у Гомера на монете , может указывать на то , что поэт был вполне зрячий, а если и потерял зрение, то в глубокой старости, когда имел уже своих учеников и последователей, которые продолжили его дело сохранения древних эпических сказаний.

 

---


 

А знаете ли вы:

Что древнегреческие скульпторы раскрашивали свои творения? Краска, конечно, не выдержала испытания временем, но современные технологии позволяют увидеть статуи такими, какими они были созданы. Такая работа 25 лет ведется в Германии под руководством проф. Винцента Брикмана. В лучах ультрафиолета становятся видны мельчайшие следы фрагментов краски, а инфра- и рентгеноскопия помогают археологам выяснить, из каких составляющих была создана та или иная краска. Оказывается, волосы статуй были желтыми или коричневыми, для передачи ощущения живого тела краску соединяли с воском и наносили на обнаженные участки, а одежда была не только ярких цветов, но и богато орнаментирована. Причем иногда использовали символические цвета, например, гривы коней могли быть красными или зелеными. Приходится признать, что даже икона вкуса – Парфенон – имел раскрашенные фронтоны и капители.

Еще в конце XVIII века французский ученый Кэтримэр де Кинси обнаружил на древних статуях следы красочного слоя, и в течение всего XIX века люди искусства не могли с этим смириться. Художники сами ездили на раскопки в Геркуланум, уж очень не хотелось лишаться благородного белого идеала. Ведь белый мрамор считался символом превосходства Западной цивилизации. Белоснежная греческая скульптура стала символом достижений свободной личности и для философов Просвещения и для отцов-основателей американской нации (вспомните Белый дом).

Много столетий люди восхищались игрой теней на мерцающем мраморе, и даже сейчас, точно зная, что античные статуи и здания не были белыми, нам трудно отказаться от этого эстетического заблуждения.