- Подробности
- Категория: Новости главные
Существуют три основные гипотезы о происхождении славян:
1) Дунайская гипотеза. Согласно ей прародина славян находилась на Среднем Дунае - в античной Паннонии (современная Венгрия), откуда под натиском сначала кельтов, а позднее римлян, предки славян начали расселение на север. Данная гипотеза самая старая - она основана на собственно славянских исторических преданиях о расселении с Дуная, отражённых в ряде раннесредневековых славянских источников ("Повесть временных лет", "Великопольская хроника" и т.д.). В науке Нового времени дунайскую гипотезу отстаивал основоположник научного славяноведения П.И. Шафарик, но затем большинством учёных она была отвергнута и прародину славян стали искать преимущественно не к югу, а к северу от Карпат. Но в последние десятилетия теория дунайской прародины славян снова стала набирать сторонников отвоёвывать своё место под солнцем.
Толчок ренессансу дунайской теории дала книга известного этнографа В.П. Кобычева "В поисках прародины славян" (1973), а окончательно её современная редакция была сформулирована в работах знаменитого лингвиста академика РАН О.Н. Трубачева, после выхода которых, она прочно вошла в обиход современной науки. Недостатком работ О.Н. Трубачева обычно называли их чисто лингвистический характер и отсутствие сопоставлений с данными истории и археологии, но данный пробел был закрыт в капитальной работе его ученика С.В. Назина "Происхождение славян. Реконструкция этнонима, прародины и древнейших миграций" (2017), где было дано всестороннее историческое обоснование теории среднедунайской прародины славян. Сторонником дунайской теории является словацкий профессор Мартин Гомза. Также в крайне своеобразной интерпретации она представлена в работах американского слависта Флорина Курты и краснодарского историка И.П. Коломийцева.
2) Днепровская гипотеза, согласно которой прародина славян находилась в бассейне Днепра и его притоков. Она, понятное дело, пользуется особой популярностью в российской, белорусской и украинской науке (хотя, естественно, её сторонники есть и в Польше: К. Мошинский, К. Годловский, М. Парчевский и т.д.), где среди её сторонников немало как лингвистов (А.А. Шахматов, А.Л. Погодин, Ф.П. Филин и т.д.), так и археологов. Большинство археологов восточнославянских стран считают предками славян носителей зарубинецкой археологической культуры (П.Н. Третьяков, Е.А. Горюнов, Л.Д. Поболь, Е.В. Максимов, А.М. Обломский, Р.В. Теориловский и т.д.). Зарубинецкая гипотеза славянского этногенеза при этом вполне хорошо стыкуется с висло-одерской гипотезой (о которой далее), поскольку начало зарубинецкой культуре положила миграция поморских племён с запада. Особая позиция была высказана петербургскими археологами (М.Б. Щукин, Д.А. Мачинский и их ученики), которые считают, что предками славян были носители не зарубинецкой культуры, а более северных днепровских культур: штрихованной керамики, милоградской, юхновской, днепро-двинской.
3) Висло-одерская гипотеза (в польской науке её именуют "автохтонной"), согласно которой прародина славян находилась в Повисленье на территории современной Польши. Закономерно, что в Польше данная гипотеза имела и имеет наибольшее число сторонников (хотя есть и "скептики" - школа К. Годловского). Её сторонниками были такие видные польские слависты как Я. Чекановский, Т. Лер-Сплавинский, Й. Костшевский, В. Гензель, Л. Лецеевич, Г. Лябуда, С. Роспонд и т.д., а из современных учёных В. Маньчак, Х. Мамзер, М. Кара, Я. Пионтек и т.д.
Серьёзно висло-одерская теория представлена и в советской/постсоветской науке, где её сторонниками являются И.П. Русанова, академик РАН В.В. Седов, член-корреспондент НАНУ В.Д. Баран, Д.Н. Козак, патриарх белорусской археологии Э.М. Загорульский, лингвист В.В. Мартынов и т.д.
4) Гипотеза происхождения изложенная Соловьевым в его книге Русь, сложение государства в IX веке. Венеды и северяне, часть гуннов, ставшие основой новой общности. Эта книга является развитием идей Вельтмана. Кратко-эта теория доказывает, что так называемые восточные славяне произошли вследствие смешения миграции венетских( фракийских племен) с территории Галлии, Германии и Польши и Дунайского региона на территорию теперешней России на линию Волхов-Днепр. То есть, исследователь доказывает,что древляне-дереване, радимичи, поляне, смольняне все это беженцы с Западной Европы. Даже знаменитые Анты-Анды проживали именно в Галлии.
Племена сартов-сардонов-фракийцев были распостранены от Китая-Серики до Галлии,включая Малую Азию. Фракийцы, иллирийцы, лидийцы и ликийцы, кельты и венеты- все это часть громадного этноса, и это доказывает книга Соловьева.
Название Галиция - не что иное как воспоминание о прародине, Галлии, где проживали племена ретов-русов, сардонов-сартов, арвернов-дарданов и венетов.
Сложение же Русского государства, не что иное, как синтез сармато-скифских племен вятичей и савиров-северян-северцев и пришедших в 3-6в.в. венетских беженцев.
Северяне (ст. ‑ слав. сѣверо, сѣверъ, сѣверы) — восточн-славянский племенной союз, населявший в начале VIII—XI веков территорию современных Черниговской, Сумской, Брянской, Курской и Белгородской областей и Калужской,Рязанской и части Московской и Владимирской областей. Находки во Владимирских курганах графом Уваровым вещей, идентичных находкам Мартыновского клада и Черной Могиле подтверждает это.
Владимирские курганы
Владимирские курганы
Керчь
владимрские курганы
В археологии северцы отождествляется с роменской и волынцевской культурами Северяне отличались от прочих славян (например, древлян узким лицом и долихоцефалией.
В этом и состоит причина отличия русского языка от языков других славянских племен-русский язык является прямым наследником языка северцев,то есть сарматским языком. Но а гунны и сарматы-это одно и тоже, и Иордан говорит, что сиверцы-часть гуннского союза племен.
а Северяне-Сиверцы-Савиры-это часть гуннов,согласно Иордану:
«Ибо одни из них зовутся альциагирами, другие — савирами, но места их поселений разделены.»
В «Летописи» Феофана Византийца под 508 г. записано:
"Гунны, называемые савирами, проникли за Каспийские врата, вторглись в Армению, опустошили Каппадокию, Галатию и Понт и остановились почти у самой Евхаиты»
Об этом пишет Олаф Далин в своей истории Швеции историк, писал: «Хунагард (страна гуннов) . Прежде эта страна называлась Ваналанд или Ванланд по ванам, т. е. венедам». И далее он уточнял: «…ваны — прародители гуннов… Ванланд есть единое с Хунагардом».[Олаф Далин,110] Другой шведский историк, Олаф Верелий, по данному поводу высказался не менее определенно: «Под именем гуннов наши предки (шведы) понимали славян, впоследствии называемых виндами или венетами».
Именно северяне-русы и создали русский каганат со столицей в Керчи, где были убиты их последние князья-каганы- Оскол и Дир.
Лучшим археологическим соответствием ранним славянам, а вернее,венетам-венедам, является поморская археологическая культура, а миграция поморского населения сначала на Среднюю Вислу (где в результате их прихода формируется культура подклёшевых погребений), а потом на Волынь и далее на Средний Днепр (где в результате их прихода формируется зарубинецкая культура) является отражением процессов начального расселения венедов и их разделения две большие группы, которые затем предстанут перед нами как "склавины" и "анты" византийских источников. Анты-Анды- пришли из далекой Галлии в 5 в.
Имя Рюрик встречается в Галлии, то есть оно венетское.VI и V века. Эпоха начала средневековья, сразу после падения Рима. В этот период известны сразу два епископа Рурика Лиможских (варианты написания на латыни:Ruricius, а также Ruricvs) . Оба, к тому же, были святыми. Рурик I жил c 440 по 510 (либо с 430 по 507), Рурик II умер в 550 году. Наиболее древним упоминанием формы имени Рурик-Рюрик является имя исторической личности Руриция. Руриций Помпеян (лат. Ruricius Pompeianus; погиб в августе 312 около Вероны) — древнеримский офицер эпохи поздней империи. То есть,как видно, имя Рюрик-вполне типично для венедов, пришедших именно из Галлии.
В IV в. до н.э. венеды сдвигаются в Повисленье, ассимилируя население лужицкой культуры, впрочем, так же говорившее на близком языке.
На следующем этапе под давлением наступавших со стороны Одера германских племён венеды продвигаются в Среднее Поднепровье, где формируется зарубинецкая культура. В первые века н.э.венеды, носители позднезарубинецких и киевских древностей, продвигаются дальше на север Восточной Европы. И, уже в 5в. византийские историки.что бы не запутаться, вводят термин Славяне.
То есть, именно синтез венедов и сарматов( гуннов) -савиров-северян-северцев породил такое огромное государственное образование с древнейшими корнями- Русь, являющейся прямой наследницей Государства эфталитов, Русского каганата, и держав скифов Боспора.
- Подробности
- Категория: Новости главные
В один прекрасный день посетила наш музей девушка-путешественница Екатерина из города Тюмень. Впечатлившись нашей коллекцией магнитиков, она решила внести и свой вклад в развитие музея, и в итоге презентовала нам магнитик из своего города. Вот что Катя пишет о своём приключении в Гурзуфе:
Екатерина К.
Знаток города 2 уровня
5 апреля
Случайности не случайны. Планируя поездку в Гурзуф, узнала, что поблизости находится оригинальный музей (как оказалось, занесенный в книгу рекордов России по количеству экспонатов). Считаю большой удачей узнать больше о музее от его основателя, Валерия Алексеевича, который с теплотой и трепетом рассказывал о своей коллекции. Приятным сюрпризом стала экспозиция об истории Крыма. По окончании экскурсии удалось даже сфотографироваться в нарядах прошлых веков. Большое спасибо за увлекательный разговор, познавательную встречу, душевный приём. Успехов, процветания и до новых встреч!
- Подробности
- Категория: Новости главные
Кроме скифской царицы Томиры, о которой я писал в предыдущей публикации, существовала еще одна знаменитая правительница скифов – Зарина, жившая чуть раньше. В отличие от Томиры, прославилась она не столько военными победами, сколько заботой о мире и благополучии своей страны.
Итак, около 600 г. до н. э. предшественница Персидской империи Мидия начала войну против Скифии. Причина была следующая: царица восточных скифов, иначе называемых саками, Зарина вышла замуж за князя парфян Мармарея. После этого Парфия (область в Средней Азии), находящаяся под властью Мидии, отошла к Скифии, а Мармарей стал ее царем.
Решив положить конец противостоянию двух держав, Зарина убила Мармарея, и стала единовластной правительницей Скифии. Уступив Парфию обратно мидянам, она положила конец войне и занялась внутренними преобразованиями в своей стране.
По Ктесию[4], во время правления мидийского царя Астибара (как отца Астиага, его отождествляют с геродотовым Киаксаром) парфяне восстали против мидийцев и призвали саков, что вызвало длительную войну саков и мидян. В это время саки находились под властью царицы («женщины по имени Зарина»). Смелые женщины саков разделяли со своими мужьями тяготы войн. Зарина покорила соседние варварские народы, которые угрожали сакам, основала ряд новых городов и сделала жизнь своих людей более счастливой.
Соотечественники в память о её благодеяниях и достоинствах возвели на её погребении высотой в стадию пирамиду, длина каждой стороны 3 стадии, на вершине они поставили колоссальную позолоченную статую и воздали ей героические почести. И. В. Пьянков сопоставляет эти сведения с известными данными о могильниках саков[5] и указывает, что Ктесий называет Зарину женой своего брата Кидрея[6].
Текст Николая Дамасского сохранился отрывочно[7], он повествует, как после убийства Мармарея, царя саков (иногда считают, что речь идёт о муже Зарины), полководец Стриангей (женатый на Рэтее, дочери Астибара) был охвачен любовью к Зарине, но она отвергла его. Николай упоминает также, что царский дворец саков находился в городе Роксанаки.
О правлении Зарины античный автор Диодор Сицилийский пишет следующее:
«Зарина же, всех красотою превосходя, дивила как предприимчивостью, так и удачею в своих действиях. Варваров соседних, которые, возгордясь, хотели подчинить себе саков (восточных скифов), покорила она силою оружия, значительную часть страны привела в возделанный вид, немало городов выстроила и вообще своему народу создала счастливую жизнь. Поэтому подданные, по кончине Зарины, в знак признательности за благодеяния ее и в память ее добродетелей, соорудили ей гробницу, далеко превосходившую прочие, именно – остроконечную трехстороннюю пирамиду в 9 стадий объемом и высотою в 3 стадии, на вершине которой поставили колосальную золотую статую покойной, и воздали ей почести несравненно большие, чем всем ее предкам».
По версии Гутнова, воспоминания о Зарине сохранились и в среднеазиатской поэме «Гургули», в которой говорится о богатырской Зарине Зарингар («Златописанной») — дочери победителя девов царя Согдына (то есть Согдийца).
В русских мифах фигурирует Заря-Заряница, она персонифицированный образ планеты Венера. Тот же смысл у Зухры таджиков, обозначающий планету Венера.
- Подробности
- Категория: Новости главные
Официально принято, что русские, украинцы и белорусы – это 3 братских славянских народа. В общую же славянскую семью также включают поляков, чехов, словаков, сербов и прочих.
Но также часто приходится слышать, что русские не являются славянами. Действительно, если в польском, сербском, белорусском языках невооруженным ухом слышна единая языковая стилистика, то русский язык разительно отличается от них своей близкой к немецкому грубоватостью. Более того, если сербы, чехи и поляки понимают друг друга без переводчика, то неподготовленный русский из "родственных" славянских языков часто может не понять ни единого слова.
Давайте же обратимся вновь к средневековым источникам.
Посмотрим на карту мира арабского географа и путешественника X века Ибн Хаукаля. В английском варианте этой карты мы видим 2 народа: Rus и Slavs. Это явно указывает на то, что Rus (русы) и Slavs (славяне) – это 2 разных народа.
Это может показаться странным, разделять славян и русов. Но в X веке, судя по всему, это было совершенно естественным.
Аналогичную картину мы видим даже изданной в Санкт-Петербурге в 1869 году книге Абу-Али Ахмеда Бен Омар Ибн-Даста "Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах".
А главе V этой книги автор дает описание славян. При этом он указывает, что их земля лежит от земли Печенегов в 10 днях пути.
В VI главе той же книги описывается народ Русь. "Что касается до Руси, то находится она на острове, окруженном озером. Окружность этого острова, на котором живут они, русы, равняется 3 дням пути". Далее пишется: "Русь имеет царя, который зовется Хакан-русь. Они производят набеги на славян".
В преамбуле же автор пишет: "Почтенным и любезным товарищам своим по случаю празднества 50-летнего юбилея Университета этот новый источник для отечественной истории посвящает автор". То есть автор не только четко делит народы славян и русов, но и называет свою работу "новым источником для отечественной истории".
Уместно здесь также вспомнить официальную норманнскую версию о призвании варягов. "И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти... И от тех варягов прозвалась Русская земля" ("Повесть временных лет").
Здесь мы видим буквально то же самое: руси-варяги не принадлежали к местному населению (чуди, кривичам или веси), но пришли из-за моря. А затем дали свое имя земле, которую стали называть Русь.
Подумаем. Могли ли будучи славянскими племена кривичей, чуди и весь обратиться к чуждому и даже враждебному племени русов? Маловероятно. Скорее, к родственному племени, представляется, враждебному больше соседним славянским племенам, чем к ним самим.
Но есть еще немаловажный момент.
Племена чудь современные ученые относят к прибалтийско-финской или финно-угорской группе. Равно, как и племена весь. Что касается кривичей, то их относят к восточной ветви славянских племен. Однако ареал их проживания - это современная восточная Белоруссия, Псковская, Смоленская области и Приильменье. И это также указывает скорее на балтийские, чем славянские корни, не исключая, конечно, смешения балтийских и славянских элементов в приграничье.
Вернемся, наконец, к языку.
Русский язык, по мнению лингвистов, в основе ближе к балтийским, чем славянским языкам. Однако вследствие роста Русского государства его язык требует унификации на всем пространстве, которая происходит на уровне смешения и заимствований. При этом сам язык, как явление инертное, лишь сближается со славянскими языками, сохраняя свою первооснову.
В пользу этой версии говорят работы, например, действительного члена Российской Академии Наук Андрея Анатольевича Зализняка. На примере анализа новгородских берестяных грамот он показывает, что, как он называет, "древненовгородский диалект" разительно отличается как от южного "приднепровского", так и от канонического церковно-славянского языка.
Для решения этой проблемы в последнее время используется термин "балто-славянские" языки. Термин столь же искусственный, как и "индоевропейские" или "алтайские" языки.
Итак, мы можем сделать вывод, что призвавшие балтийское племя русов, скажем так, прарусские племена (кривичи, чудь и весь) с большой вероятностью не были славянами, но балтийско-финскими или финно-угорскими. Как и не был славянским и "северный", древненовгородский древнерусский язык. Сближение на уровне смешения и заимствований русского и славянских языков происходит параллельно с формированием русского государства. Но до сих пор те же украинский и белорусский языки, бесспорно относящиеся к славянским, разительно отличаются от русского.
В завершение хочу остудить ретивых комментаторов, которые будут писать, что автор статьи враг и проплаченный иностранный провокатор. Я ни слова не сказал, что русские или русский язык чем-то лучше других. Но историю нужно знать, а не трусливо прятаться от этого знания, прикрываясь удобной ложью.
- Подробности
- Категория: Новости главные
Наши добрые знакомые прислали нам из разных стран удивительной красоты магнитики:
- из страны восходящего солнца далёкой Японии
- гористой и солнечной Армении
- туристический набор магнитиков «мечта путешественников»: Доминикана, Крит, Греция, Египет.
Талантливая девочка Вероника принесла нам в дар редкой красоты магнитики ручной работы.