Сейчас сложно себе представить нашу динамичную жизнь без контроля над временем, без часов и гаджетов, помогающих следить за ним, без будильников и курантов. Как понять который час, если вы оказались в Древнем Риме? В солнечный день определить время можно по положению солнца или по солнечным часам, но если небо закрыто облаками, сделать этого нельзя. Представим, что вы назначили встречу своему другу в 11 часов. Как понять когда именно пора выходить из дома и идти на встречу?

Основными помощниками в определении времени, как можно догадаться, являлись восход и закат солнца. Основной временной промежуток, в который римляне были наиболее активны это, с 6 утра до 6 вечера, а с 7 часов в Риме наступала ночь. Принято было делить тот самый световой день на 12 равных частей, причем летом эти части были длиннее, так как соответственно длиннее и световой день. Так как деление этих отрезков на минуты отсутствовало, это не имело большого значения.

Интересный факт:

Английское «a. m.» для обозначения времени с утра до полудня образовано от латинского выражения «ante meridiem» - до полудня, а «p. m.» или «post meridiem», соответственно - после полудня.

Так же использовались солнечные часы, которые были позаимствованы из Древней Греции. Первые такие часы были военным трофеем и перевезены в Древний Рим после первой Пунической войны в 263 году до н.э. К сожалению, только спустя сотню лет оказалось, что точные для сицилийских широт часы показывали неправильное время в римских. Одними из самых известных солнечных часов периода империи были часы, установленные Октавианом Августом на Марсовом поле.

---

---

Макет Древнего Рима с часами Августа. Обелиск высотой 30 метров, а диаметр циферблата - 160 метров.

Также использовались водяные часы, принцип работы которых основан на системе сообщающихся сосудов, из одного в другой через равные промежутки капала вода и по изменения уровня жидкости можно рассчитать который час.

Но ни те, ни другие часы в Древнем Риме не прижились как стандарт, поэтому чему удивляться легкому отношению к контролю за временем со стороны поздних потомков римлян - итальянцев: «Tempo al tempo» - всему своё время.

 

Источник

Шиликтинский золотой человек. реконструкция. особенно интерсесны сапоги-прообраз ботфорт. Подобные сапоги найдены в захоронениях вандолов Юстиниана,так же закрывающие коолени. Vandali Justiniani, фото таких сапог можно найти в Журнале " Новый солдат" как видно, умерший изображен блондином, и казастанские ученые в кои-то веки не стали заниматься подлогом,очевидно,были найдены волосы покойного.

Шиликтинский золотой человек. реконструкция. особенно интерсесны сапоги-прообраз ботфорт. Подобные сапоги найдены в захоронениях вандолов Юстиниана,так же закрывающие коолени. Vandali Justiniani, фото таких сапог можно найти в Журнале " Новый солдат" как видно, умерший изображен блондином, и казастанские ученые в кои-то веки не стали заниматься подлогом,очевидно,были найдены волосы покойного.

 

Шиликтинский "Золотой человек" был найден в 2003 году. Захоронение датируется VIII веком до нашей эры, этот "Золотой человек" старше иссыкского на 400 лет. По словам археолога Абдеша Ташкеновича Толеубаева, деревянная гробница была спрятана в каменном кургане, покрытом слоем земли. Строение имело форму усеченной пирамиды. Внутри гробницы было обнаружено 4303 золотых изделия.


иссыкский золотой человек.

Автор реконструкции художник-реставратор, основатель и руководитель научно-реставрационной лаборатории радиция наряжения представителей высших слоев общества в так называемую «золотую одежду» была характерна, в основном, для общества сако-скифского времени. Одной из самых интересных для археологов находок в этом кургане является золотая сережка размером 1 миллиметр, ушко ее 0, 5 миллиметра. Ученые разгадывают загадку, как могли древние люди, которые жили 2700 лет назад изготовить золотое изделие с такой ювелирной точностью.


Иссыкский золотой человек

Костюм Шиликтинского человека по своим социально-знаковым функциям соответствует статусу царя, хана или другого правителя, в то же время их знаковый костюм отражает модель мира в мировоззрении их создателей и носителей. Образы священных животных, украшающие одежду шиликтинского человека, выполненные золотом, несут в себе особую знаковость, святость, являются своеобразным оберегом.


Реконструкция Шиликтинского золотого человека.

Автор в своей научной реконструкции одежды и наряда шиликтинского человека часто обращался и к находкам из Уландрыка. Которые позволяют объяснить назначение целого ряда уникальных предметов, ибо они хорошо сохранились в древнем льду, заполнявшем погребальное сооружения.


В ходе мероприятия состоялась торжественная церемония перерезания ленты, в которой приняли участие общественный деятель, этнограф Молдабек Жанболатов, археолог, кандидат исторических наук, профессор университета имени Шакарима Амантай Исин.

Зейноллы Самашева изучали Берельский курган №11. Там обнаружили могилу царя и царицы. Они лежали в колоде, выдолбленной из лиственницы.


По углам ее крышки — позолоченные изображения орлов. Любопытно, что на черепе мужчины видны следы трепанации. Что это значит? Вскрывали ему череп после смерти или пытались делать операцию? А что, говорят, древние египтяне умели делать операции на головном мозге.


Образ грифа, стерегущего золото, у греков был связан со степными кочевниками. Кстати, и в могиле Золотого человека был найден кинжал, украшенный грифоном.


Это один из важных элементов символики сакских узоров. Этим изображением украшали только предметы, необходимые мужчине-воину. На конях были маски с приделанными к ним позолоченными рогами. В Государственном музее искусства Казахстана в зале золота можно видеть реконструкцию этих коней. Лошади сохранились так хорошо, что ученые смогли исследовать их кишечник и узнать, чем они питались.


К коням приделывали рога, и получаеся, люди этой культуры отличались от саков Алтая. по крайней мере,коней с рогами там нет.

В 2003 году было снова сделано важное открытие на Алтае. В Зайсанском районе есть Шиликтинская (Чиликтинская) долина, известная своими курганами. Когда группа археологов Абдеша Толеубаева вскрыла самый большой из них, который сегодня называют Байгетобе, то обнаружили захоронение, которое было частично разграблено. Однако то, что удалось найти, позволило предположить, что здесь похоронен царь. Его называют Шиликтинский (Чиликтинский) золотой человек. Причем считается, что это самое старое из известных захоронений. Возможно, VII век до н.э.


И среди находок не указаны лебеди исполненные из войлока, найденные в Пызырыкских курганах, то есть, получается, что это были разные племена, поскольку фарн у них был разный.


голова мужчины из пятого Пызырыкского кургана. Как видно,волосы светлые.( По поводу не Ортокорибант ли это,вероятно, но не факт,хотя волосы на правой стороне черепа)

Люди Шиликтинской культуры имели фарном овна(оленя), а Пызырыкской-лебедя.

Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов

Источник

 

Народ лукавый и богатый, при этом умный, независимый, крайне изобретательный во всем, чем занимался. Все это о византийцах, которые жили в границах нынешней юго-восточной Европы.

Прямые ли это потомки античных греков и римлян, или какой-то иной народ, лишь фрагментарно наследующий традиции этих великих наций?

Византия, правильнее Бизантия, так как буква "В" в русской транскрипции появилась для удобства, а не по исторической правде, откололась от Римской империи в 395 году.
На тот момент, именно в Константинополе была наиболее мощная экономика, торговля и флот, отчего перспективы нового государства выглядели отличными!

По инерции, византийцы именовали себя ромеями, то есть римлянами, но уже в 5 в. н.э. окрестные народы чаще называют их греками, так как очевидны серьезные различия между собственно римлянами и тотально эллинизированными византийцами. 
Собственно и империей именовалась теперь только Гесперия - Западный Рим, а Византия утратила этот статус, получив его лишь в трудах ученых 19 века.

Византийская империя

Что касается населения, то не было в истории более подвижного национального состава, чем в Византии!

Изначально, Рим захватил преимущественно греческие государства, также населенные иллирийцами и фракийцами, соединив их в прообраз будущей Византии.

Колоссальная торговая активность Рима, привлекала в его города наиболее предприимчивые народы Старого Света. И Константинополь наполнился выходцами из Сирии, Леванта, армянами, евреями и персами.
Естественно, на правах сограждан, там постоянно жили римляне, франки и разнообразные выходцы из кельтских земель.
При этом западные и восточные римляне друг друга не любили, западные считались жестокими грубиянами, восточные - лживыми и изнеженными, а после расхождения религии и вовсе стали крайне негативно настроенными.

«между нами и ими утвердилась величайшая пропасть вражды, мы не можем соединиться душами и совершенно расходимся друг с другом, хотя и бываем во внешних сношениях и часто живем в одном и том же доме»

 

 

Этнический состав Византии ощутимо дрейфовал к ближневосточному кругу народов, однако этот процесс, который шел и в Западном Риме, прервали авары и славяне.
Появление в степях бывшей Скифии булгар, а затем авар, стало судьбоносным...

Спасающиеся от тюрок авары, потребовали земли и дани от Византии, а получив отказ ушли на север. 
Вернулись они скоро, с огромным войском славян, которых авары поработили... Ежегодно они делали набеги на Византию, иногда успешно, иногда хуже, но целые племена славян оставались на Балканах в итоге.
Их стало настолько много, что едва ли не вся северная Греция была наводнена ими!

Когда франки уничтожили авар, Византия получила славянский буфер на севере от свирепых булгар и франков, что ее вполне устраивало.
Славяне и булгары слились с потомками греков и фракийцев на севере, образовав южных славян. 
А столица империи продолжала обращаться скорее в восточный двор, сходный с персидским, чем в аскетичные престолы германских королевств.
Собственно с Ираном Византия воевала настолько часто, что это истощило до предела силы обоих стран, павших в итоге под ноги к арабам и туркам...

«Что за деревенщина! Сидит один, когда вокруг него стоит столько военачальников» - так сказал один из крестоносцев другому, когда византийский император принял их в своем тронном зале. 
Когда император ушел, его трон занял один из воинов Христа и на попытки согнать его оттуда, он возражал тем, что на западе вассал и сеньор не сидят в присутствии друг друга. Этим оказывают уважение. 
А здесь у вас, это выглядит как отношения хозяина и слуги, что неприемлемо!
В этом проявились глубокие различия между отношением к власти в Европе и ориентализированной Византии.

 

 

 

В последние периоды жизни Византии, ее высшие слои состояли из армян, некоторые даже становились императорами.
А также на востоке страны, мирным и военным путем оседали ее будущие хозяева - турки, а на юге арабы.
При этом, византийцы не любили ни тех, ни других, ни третьих...

Максим Плануд (ученый 13 века) : «Если у тебя в друзьях водится армянин, не мечтай о худшем враге» . 
А вот армяне хорошо относились к Византии, прославляя ее мудрость, в отличии от "невнятных и абсурдных сказок персов".

Арабов византийцы высмеивали, как людей, которых какой-то Мухаммед совратил в страшное "лжеучение", однако нередко брали себе арабские имена, если хотели сделать себе имя в ученой среде.
Как шутили тогда "арабы и византийцы сверяются по одним гороскопам и битве побеждают те, кому этот гороскоп сулит победу сегодня"

 

 

Арабы вообще считали византийцев отдельным народом, отдаленно родственным грекам, которых почитали за ученость их философов. К тому же, византийцы попали под тлетворное христианское учение, отчего достойны всяческого сочувствия.

«Если бы мусульмане знали, что христиане, и в особенности византийцы, не имеют ни наук, ни литературы, ни глубоких познаний, но всего лишь мастера в ремеслах… то они бы никогда не удостоили их звания цивилизованных людей и вычеркнули их имя из книги философов и ученых»  Аль‑Джахиз.

В итоге, византийцы были настоящим этническим котлом, где растворились античные греки, славяне, армяне, персы, сирийцы, евреи и арабы, а затем вся эта масса была отуречена и стала правоверными жителями нынешней Турции и Сирии.

 

Источник

 

 

Голосование

Уважаемые друзья ! Просим поддержать нас голосованием. Любителей магнитиков и истории, кто неравнодушен. Попросите родных и знакомых.

Большое спасибо!)

 

 

 

 

У ученых нет точных сведений о времени появления готов в Крыму. Скорее всего, это был многолетний процесс, в течение которого племена готского союза в ходе набегов постепенно оседали в Таврике. Тем не менее мы точно знаем, что в III-IV веках н. э. готы и другие пришлые германцы расселились по территории юго-западного и юго-восточного Крыма от Боспора до Херсонеса (современные Керчь и Севастополь). Большой интерес вызывает также проблема истории исхода готов в Европу и далее в Крым.

 

Прародина и маршрут следования готов по данным Иордана

куда же пришли готы в Европу? По сведениям Иордана, готского историка VI века, готы сформировались как этнос на острове Скандза, откуда они под предводительством короля Берига переселились на трех кораблях через море в местность, которую они назвали «Готискандза». Посмотрим, как выглядит рассказ этого готского автора:

С этого самого острова Скандзы, как бы из мастерской, [изготовляющей] племена, или, вернее, как бы из утробы, [порождающей] племена, по преданию вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг. Лишь только, сойдя с кораблей, они ступили на землю, как сразу же дали прозвание тому месту. Говорят, что до сего дня оно так и называется Готискандза.

 

Попытаемся разобраться с географической номенклатурой Иордана. «Скандза» – это, скорее всего, южная часть Скандинавии, откуда начали свое эпическое переселение готы и другие германские племена. Иордан метафорически называет Скандзу «мастерская племен» или, более грубо, vagina nationum («утроба племен»), откуда, «подобно пчелиному рою», готы врываются в Европу. Под географическим понятием «Готискандза», куда высаживаются готские племена, Иордан, очевидно, имел в виду побережье близ дельты реки Вислы в современной Польше. Исследователями этот топоним объясняется либо как Godaniska (Коданский залив у географа Помпония Мелы; ср. название города Гданьска), либо как Gutisk-andja, т. е. «готский берег». Правление короля Берига и, соответственно, переселение готов в северную Польшу датируются приблизительно серединой I века н. э.

 

Другие гипотезы: иранцы с Кавказа и торговцы в Индии

Тем не менее далеко не все исследователи соглашаются с традиционной точкой зрения о том, что начальной точкой исхода готов была Скандинавия. Некоторые авторы XIX века, к примеру, полагали, что готы пришли в Европу, равно как и другие кочевые народы – скифы, сарматы, аланы, гунны и пр. – из Азии. Не менее парадоксальная теория о происхождении готов была выдвинута украинским историком М. Ю. Брайчевским. Согласно этой теории, готы на деле были ираноязычными скифами и аланами, и в Крым они попали вовсе не из Скандинавии, а с Кавказа. «Огерманились» же они, лишь попав в Среднее Подунавье, где встретились с настоящими германскими племенами.

Наряду с версией об азиатско-иранском происхождении готов были и другие. К примеру, Г. Вернадский выдвинул достаточно неожиданное предположение о том, что уже к середине II века н. э. готы осели на берегах Черного моря, откуда их купцы через земли аланов и Кавказ везли на продажу янтарь в далекие восточные страны, включая Индию. Ученый основывал свою гипотезу на том факте, что в буддистском святилище Яннар недалеко от Бомбея были найдены две надписи с именами Эрила и Цитта-ямана из Гатана. Имена Эрил и Цитта, как предположил Вернадский, принадлежали готским купцам, в то время как топоним Гатана обозначал Готию. Все эти теории звучат достаточно любопытно, однако, увы, едва ли основываются на объективной интерпретации доступных на настоящий момент письменных и археологических источников.

 

Теория Рольфа Хахманна: насельники центральной Польши

В 1970-е большой шум наделала книга Рольфа Хахманна «Готы и Скандинавия» (Берлин, 1970), в которой автор попытался доказать, что готы изначально жили не в Скандинавии, а в Мазовии (центральная Польша), откуда они частично мигрировали в Скандинавию. Археологически, согласно Хахманну, готы соответствовали мазовской группе пшеворской археологической культуры. По его мнению, рассказ Иордана о переселении на трех кораблях носил отчетливо легендарный характер, не имевший отношения к реальному ходу событий. К тому же, по мнению Хахманна, толчком для вынужденной эмиграции готов должен был стать демографический взрыв и перенаселенность – а этого в Скандинавии на рубеже I века до н. э. – I века н. э. попросту не было.

 

Теория консенсуса: Швеция как прародина готов

Несмотря на то, что у теории, сформулированной Хахманном, по-прежнему есть свои приверженцы, в настоящий момент большинство ученых все же считает, что приведенная Иорданом легенда отражает реальный факт переселения готов из южной Швеции на территорию северной Польши. Рассказ Иордана подтверждается, в значительной степени, данными археологии. Действительно, в I веке н. э. в низовьях Вислы отмечается появление большой группы нового населения, обладавшего многими чертами материальной и духовной культуры, характерной для Скандинавии. В легендарном рассказе Иордана можно увидеть отголосок исторических сведений о разделении готов на три основных группы: гепидов, визиготов и остроготов. Причиной для переселения мог стать не демографический взрыв, а, скажем, недостаток хороших земельных угодий или голод, вызванный серией неурожаев. Тем не менее по-прежнему ведется дискуссия относительно того, из какой же именно части Швеции начали переселяться готы – с острова Готланд, из восточной Швеции (Остергеталанд) или из западной (Вестергеталанд)? Бóльшая часть ученых предполагает, что исходной зоной эмиграции готов была западная Швеция.

 

Сведения Иордана: дальнейшая миграция готов

Проследим, что же, согласно Иордану, случилось с готами далее. Во времена короля Филимера, сына Гадарига, правившего, предположительно, во второй половине II века н. э., готы начинают двигаться из Готискандзы (т. е. северной Польши) на юг. Готы продолжали движения до местности, названной Иорданом «желанной землей Ойум». Далее, восхитившись великим обилием этой земли, Филимер «перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться».

 

 

Само название этой земли происходит, по всей видимости, от готского Aujom, что значит «страна, изобилующая водой». Под землей Ойум исследователи понимали и правобережную Украину, и Приазовье, и левый берег Днепра, и область так называемого Великого Луга, и другие местности. Однозначного ответа, ввиду неясности географических реалий источника, вряд ли можно ожидать. Важно, что при пересечении этой не названной Иорданом реки после поломки моста часть готов остается за рекой, а другая, ведомая королем Филимером, движется далее к крайней части Скифии, соседствующей с Понтийским (т. е. Черным) морем. Можно предположить, что переселившиеся из южной Скандинавии в северную Польшу готы в течение нескольких десятилетий мигрировали через территории современных Польши и Украины к северному Причерноморью и Приазовью. Несколько ниже Иордан уточняет, что конечным местом проживания готов становится местность «около Мэотийского болота». Учитывая, что так античные авторы называли Азовское море, место конечного переселения готов при Филимере можно локализовать в районе северо-западного Приазовья.

 

Вторжение готов в Крым

По-видимому, именно оттуда, т. е. из северо-западного Приазовья, в III-IV веках н. э. готы вторгаются на территорию Крыма, в Боспор (античный Пантикапей, современная Керчь) и округу Херсонеса, разрушив позднескифские поселения Усть-Альма, Альма-Кермен и Неаполь. В 60-е и 70-е годы III века ими были оставлены могильники с погребениями, совершенными по характерному для германцев обряду трупосожжения, у подножья горы Чатыр-Даг и на южном берегу Крыма, на мысе Ай-Тодор и в Партените. Так этот древнегерманский народ появился и осел на территории Крымского полуострова. Именно Крым стал местом, где готы сохранились как этнос дольше всего – как минимум, до второй половины XVI века.

 

 Источник