- Подробности
- Категория: Новости главные
Приехав в гости через год к нам в музей, этот благородный джентльмен с помощью своего отца привёз нам в подарок обещанные магнитики. Мы с гордостью разместили их в нашей коллекции всё ближе и ближе к заветному рекорду.
- Подробности
- Категория: Новости главные
Живёт в г. Коктебель замечательный художник Владимир Шапошников. В летний вечер, когда набережная полна гуляющими туристами, он неспеша приходит к дому музею Волошина и раскладывает свои маленькие прекрасные произведения. При ближайшем знакомстве он рассказал нам, что вместе с супругой они пишут по настроению разные пейзажи родного Крыма. Мы любовались его солнечными и живыми работами и с благодарностью приобрели в коллекцию более 20 его работ.
Пейзажи были настолько прекрасными, что мы для них выделили целую магнитную доску и подписали авторские работы семьи Шапошниковых.
- Подробности
- Категория: Новости главные
Некрополь тавров. Их найдено очень много.
Вы наверняка знаете о том, что этническая история полуострова Крым весьма сложна и многообразна. Какие только народы здесь не проживали! И, что самое интересное, какие разные народы! Как в языковом, так и культурном и даже расовом отношении. В своё время в Крыму проживаликиммерийцы, скифы, греки, сарматы, римляне, готы, гунны, хазары, русичи, генуэзцы, армяне, аланы, монголы, ногайцы, крымские татары (крымцы), русские, украинцы. И я назвал лишь только те народы, которые здесь были хозяевами. А сколько ещё было прочих «проезжих» да «заезжих» молодцов!
Однако самым первым народов, этнически определённым, были, конечно, - тавры. Именно в их честь греки называли Крым — Тавридой или Таврикой. При этом, надо уточнить: это чужое название народа. К сожалению, неизвестно, как именно тавры называли себя сами.
Тавры населяли в основном южную часть Крыма — горную. Это были горцы по жизни и пираты по призванию. В греческих летописях тавры упоминаются в 6 веке до нашей эры. Но, само собой разумеется, они жили в Крыму ещё раньше. И вот последние упоминания относятся к 1 веку нашей эры. Дальше их заменяют скифы.
***
С таврами примерно такая же история, как с меотами — совершенно неизвестно, какой современный этнос является его ближайшим родственником и потомком. Большинство учёных склоняются к тому, что они были индоевропейцы — древнейшее население этих мест. Однако никаких доказательств этому нет. Язык не сохранился. Археологические сведения ни о чем таком не говорят однозначно.
Отец истории Геродот описывал тавров довольно кровожадными товарищами и пиратами. Дескать, они врагам головы отрубали и насаживали их на шесты возле своего дома, могли забивать дубинами пленников или закапывать их живьём в землю. Может быть, так и было. А, может, и нет! В конце концов, описание давал грек. А греки были враги таврам. Завоеватели. Так что, мягко говоря, описание субъективное.
С другой стороны, археологи нашли множество доказательств цивилизованности тавров. В частности, они были осёдлыми земледельцами. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, фасоль, вишню, черешню, алычу, а также занимались так называемым чаирным садоводством. Что это такое? Это интересная система, которая была придумана именно для горной местности. В условиях гор тавры занимались многоуровневым садоводством, то есть могли косить траву, пасти скот на пастбище, разбивать сад, заготавливать лес в одной местности.
***
Кстати, по поводу названия народа. Таврами их называли греки. По греческие «таврос» - значит «бык». В русском языке есть тоже слово этого происхождения — «тавро» (специальный знак, правда, не на быках, а на лошадях). Но не совсем понятно, как быки связаны с таврами. Никаких свидетельств этому нет. Возможно, таврами греки назвали этот народ в честь горного хребта Тавр, который находится в Малой Азии, где греки тогда жили (сейчас — турки). Увидели в Крыму горы, и решили, что они похожи на Тавр.
***
Куда тавры исчезли? В общем-то, их судьба аналогична судьбе других завоёванных народов — они были ассимилированы завоевателями и другими крупными народами. В частности, часть тавров подверглась эллинизации — там, где хозяевами стали греки (эллины). Другая часть, «оскифилась», то есть подвергалась влиянию скифов. Какое-то время греки даже называли это смешанное население «тавроскифами».
Название «тавроскифы» интересно тем, что говорит о некоем равноправии двух народов. То есть, видимо, греки прекрасно понимали, что есть тавры, а есть скифы. Но в определённый момент времени эти два народа начали так плотно взаимодействовать, что приобрели дополнительные черты друг друга — культурные, хозяйственные, языковые и т. д.
То есть между таврами и скифами не было жёсткой конфронтации. На какой почве они сошлись, нам трудно судить, ведь о таврах мы знаем мало. Но определённо греки были чужими и для тех, и других. Постепенно тавры растворились в скифах, а потом и скифы исчезли со страниц Истории.
- Подробности
- Категория: Новости главные
ГОТСКОЕ ПИСЬМО – алфавитное письмо на основе греческого унциального письма 4 в. (27 знаков), использовавшееся во всех известных рукописях для готского языка ( Gutarazda; восточная группа германских языков, ныне вымершая). Готский алфавит сохранился в трех рукописях (самые известные - Алкуинова и Амброзианская).
К греческой традиции восходит использование в готском письме диграфов для монофтонгов (єι= [ī]) и обозначение чисел буквами (две буквы использовались только в качестве цифр).
Начертания букв восходят к латинице, а к руническому письму древних германцев. Из рунического же письма были заимствованы и графонимы (названия букв), которые обозначали определенные предметы и категории. Например, Aza – бог, Berkna – береза, Fe – скот, Haal – град, Iiz – лед, Manna – человек, Uraz – бык, Querta – яблоня, дуб, Reda – езда верхом (поездка Одина), Sugil – солнце, Tüz – бог Тюр, Utal – имущество, Enkuz – бог Инг (Фрейр), Ezek – радость (богиня Айза). Значение других графонимов спорно. Ранее готы пользовались руническим письмом. Известны надписи на кольце из Пьетроассы и на Ковельском копье, которые относят предположительно к 4 в. и считают одними из древнейших рунических памятников.
Перевод молитвы «Отче наш»:
atta unsar þu in himinan weihnai namo þein
qimai þiudinassus þeins wairþai wilja þeins
swe in himina jah ana airþai
hlaif unsarana þana sinteinan gif unshimma dada
jah weus afletam þai skulam unsaraim
jah ni briggais uns in fraistubnjai
ak lausai uns of þamma ubilin
unte þeina ist þiudangardi
jah mahts jah wulþus in aiwins
amen
Но надо сказать,много слов из латинского.
Сохранившиеся рукописи готской Библии относятся к 5-6 вв. и происходят в основном с территории остготской Италии, а также, возможно, Франции и Подунавья. Важнейшим списком является т.н. Серебряный кодекс (Codex argenteus) - роскошная рукопись, выполненная на пурпурном пергамене серебряным письмом с золотыми инициалами, хранящаяся в библиотеке Уппсальского университета в Швеции (DG. 1). В науке она известна с 1569, когда по ней был издан готский перевод молитвы «Отче наш».Рукопись Серебряного кодекса была обнаружена в середине XVI века Антонием Мориллоном — секретарём кардинала Гранвелы, который переписал «Молитву Господню». Его выписки были напечатаны Арнольдом Меркатором — сыном знаменитого картографа. Кодекс упоминается в 1569 году голландским гуманистом Йоханнесом Беканусом (1519—1572) в книге «Антверпенские древности» (лат. Origines Antwerpianae). Беканус писал, что рукопись тогда находилась в Верденском аббатстве
Прочие рукописи заметно уступают по объему Серебряному кодексу. Это прежде всего 4 пергаменных палимпсеста 6 в. из миланской библиотеки Амброзиана, имеющие в качестве textus superior готский перевод Посланий апостола Павла: Codex Ambrosianus. Первоначально частью Codex Ambrosianus А был Codex Taurinensis - 4 сильно поврежденных листа из библиотеки Туринского университета. Codex Carolinus - пергаменный палимпсест с нижним текстом примерно 5 в. готского перевода с параллельным латинским текстом - хранится в Вольфенбюттельской библиотеке (Codex Guelferbitanus). Также готско-латинскую билингву представлял собой пергаменный отрывок 6 в. из библиотеки Гисенского университета (Codex Gissensis), происходивший из окрестностей Антинои в Египте и погибший в 1945.
Факсимильное издание Серебряного кодекса было опубликовано только в 1927 году, в честь 450-летия Уппсальского университета (лат. Codex argenteus Upsalensis jussu Senatus Universitatis phototypice editus). Его подготовили профессор Отто фон Фризен и доктор Андерс Грапе. Б.
Стандартным считается издание немецкого филолога Вильгельма Штрейтберга (1856—1925) Die Gotische Bibel, вышедшее в 1910 году. Его пятое издание, последнее на сегодняшний день, было выпущено в 1965 году, и не учитывает более поздней находки 336-го листа. Готский текст сопровождается реконструкцией предполагаемой греческой версии, с которой делал перевод Вульфила
Codex Argenteus стал символом готского прошлого не только потому, что это – как пишет Мецгер – "единственная сохранившаяся готская рукопись (кроме двойного листа с готским и латинским текстом, найденного в Египте)" (МЕЦ), но и в большой мере благодаря своему впечатляющему виду: пергаменту пурпурного цвета, на котором написан текст, и серебряным чернилам. Такую рукопись действительно нелегко изготовить. Кроме дорогого пергамента хорошего качества нужно окрасить его пурпурным цветом, а серебряные и золотые буквы кажутся чем-то экзотическим.
Как могли сделать все это древние готы? Какими знаниями и какой технологией располагали их мастера, чтобы сделать такую вещь? Однако история химии показывает, что у них вряд ли могла быть такая технология. Я. Кеслер пишет о пурпурном пергаменте, что "пурпурный цвет пергамента с головой выдает его азотнокислую обработку" (КЕС с. 65) и добавляет:
"Химическое материаловедение и история химии позволяют утверждать, что единственным способом осуществления такого серебряного письма является нанесение текста водным раствором азотнокислого серебра с последующим восстановлением серебра водным раствором формальдегида в определенных условиях.
Азотнокислое серебро впервые получено и исследовано Иоганном Глаубером в 1648-1660 годах. Им же впервые проведена т. н. реакция "серебряного зеркала" между водным раствором азотнокислого серебра и "муравьиным спиртом", т.е. формалином – водным раствором формальдегида. Я. Кеслер ссылается и на соображения У. Топпера о том, что "Серебряный Кодекс" является подделкой, изготовленной в позднем средневековье (КЕС с. 65; TOP). Подробнее обосновка Кеслера изложена на с. 63-65 книги КЕС; по сути то же мнение находим и в работе И. Шумаха ШУМ, где автор добавляет, что "... все существующие средневековые рукописи на пурпуровом пергаменте также следует датировать после 1650 года" (ШУМ), и что это относится, в частности, к упомянутому А. И. Соболевским "Пурпуровому пергамену, с золотым или серебряным письмом, известному в греческих рукописях только VI - VIII веков" (СОБ). Отрывки из работы И. Шумаха, проливающие свет на детали из истории химических и технологических открытий, обусловивших появление кислотных чернил.( О датировке Серебряного Кодекса (Codex Argenteus)Йордан Табов Институт математики и информатики БАНЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
- Подробности
- Категория: Новости главные
Источник: Г.Э. Введенский. Янычары
В XIV веке султан Мурад I создал войско, ставшее символом Турции. Оно получило название янычары. Янычары по турецки звучат как иени-чери и переводятся как новое войско. Символом этих воинов стал кече - головной убор в виде рукава (или рукавов халата).
По легенде первые, набранные султаном воины пришли к основателю одного из суфийских орденов дервишу Вали Бекташу и он "гласом пророческим, накрыв рукавом одежды своей голову одного из них, произнес громко: "Да признаетесь отныне и навсегда янычарами". Так рукав стал символом янычаров, а они не просто воинами, а еще и религиозными фанатиками. Рукав назывался ятырма и мог быть длинным до самого пояса или коротки до плеч.
Кече украшали журавлиными перьями и обязательно носили в бою и во время парадов. Считалось, что сто человек в кече кажутся врагу тысячей. Благодаря украшению кече деталями из золота и серебра оно стало массивным и не очень удобным для сражения. С развитием огнестрельного оружия, когда янычарам пришлось находиться в траншеях, они стали заменять кече, натягивая на голову ночные колпаки и чехлы от ружей.
Ношение кече на 200-300 лет опередило Европу в создании единообразной формы для армии (шведских солдат Густава Адольфа и русских стрельцов).