Как древний дельфин оказался в могильниках Крыма

 

Алена Казакова, 5 января 2020

 

Фото: "Открытая археология".

Обустройство трассы «Таврида», строительство Крымского моста и открытие по нему железнодорожного движения превратило полуостров в археологическую Мекку. Специалисты называют этот период «золотым веком» и «бумом». Только при строительстве моста были обнаружены десятки тысяч предметов, которые представляют музейную ценность. А при полевых раскопках на суше обнаружились настоящие археологические сенсации, такие как первые антисейсмические постройки и усадьба царя Боспора. Что скрывается под землей Крыма и что означают эти находки, нам рассказали археологи.

Важная историческая находка была сделана при строительстве железнодорожного подхода к Крымскому мосту. Сотрудники Крымской новостроечной экспедиции Института археологии РАН обнаружили античное древнегреческое поселение IV-начала III века до нашей эры. Предположительно это была было загородная усадьба боспорского аристократа или даже одного из царей Боспора. Археологи назвали его Манитра по названию расположенной рядом горы.

 

Ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Сергей Внуков считает, что этому памятнику нет аналогов не только в Крыму, но и во всем Причерноморье. «Поселение имеет прямоугольную форму и является уникальным из-за своих размеров – более 5 тыс. кв метров. В него входило около 10 дворов и 40 помещений.

Нам удалось исследовать не только сами сооружения, но и весь комплекс, связанный с усадьбой: жилой и хозяйственные блоки, комплекс зерновых ям. Там довольно сложная система водохранилища: постройки расположены на крутом склоне, и отвод ливневых стоков, вероятно, был важной проблемой для жителей. Они удачно с ней справились, соорудив единую для всего комплекса сложную систему водостоков и накопительных цистерн, это позволило отводить ливневую воду за пределы застройки.

Рядом с поселением обнаружили некрополь. Судя по небогатому погребальному инвентарю, в который входили керамические блюда, специальные кувшины – здесь хоронили постоянно проживающих в поселении «обслуживающий персонал». А владельцев усадьбы погребали в столице Боспора – Пантикапее. Содержание такого комплекса явно стоило дорого, и это не могла быть рядовая постройка».

По словам Внукова, сейчас исследования древней усадьбы законсервированы. Это связанно с бюрократическими проволочками.

«Вся проблема в том, что никак не может решиться вопрос о передаче этого участка в собственность музея. Тут есть разные причины: объективные и субъективные. Весной и летом была спецкомиссия по поводу плана работ. Но столкнулись с задержками. Ждем принятия решения на уровне министерств, крымских властей и так далее. Свои предложения мы высказали, но пока территория не будет передана Керченскому музею - продолжать работу мы не можем. Сейчас завершены первичные раскопки, селение для сохранности засыпано песком и сверху слоем грунта. Существуют планы создания музея в будущем, но конкретных сроков назвать не могу».

Несмотря на то, что комплекс находился на поверхности, его не обнаружили «черные археологи» и объект сохранился в первичном виде. «Более того территория никогда не распахивалась, что очень удивительно для этой области. Разрушения имеются, но только природные», - рассказал ученый. Он подчеркнул, что открытие этого места — большая заслуга строительства железной дороги. «О нем, конечно, было известно, но полагали, что там просто небольшое сельское поселение, и было неожиданностью увидеть на этом месте такой интересный комплекс. Когда бы до него дошли руки у крымских археологов – не известно».

«Таврида» каменного века

В июле прошлого года при прокладке федеральной трассы «Таврида» археологи обнаружили самую длинную в предгорной части полуострова пещеру протяженностью 1015 метров. Пещера состоит из нескольких магистральных галерей, которые соединены между собой лабиринтами. Средняя высота составляет 6-8 метров, в ширина — 4-5 метров.

По данным Российского географического общества, она начала формироваться около 5 млн лет назад и превосходит по размерам все известные пещеры внутренней гряды предгорного Крыма. Палеонтологи обнаружили там целый «зоопарк» - останки мастодонтов (предков мамонтов), гигантского предка современного страуса, кости слона, двух видом лошадей, саблезубой кошки, древнего быка, винторогого барана. Примерный возраст останков 1.5-1,8 млн лет. Эксперты склоняются к тому, что пещера была логовом крупных хищников, которые приносили добычу в свое убежище. Ученые не исключают, что при раскопках могут быть обнаружены останки древнего человека.

Более того, по словам председателя Российского союза спелеологов Геннадия Самохина, там были обнаружены фосфатные минералы, которые ранее не встречались на полуострове. Они могли образоваться при взаимодействии органики и известняков. Он подчеркнул, что минералы сохранились благодаря тому, что пещера была закрыта от внешнего воздействия на протяжении более чем 1,5 млн лет и в ней сохранился свой микроклимат.

В пещере можно находиться только в специальном оборудовании, поскольку из-за высокой влажности и низкого содержания кислорода, дыхание там затруднено. Сейчас ведутся работы по вскрытию входа в пещеру и его изучения. В конце следующего года пещеру планируют открыть для туристов.

«Антисейсмический объект»

Исследование древнего городища Артезиан идет далеко не первый год ( с 1999 года), и каждый сезон археологи рассказывают о новых редких находках. Городище укреплено рвами и валами, в его центральной части возвышается Цитадель, по краям — четыре зольника. Городище неоднократно горело и разрушалось, но затем восстанавливалось. О последних открытиях сообщил руководитель экспедиции, доктор исторических наук Николай Винокуров. «Работы идут, копаем. В городище находится множество ям, которые служили для ритуального захоронения. В одной из них мы даже обнаружили останки дельфина, хотя море очень далеко. Многие участки раскопаны давно и хорошо известны, но работы еще ведутся.

На другом участке мы обнаружили объект, который выполнял антисейсмическую функцию. Оборонительные стены строились с башнями впритык — этот прием был рассчитан на разрушительные действия землетрясений и в случае разрушения части стены около башни, последняя оставалась целой и наоборот — в случае падения башни, целой оставалась стена. Цокольная часть башен утолщалась, чтобы придать им большую антисейсмическую устойчивость и усилить сопротивление таранам», - рассказал Винокуров

По его словам, памятнику наносят значительный урон мародеры. Однако археологам удается получить ценные сведения сохранно-спасательными раскопками. По словам Винокурова, проблема «черных копателей» была всегда, правда, сейчас их стало меньше, поскольку с ними «начали работать правоохранительные органы». «Сейчас таких людей значительно поубавилось», — заключил Винокуров.

Источник

 

 

 

 

Источник

 

И снова из архива. Подборка 2009 г.

В предыдущей статье я уже вскользь упоминал о том, что в культуре индоевропейских кочевников искусство татуировки было довольно распространено. Здесь же хочу я раскрыть эту тему более детально, т.к. и сам имею удовольствие носить подобные рисунки на своем теле.

Фор, как говорится, экзампл

Предупреждаю сразу, статья будет очень большая с огромным количеством рисунков и фотографий. Самое интересное, как водится, ближе к концу — награда для самых стойких.

Татуировки издревле имели скорее ритуальный характер, нежели просто эстетический, как в наше время. Но магическая татуировка, в свою очередь, явление в наши дни наоборот довольно редкое, но оно достойно внимания ничуть не меньше прочих магических практик.

Магическое тату — это не только изображение в определенной стилистике, но и талисман, который навсегда останется со своим носителем. Механизм создания магической татуировки во многом схож с принципом отливки талисманов. Различие лишь в том, что талисман заряжается (вносятся изменения в энерго-информационную структуру объекта) во время затвердевания металла, когда формируется кристаллическая решетка заготовки, а татуировка заряжается в процессе ее нанесения и дальнейшего заживления плоти.

Но не будем вдаваться в подробности нанесения таких изображений, просто рассмотрим то, что открыли нам кочевники, жившие 2500 лет назад.

Татуировки мумий знатных скифов из Пазырыкских могильников на Алтае.

Наиболее ярким примером таких находок, безусловно, является "Алтайская принцесса" (Кадын), чей могильник был обнаружен неподалеку от границы с Китаем. Впрочем, сама личность принцессы заслуживает отдельной статьи, которую я опубликую немного позже.


Пазырыкская татуировка: а) на теле женщины из кургана 1 могильника Ак-Алаха 3 б) на теле мужчины из кургана 3 могильника Верх-Кальджин 2


Плечо принцессы (женщины из кургана 1 могильника Ак-Алаха 3)


Левое плечо принцессы


Татуировка на руке алтайской принцессы (женщины из кургана 1 могильника Ак-Алаха 3)


Левое запястье принцессы


Рисунок татуировки с предплечья мужчины из кургана 3 могильника Верх-Кальджин 2

Вторым наиболее ярким примером можно назвать мумию вождя, голова и кожа с руки которого по сей день занимают отдельную витрину в Эрмитаже.


Татуировки скифо-сакского вождя из второго Пазырыкского кургана. Горный Алтай, IV в. до н. э.


Отображение верха и низа мироздания в символике перекрученного тела животного. Фрагмент татуировки на плече правой руки скифо-сакского вождя из второго Пазырыкского кургана. Горный Алтай, V век до н.э.


Аналогичный рисунок оттуда же


Изображение мифологического хищника. Фрагмент татуировки скифо-сакского вождя из второго Пазырыкского кургана. Горный Алтай


Еще один мифологический хищник (предположительно, грифон) оттуда же


Татуировка на теле вождя. Алтай, Пазырык, курган 2. V в. до н.э. Насколько мне известно, этот лоскут кожи сейчас выставлен в Эрмитаже рядом с мумифицированной головой бедолаги.


Фрагмент, левая рука вождя из 5-го Пазырыкского кургана.


Более детальная прорисовка татуировок на руках вождя из 2 кургана


Фрагмент татуировки правой ноги скифо-сакского вождя из второго Пазырыкского кургана. Горный Алтай, IV в. до н. э.


Рисунок татуировки сложной многофигурной композиции на правой руке женщины от локтя до запястья, пятый Пазырыкский курган.


Татуировка на левом плече мужчины. Вид сбоку. Пятый Пазырыкский курган


Татуировка на левом плече мужчины. Вид спереди. Пятый Пазырыкский курган


Рисунок татуировки на мумии мужчины. Пятый Пазырыкский курган.


Изображение птицы на правой кисти мужчины. Второй Пазырыкский курган.

На большом пальце запечатлена птица, обращённая головой к ногтю, с пышным хвостом, переходящим на пястье. У птицы небольшая головка с гребешком и бородкой; её вытянутая шея покрыта оперением, оформленным в виде косой сетки. На лапках имеются шпоры, дополнительно указывающие, что изображён петух.


Татуировки на теле женщины. Второй Пазырыкский курган. 1 — на левом плече; 2 — на правой руке (плечевая часть); 3 — на запястье; 4 — фотографии тех же участков.

В одной колоде с мужчиной была похоронена женщина чуть более 40 лет; её тело сохранилось лучше, чем тело мужчины. Оно тоже было обезглавлено грабителями, отрубившими также кисть правой руки, стопы и голени. Кожа мумии сильно разрушена, и рисунки частично утрачены, однако сохранившиеся фигуры вполне узнаваемы благодаря сходству с другими известными татуировками.

На левом плече женщины изображено фантастическое существо с телом копытного и головой хищной птицы (рис. 2, 1). У него прорисован большой круглый глаз, ухо листовидной формы, крючковатый открытый клюв с восковицей. Существо изображено с большими зачернёнными рогами; один из рогов имеет отростки в виде птичьих головок. На основном стволе рога они обращены вперёд, а на двух передних отростках — назад. Задняя половина тела животного вывернута, а вся его фигура образует круговую композицию. Тело показано контуром, ноги зачернены. На груди фантастического существа угадываются зачернённые криволинейные фигуры, подобные декору аналогичных татуировок на других пазырыкских мумиях. Однако восстановить их очертания уже невозможно.

На плечевой части правой руки женщины изображена фигура архара с вывернутым крупом (2). У животного круто изогнутый рог с годовыми кольцами и густая шерсть на груди. Тело и передние ноги показаны контуром, задние ноги зачернены и покрыты криволинейным узором.

Чуть выше запястья на наружной стороне левой руки — реалистичная прорисовка оленьего рога с множеством отростков (3). При опущенной руке рог оказывается перевёрнутым. Трудно сказать, было ли это самостоятельное изображение или только часть фигуры оленя. По-видимому, татуировки располагались и выше, на предплечье, однако кожа здесь разрушена.

По манере исполнения изображения на женской мумии из Второго Пазырыкского кургана аналогичны татуировке на теле мужчины из того же комплекса. На обеих мумиях фигуры фантастического существа и архара расположены идентично. Фигуры женской татуировки отличаются несколько меньшими размерами и.одиночным размещением. Перевёрнутый рог, показанный на левом запястье, аналогичен рогу, изображённому вместе с головкой оленя на теле женщины из Ак-Алахи-3. Таким образом, татуировка на теле женщины из Второго Пазырыкского кургана представлена рисунками, очень близкими ранее известным изображениям на мумиях из того же комплекса и курганов Укока.


Мумия мужчины. Пятый Пазырыкский курган.

Значительно лучше сохранились мумии погребённых в Пятом Пазырыкском кургане. Они представляют собой сухие лёгкие тела с темной морщинистой кожей. Мужчина 55 и женщина 50 лет были погребены в одной колоде.


Татуировка на левом плече мужчины. Пятый Пазырыкский курган.

На теле мужчины изображения располагаются на плечах, спине, руках и ногах ниже колен. Особенно впечатляет татуировка в виде хищника семейства кошачьих, охватывающая левое плечо: крупная голова, повёрнутая в профиль, занимает всё плечо спереди, передние лапы опускаются на руку, задняя часть туловища, лапы и хвост перекинуты на спину, до самого позвоночника.

Передняя часть фигуры покрыта зачернёнными узорами, образующими спирали и криволинейные треугольники, а задняя оставлена «чистой», контурной. Задние лапы тигра показаны как бы в перспективе, соотношение передних лап неясно из-за пролегающей между ними складки кожи. Особенность рисунка — профильное изображение глаза хищника, редко встречающееся в пазырыкском искусстве. Ближайшим аналогом изображения тигра являются резные фигуры хищников на колоде из Второго Башадарского кургана.


Татуировка на правой руке мужчины (плечевая часть). Пятый Пазырыкский курган.

На плечевой части правой руки изображена лошадь с вывернутым крупом и закинутыми кверху задними ногами. Её бедро и шея заполнены зачернёнными криволинейными фигурами. Зачернены также ноги и грива. Лошадь показана с большими торчащими ушами листовидной формы, крупным, изображённым в профиль глазом с высоким верхним веком. Её рот приоткрыт, складками серповидной формы передан оскал. Последняя деталь вместе с динамичной позой придают животному несколько агрессивный вид. К сожалению, изображение морды коня смазано глубокими складками кожи и не просматривается. Хвост животного полностью зафиксировать также не удаётся.


Композиция на правой руке мужчины. Пятый Пазырыкский курган.

На предплечье изображены два зверя — кулан или лошадь и хищник с закрученным в кольцо полосатым хвостом. Фигуры ориентированы головами вниз (к кисти). У лошади вывернут круп. Её хвост стянут в основании и на конце разделён надвое. Эта деталь, по мнению М.А. и Е.Г. Дэвлет, характерна для изображений жертвенных животных. Очень выразителен контурный рисунок головы лошади: показаны большой миндалевидный глаз и слегка приоткрытый рот с толстыми зачернёнными губами. Не совсем понятен завиток на шее животного. Его трактовка художником как пряди гривы вызывает некоторые сомнения.

Полностью восстановить композицию не удаётся, поскольку изображение хищника нарушено швом и на фотографиях представлено фрагментарно. Прочтение сцены облегчает имеющееся сходство с изображением кулана с вывернутым крупом и хищника с полосатым хвостом на правом предплечье мужчины из Второго Пазырыкского кургана.


Татуировки на спине мужчины. Пятый Пазырыкский курган.

Две фигуры татуированы на спине и ягодице мумии. Одна из них, справа над талией, видна фрагментарно из-за глубокой складки, которая скрывает верхнюю половину изображения. По оставшемуся фрагменту можно представить, что изображено животное с четырьмя ногами и хвостом. Другое изображение, на левой ягодице, возможно, нарушено швом и в таком виде представляет какую-то свастикообразную фигуру, в которой видятся то ли ноги и голова животного, то ли композиция с грифоньей головкой. Можно отметить, что на снимках оно выглядит более блёкло, чем другие фигуры татуировки.


Татуировки на кистях левой (1) и правой (2) рук мужчины. Пятый Пазырыкский курган.

В основаниях больших пальцев симметрично показаны фигуры «шагающих» птиц, головы которых обращены в сторону ногтя. На кисти правой руки (2) представлена птица с вытянутой длинной шеей, небольшой головкой и изогнутым толстым клювом. Рисунок выполнен контурной линией. В очертаниях головы угадываются гребешок и бородка. У птицы обтекаемой формы тело, лапки в «штанах», а также большой пышный хвост, рулевые перья которого изгибаются в виде рогов. Вероятно, это изображение тетерева-косача или глухаря.

На левой руке изображена другая птица (1). Очертания её головы и шеи сохранились плохо. Сложенные крылья подчёркнуты зачернёнными полосами, высоко поднят большой распущенный хвост. Трактовка крыльев в виде продольных полос соответствует манере изображения в пазырыкском искусстве водоплавающих птиц, для которых, однако, не характерны пышные хвосты.


Татуировки на левой голени мужчины. Пятый Пазырыкский курган.

Татуировкой покрыты обе ноги мужчины ниже колен. На левой ноге на внутренней поверхности голени представлена композиция, состоящая из пяти животных. У колена изображена протома косули с передней ногой и выделенной лопаткой. Она развёрнута горизонтально в отличие от расположенной ниже вереницы копытных, движение которых направлено от стопы к колену. Три фигуры представляют самок косули или архара. У них одинаковые по пропорциям и размерам тела, головки приподняты, мордочки обведены чёткой контурной линией, губы и рожки зачернены. Четыре изящные ножки каждой особи показаны в движении. С небольшим отрывом от них следует архар.


Татуировки на правой ноге мужчины. Пятый Пазырыкский курган.

На правой ноге мужчины спереди, на месте перехода стопы в голень, представлены два копытных, идущих вверх. Вероятно, мастер изобразил козлов. Их головы, рожки и шеи зачернены, ноги слегка согнуты, лопатка и бедро оформлены завитками. Движение животных передают четыре раздвинутые в шаге ноги с тщательно выделенными копытами.

В целом фигуры животных на мумии мужчины из Пятого Пазырыкского кургана по манере изображения близки татуировкам на мумиях из погребений Укока и Второго Пазырыкского кургана. Их особенности — заполнение передней части фигур криволинейными узорами (тигр), декоративное оформление изображений спиралями и треугольниками. Аналогии просматриваются и в самих сюжетах. Рассмотренная татуировка наиболее сходна с рисунками на теле мужчины из Второго Пазырыкского кургана: совпадают изображения птиц на больших пальцах рук, фигуры кулана (?) и хищника на правом предплечье, вереницы копытных на голени. Татуировки похожи и по системе расположения изображений, хотя фигуры размещены менее плотно и не образуют «коврового» орнамента.

Вместе с тем, на рисунках на теле мужчины из Пятого Пазырыкского кургана нет характерных для татуировок на погребённых во Втором Пазырыкском, Ак-Алахинском и Верх-Кальджинском курганах специфичных фантастических персонажей, их место занимает фигура тигра.

Татуировки на теле мужчины из Пятого Пазырыкского кургана различаются по стилю исполнения. Например, фигуры тигра и коня на плечах выполнены с характерной стилизацией, тогда как фигурки копытных на левой голени переданы схематично. Вполне возможно, что отдельные татуированные рисунки были сделаны разными мастерами и, вероятно, в разные периоды жизни погребённого.


Татуировки на руках женщины. Пятый Пазырыкский курган.

Изображения на мумии женщины из Пятого Пазырыкского кургана. По расположению они отличаются от других известных пазырыкских татуировок. На этой мумии нет рисунков на плечах — «наиболее заметных и удобных для нанесения татуировки поверхностях» [Полосьмак, 2001, с. 235], зато предплечья покрыты целыми сюжетными композициями.


Татуировки на левой руке женщины. Пятый Пазырыкский курган.

На левой руке представлена сцена терзания: большая хищная птица вцепилась в загривок оленя (лося?). Олень изображен падающим, его передние ноги подогнуты, задние беспомощно вытянуты, задняя часть тела вывернута. Голову, изображённую на внутренней поверхности руки, зафиксировать не удалось, просматриваются лишь ухо и лопатообразные рога. На одном роге видны отростки, но, к сожалению, непонятно, имеют они обычные очертания или представлены птичьими головками.

Изображение птицы нарушено швом и искажено складками кожи. На голове птицы показаны большие торчащие уши и хищно изогнутый клюв, на шее косой сеткой передано оперение. Чётко видна когтистая лапа. Хвост или крыло птицы оканчивается птичьей головкой.


Татуировки на кистях правой (1) и левой (2) рук женщины. Пятый Пазырыкский курган. Вверху - изображение с большого пальца левой руки.

Отдельные татуированные фигуры представлены на кистях рук женщины. На большом пальце левой руки головой к ногтю изображена птица с пышным хвостом, переходящим на пястье.

У птицы гребешок на голове и маленькая зачерненная бородка — вероятно, изображён петух. На безымянном пальце той же руки татуирована фигурка, в основе которой кружок с примыкающей к нему растительной композицией — бутон лотоса с двумя чашелистиками. На соседней фаланге того же пальца на снимке различим крест, хотя по тону он бледнее других татуировок (2).

На безымянном пальце правой руки показана фигура в виде противопоставленных трёхлепестковых пальметок (1). Подобные пальметки распространены в декоре на пазырыкских войлоках, деревянных и кожаных предметах, однако в татуировках растительные мотивы встречены впервые.


Татуировка на правой руке женщины. Пятый Пазырыкский курган.

На правой руке женщины от локтя до запястья развёрнута сложная многофигурная композиция. Изображены два тигра и барс, напавшие на оленя и лося.

Вверху запечатлён олень с огромными рогами, в горло которому готов вцепиться тигр, уже схвативший его за рога и переднюю ногу. Олень показан в профиль так, что хорошо видны две передние и две задние ноги с чётко выраженными копытами. Голову животного венчает огромный дугообразно изогнутый рог с несколькими отростками. У оленя изображена пара торчащих ушей листовидной формы, прорисованы миндалевидный глаз и открытый рот. Фигура напавшего спереди тигра дана в сложном ракурсе: задняя часть передана в профиль, передняя — в фас, а голова — как бы при взгляде сверху. Тело сплошь покрыто S-видными линиями, подчёркивающими фактуру тигриной шерсти.

В нижней части композиции представлен лось (или пятнистая лань?); в его тело вцепился барс, а за передние ноги схватил тигр. Лось с «перекрученным» крупом пытается отбиться от напавшего на него хищника. У лося показаны широколопастный рог с двумя передними отросткам, крупный миндалевидный глаз и пара ушей, размещенных одно под другим.

Фигура барса (ирбис) изображена уже знакомым приёмом: задняя часть тела повёрнута почти в профиль, передняя показана в фас, а голова — как при виде сверху. Тело хищника покрыто тёмными пятнами, причём особо акцентирован хребет, обозначенный сдвоенными пятнами от головы до лопаток. Изгиб спины барса и контур рога лося переданы одной линией. Не совсем ясно, как изображена левая лапа хищника — её очертания соответствуют внешнему контуру шеи лося, но показаны не полностью. Вообще, рисунок вокруг шеи лося не очень понятен. Между головой и передними ногами копытного на фотографии читается фигура в форме лапы, а выше нее — заполненный пятнышками участок.

Справа от лося помещена фигура тигра. Его гибкое тело сильно вытянуто и очерчено плавными линиями, задние лапы широко расставлены. Остаётся неясным положение правой лапы тигра. Шкура зверя проработана S-видными полосами.

В целом эта сложная многофигурная композиция носит замкнутый характер. Сверху она ограничена рогами оленя, слева — ногами копытных и телом барса, снизу — лежащим телом лося, справа — фигурами двух тигров. Все элементы композиции уравновешены и подчинены замыслу автора, что может указывать на существование эскиза или разметки, предварявших татуировку.

Изображения на теле женщины из Пятого Пазырыкского кургана заметно отличаются от других известных татуировок. Они иначе стилизованы, не включают характерных фантастических фигур. Особенно выделяется татуировка на правой руке женщины: подобные сложные композиции не известны в пазырыкском искусстве, да и, пожалуй, среди произведений скифского звериного стиля в целом.

Однако по сюжету, позам хищников и отдельным приемам изображения эти рисунки, безусловно, находят аналоги в произведениях скифского искусства. Фигуры хищников, у которых передняя часть тела дана в фас, а задняя — в профиль, известны на изображениях из Семибратних курганов [Артамонов, 1966, с. 120, 122]. Хищники семейства кошачьих, запечатлённые в таких же позах, как на татуировке, имеются среди зооморфных образов на седельных покрышках из Первого и Второго Пазырыкских курганов [Руденко, 1948, табл. V; Грязнов, 1950, рис. 35, 37]. Рисунок меха тигров в виде отдельных S-образных полос показан на ряде предметов, обнаруженных в Первом и Втором Пазырыкских курганах и кург. 1 Ак-Алахи-3 [Грязнов, 1950, рис. 35, 36; табл. XIII; Руденко, 1948, табл. VI; Полосьмак, 2001, рис. 141]. Мастер был, безусловно, знаком с пазырыкской традицией изображения. И всё же трудно отделаться от ощущения, что эта татуировка выполнена в какой-то иной художественной традиции.

Об этом могут свидетельствовать и другие имеющиеся параллели. Наиболее близкие аналоги рисунку меха тигров представлены на парных золотых бляхах с изображением борьбы животных из ордосского могильника Сигоупань, мог. 2 [Bunker et al., 1997, fig. A60]. Отсюда же происходят золотые накладки в виде фантастических персонажей, аналогичных знаменитым «коне-грифонам» пазырыкских татуировок, причём на телах этих ордосских существ показаны такие же S-образные полосы [Ковалёв, 1999, рис. 2, 3]. Подобным образом обозначен мех на бронзовой фигуре тигра с иероглифами, инкрустированной золотыми S-видными полосками [Скарпари, 2003, с. 2-3]. Названные предметы происходят с территории Китая и датируются соответственно концом IV-III в. до н.э. и эпохой Западной Хань. Нижний тигр на татуированной композиции своей позой напоминает фигуру хищника на зеркале из Ильмовой Пади [Руденко, 1962, рис. 65, б], отражающую иконографию ханьского времени [Скарпари, 2003, рис. 54-55; James, 1979, fig. 6; Hartman-Goldsmith, 1979, fig. 4]. Изображение барса характеризуется сочетанием двух особенностей: передняя часть тела показана анфас, подчёркнут хребет. Другие изображения, выполненные в такой манере, в пазырыкском искусстве неизвестны. Отмеченное сочетание представлено на керамической плакетке — фрагменте рельефной композиции III в. до н.э. с территории Северного Китая (Музей Гиме, случайная находка) [Mongolie, 2003, р. 207].

В целом татуированная композиция напоминает изображения на бронзовых бляхах «всаднической группы» культуры Диен (Дянь) в верховьях Янцзы [Деопик, 1979]. Для этих предметов, представляющих одну из разновидностей звериного стиля, характерны многофигурные сцены терзания, реалистичная манера исполнения и наличие картушей, замыкающих композиции, т.е. те же черты, которые отличают сцену на коже погребённой в Пятом Пазырыкском кургане.

Таким образом, изображения этой татуированной композиции отличны от «классических» пазырыкских и, возможно, как-то связаны с территорией Китая. Их аналоги, обнаруженные в этом регионе, относятся к более позднему времени, чем традиционная дата для Больших Пазырыкских курганов, однако по хронологическим определениям они соответствуют китайским вещам из Третьего, Пятого и Шестого Пазырыкских курганов (III в. до н.э.) [Bunker, 1991; Чугунов, 1993].

 

Намтар Энзигаль, 2009

Источник

 

Новую символику римляне позаимствовали на востоке

Драконы на римских штандартах появились в конце II века.

 

Все привыкли, что штандарты римских легионов венчает орел. Помните же: если галлы (или германцы с парфянами) захватили орла, то, считай, они разгромили весь легион. Знамя с орлом носило название аквила (aquila), и было, разумеется, самым главным. Потеря аквилы грозила расформированием всему легиону, невзирая на былые заслуги. Так и исключительно так было со времен Мария - при Цезаре, Августе, Тиберии и прочих императорах периода раннего принципата. Однако во II веке ситуация стала меняться в сторону разнообразия, поскольку более разнообразной становилась сама армия - в нее все больше вливалось инородцев, а доля "коренных" римлян и италийцев неуклонно падала. И орлы мало-помалу начали утрачивать монополию, в том числе в пользу драконов.

Ветер Востока

Началось, по всей видимости, с Траяна. Этот император, как известно, вел беспрерывные войны - главным образом, с даками и парфянами. И у тех, и у других дракон присутствовал на штандартах, а у парфян словом dracoобозначалась тысяча воинов, имевшая соответствующую «драконью» атрибутику. По-видимому, именно при Траяне дракон появился и в римской военной символике – первоначально в качестве штандарта конных подразделений. А в 175 году на службу к императору Марку Аврелию"записался" целый отряд сарматской панцирной конницы - катафрактов. Причем со своими собственными штандартами, которые венчал именно дракон.

В III веке, в эпоху всеобщего разброда и шатания, в эру кровавых переворотов и императоров-однодневок, когда армия стала совсем уж многонациональной, драконы на штандартах появляются во многих отрядах, причем теперь не только кавалерийских, но и пехотных. Дракона на древке носили преимущественно восточные турмы и когорты, что в общем-то легко объяснимо. Дракон – символ восточный, первоначально он появился на рубеже II и I тысячелетий до нашей эры в Передней Азии. Приобрел популярность в Персии, затем в Парфии, у сарматов, а от них докатился до римских соседей даков. В это же время на западе империи в ходу, видимо, другая символика: привычных легионных орлов, конечно, не заменяют, но благородных золотых птиц заставляют потесниться галльские солнечные круги или рунические знаки германцев.

Римская когорта на Каталаунских полях.

Дракон - выбор императора

Однако подлинный триумф дракона случился позже - в середине IV века. Именно в это время, при императорах Констанции и особенно Юлианедракон становится символом императора. Такое предположение можно сделать хотя бы потому, что в это время бронзовая, покрытая золотом голова дракона обрамляется пурпуром - цветом императорской власти. Вот как, например, описывает триумф Констанция, устроенный по случаю победы над своим конкурентом Магненцием, историк Аммиан Марцеллин:

"Вслед за длинным строем передней части свиты несли драконов с пурпурными нашивками, прикрепленных к верхушкам копий, блиставшим золотом и драгоценными камнями; колеблемые ветром, они, словно разъяренные, шипели своей огромной пастью, и хвосты их вились в воздухе длинными извивами. По обеим сторонам шел двойной ряд воинов со щитами, в шлемах, на которых переливчатым светом играли султаны и в блестящих искрящихся панцирях".

Юлиан сделал дракона своим личным штандартом, отказавшись при этом от введенного его дядей Константином Великим христианского лабарума – штандарта, который венчала монограмма имени Иисуса Христа. Но это неудивительно - недаром же Юлиан получил прозвище Отступник.

Единственная дошедшая до нас бронзовая голова дракона была найдена в Германии. Находка датируется III веком.

Кто такой драконарий?

В начале IV века, а может, и немного раньше, появляется и специальная воинская должность - драконарий. Так называли младших офицеров, несущих штандарт с изображением дракона. По мнению военного историкаАндрея Банникова, все драконарии подчинялись специальному человеку, занимавшему должность magister draconum. О полномочиях этого загадочного магистра мы можем только догадываться. То ли в его подчинении были все драконарии какого-то крупного воинского подразделения, то ли – и это ближе к истине – «магистр драконум» командовал всеми отрядами на конкретной территории, носившим на штандарте дракона.

Надо сказать, что кроме представительной функции, то есть кроме того, чтобы обозначать когорты, штандарт играл и сугубо практическую роль на поле сражений: сзади к голове дракона (ее либо отливали из бронзы, либо выстругивали из дерева, после чего покрывали серебром или позолотой) прикреплялись либо полоски ткани, либо сшитая в виде трубы материя.Раздуваясь на ветру, как огромный носок, она показывала, откуда дует ветер и куда стоит поставить лучников, чтобы увеличить дальнобойность их оружия.

А что же легионный орел? Его значение в IV – V веках хоть и пошатнулось, но окончательно не упало. Орлы по-прежнему являлись символами и венчали главный штандарт легиона. О том, как они делили место под солнцем с расплодившимися рептилиями, сообщает Вегеций:

"Главным знаменем всего легиона является орел, его носит орлоносец. Кроме того в отдельных когортах драконарии выносят в бой (знамена с изображением) драконов".

То есть на одного орла приходилось несколько драконов, при этом отнюдь не значит, что они находились в подчиненном положении. В армии поздней Римской империи когорты были отдельной тактической единицей, совсем не обязательно входившей в легион.

После Рима

Драконы на штандартах переживут падение Западной Римской империи, останутся в Византии и просуществуют, видимо, вплоть до нашествия арабов в начале VII века. Во всяком случае, драконарии упоминаются в КодексеЮстиниана и в военном руководстве «Стратегикон императора Маврикия». После этого в Византии драконы, можно сказать, вымирают, зато появляются там, где их не ждут - в Западной Европе. Драконы украшают знамена тяжелой конницы Карла Великого, а также обнаруживаются на Британских островах. На знаменитом гобелене из Байё рядом с павшим от норманнского меча королем саксов Гаральдом Годвинсоном мы можем разглядеть знаменосца с драконом.

Драконарий (в центре) на гобелене из Байё.

Ученые предполагают, что дракон достался Гаральду в наследство от римских легионов, которые когда-то давно квартировали в Британии. Вероятно, от римлян сказочная рептилия перекочевала и на герб Уэльса - Y Draig Goch, что переводится как «красный дракон».

 

Алексей Денисенков

Источник