Настоящие Правила определяют порядок посещения Частного Учреждения Культуры «Музей магнитиков и античного крымоведения «Форт Уна», расположенного по адресу: Гурзуф, ул. Санаторная, д. 3Б.

 

Правила посещения Учреждения культуры разработаны с учётом положений законодательства Российской Федерации. Поддержание общественного порядка, предупреждение и пресечение правонарушений, а также соблюдение настоящих Правил, осуществляются сотрудниками данного Учреждения культуры.

 

Руководство и сотрудники Музея делают всё возможное, чтобы посетители чувствовали себя здесь комфортно. С этой целью и в интересах безопасности всем категориям посетителей необходимо соблюдать настоящие Правила посещения Учреждения культуры.

 

  1. Учреждение культуры открыто для посещения в дни и часы экскурсий, опубликованные на официальном сайте Музея https://muzeymagnitikov.ru

 

  1. Для посещения Учреждения культуры необходимо оформить заявку на посещение через официальный сайт, либо по телефону, выбрав дату и время экскурсии. Для правильного формирования экскурсионных групп, заявку необходимо оформить не менее, чем за 3 рабочих дня до предполагаемой даты посещения.

 

 

  1. При желании осуществлять фото/видеосъёмку в Учреждении культуры, посетителю необходимо отразить своё намерение в регистрационной форме и сообщить об этом сотрудникам при входе в Музей. Съёмку необходимо осуществлять в определённое сотрудниками Музея время, придерживаясь рекомендованных Учреждением культуры ракурсов. В экспозиционных залах разрешена бесплатная фото- и видеосъёмка без использования вспышки и штативов. Аппаратура для фото/видеосъёмки должна располагаться в зоне визуальной доступности (на одежде, специальном устройстве).

 

  1. Посещение Учреждения культуры не имеет ограничений по возрасту и здоровью, дети до 14 лет допускаются к посещению в сопровождении совершеннолетних членов семьи (опекунов) или в составе организованной группы с сопровождающим(и) (из расчёта 1 сопровождающий на 4-5 детей). При планируемом посещении Учреждения культуры ребёнком (детьми) в соответствующей графе заявки на посещение делается отметка «ребёнок».

 

 

  1. Иностранные граждане посещают Учреждение культуры на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации. Экскурсии проводятся на русском языке, пояснения могут даваться на английском.

 

  1. В Учреждение культуры не допускаются лица:
    • С признаками алкогольного, токсического или наркотического опьянения.
    • Ведущие себя агрессивно по отношению к посетителям или персоналу Учреждения культуры, а также имеющие признаки склонности к совершению агрессивных и/или противоправных действий в отношении посетителей, персонала и/или имущества Музея.
    • Не допускаются лица, мешающие полноценной работе музея, либо, нарушающие данные правила.

 

Наличие признаков опьянения либо агрессивности поведения посетителей сотрудники и руководство Музея определяют по своему усмотрению.

 

  1. Требования к одежде посетителей:
    • При входе в Учреждение культуры необходимо снять верхнюю одежду, и повесить её на вешалку в зоне гардероба.
    • Ручную кладь (сумки, рюкзаки, кейсы) необходимо также оставить в зоне гардероба.
    • Обувь снимается или не снимается по усмотрению руководства Музея, в зависимости наличия либо отсутствия напольного коврового покрытия.
    • Лиц неопрятного вида, в грязной одежде и обуви в Учреждение культуры не допускаются.

 

  1. Руководство и сотрудники Музея вправе отказать посетителям в посещении Учреждения культуры без объяснения причин. Действия (бездействия) должностных лиц Учреждения культуры могут быть обжалованы посетителем Директору Музея.

 

  1. При осмотре экспозиции и выставочных залов Учреждения культуры посетители должны соблюдать тишину: не разговаривать громко, не кричать, не отвлекать других посетителей разговорами по телефону.

 

  1. При возникновении чрезвычайных ситуаций посетители должны выполнять рекомендации и указания руководства и сотрудников Музея.

 

  1. В Учреждение культуры запрещается проносить:
    • Огнестрельное оружие, колющие, режущие, легкобьющиеся и легковоспламеняющиеся предметы, отравляющие, токсичные ядовитые вещества и жидкости, бытовые газовые баллоны, любые предметы, которые могут стать причиной травматизма.
    • Ручную кладь (сумки, рюкзаки, кейсы), размеры которой превышают 40х40х20 см.
    • Зонты, предметы спортивного инвентаря, музыкальные инструменты.
    • Жидкости в любой таре, включая бутилированные напитки, мороженое, чипсы и другую еду.

 

  1. В Учреждении культуры запрещается:
    • Находиться в нетрезвом состоянии, а также в состоянии наркотического или токсического опьянения
    • Пользоваться открытым огнём, пиротехническими устройствами (фейерверками, бенгальским огнём, петардами).
    • Курить, мусорить.
    • Приводить с собой животных, птиц, пресмыкающихся.
    • Самовольно проникать в служебные и производственные помещения.
    • Наносить ущерб помещениям, экспонатам и оборудованию.
    • Прикасаться к музейным предметам и элементам интерьера (за исключением сенсорных панелей), использовать для отдыха элементы декора (подоконники, пьедесталы и т.п.).
    • Заходить за ограждения и в помещения, закрытые для посещения.
    • Осуществлять без разрешения руководства и сотрудников Музея агитационную или какую-либо другую деятельность, адресованную неограниченному кругу лиц в здании Учреждения культуры.
    • Использовать площади Учреждения культуры (в т.ч. оборудование и экспонаты) без разрешения руководства для занятия коммерческой, рекламной и  иной деятельностью, связанной с получением дохода.
    • Оставлять без присмотра детей дошкольного и младшего школьного возраста.
    • Допускать выкрики или иные грубые действия в адрес посетителей и сотрудников Музея, оскорбляющие человеческое достоинство.

 

  1.  Руководство Учреждения культуры обращает внимание посетителей, что доступ к отдельным предметам музейной экспозиции может быть ограничен в связи с производством реставрационных и/или ремонтных работ, сменой экспозиции, необходимостью технического перерыва в отдельных залах в связи с показателями температуры и влажности воздуха, которые не соответствуют нормам, определённым правилами хранения музейных экспонатов.

 

  1. Уважаемые гости, уведомляем вас о том, что:
    • В целях безопасности посетителей в Учреждении культуры ведётся видеонаблюдение.
    • Учреждение культуры полностью соответствует требованиям пожарной безопасности. С планами эвакуации при пожаре Вы можете ознакомиться в гардеробной зоне при входе в Музей.
    • Сотрудники, работающие на территории Учреждения культуры, представляет интересы Руководства Музея. Просим Вас выполнять все требования и следовать рекомендациям персонала Учреждения культуры.
    • В случае возникновения спорных и чрезвычайных ситуаций Вы можете обратиться за помощью к сотрудникам Музея.
    • Учреждение культуры не несёт ответственности за вред, причинённый Вашему здоровью или имуществу противоправными действиями третьих лиц. Вы несёте персональную ответственность за состояние своего здоровья при посещении Учреждения культуры.

 

Нарушение настоящих Правил, а также причинение вреда имуществу Частного учреждения могут являться основанием для привлечения, в установленном порядке, к материальной, административной и иным видам ответственности, в соответствии с действующим законодательством РФ. 

 

С Новым годом новые артефакты врываются в наше пространство и занимают достойное место среди других экспонатов.

 

1) Первым новшеством у нас служит подсвечник с 2 факелами, который держит стилизованный римлянин в доспехах. Он сделан где-то в Европе в XIX веке. Левый факел отреставрирован.

 


---

---

---

 

2) Вторым новым экспонатом послужила ваза в этническом стиле, сделанная в XX веке, в СССР. Она нам напоминает стилизованную крымскую античную амфору.

 

---

---

---

---

 

3) Третьим артефактом является уникальный древнеримский катафрактарий-драконарий, живший на территории Римской империи во II веке нашей эры.

Катафрактарии — тяжёлая кавалерия в Античную эпоху.

Драконарий — младший офицер в древнеримских кавалерийских отрядах, чьей задачей было нести знамя алы или турмы во время боя. Позднее в европейской кавалерии (XVI-XIX века) появились драгуны.

Драгу́ны — воины кавалерии армий некоторых европейских государств, обученные действиям как в конном, так и пешем строю.

А́ла — конное вспомогательное подразделение римской армии, позднее состоявшее обычно из союзников.

 Ту́рма — конный отряд из 30—32 человек, 1/10 в армии Древнего Рима.

Сделана эта идеально детализованная фигура в Москве в 2019г.Молодой автор Алана.

 

 

---

---

---

---

---

 

4) Четвертый артефакт — это буддийская тибетская молитва — пайцза для богомольцев на созидание и благополучие.

Пайцза — верительная бирка, металлическая или деревянная пластина с надписью, выдававшаяся китайскими, монгольскими правителями разным лицам как символ делегирования власти, наделения особыми полномочиями. В монгольской армии Чингисхана применялась в виде опознавательных бэйджей. Деревянные, медные, золотые пайцзы выдавались в войске согласно статуса от курьера до главнокомандующего. Позднее бирки на груди переместились и стали погонами на плечи, а некоторые видоизменились и превратились в бэйджей и жетоны на груди в виде аккредитаций и пропусков. Сделана в тибетском Китае в XX веке.

 

---

---

 

5) Пятое новшество - это стеклянный кувшин в виде античной амфоры, у которой деревянные держатели с бечевками.

Амфора — античный керамический сосуд вытянутой или яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками на горле или на плечиках. Сделана в России в XX. Стилизована под эллинскую амфору мастером Кариной.

 

---

---

---

---

 

 6) И на десерт — это потрясающие «живые» фигурки 7 кукол, раскрашенных вручную. Каждая наряженная кукла — точная копия одеяния женщин из разных областей России. Мы решили, что эти произведения искусства hand made имеют полное право находится в нашем музее Форт Уна и послужат отличным украшением. Автор В. Дорофеева.

 

---

---

---

---

---

  

 

Заходите обязательно в наш музей, мы рассказали лишь о новинках (которые появляются постоянно), представьте сколько всего интересного у нас уже есть.

Руна Летняя

 

фотографии взяты из открытых источников

 

Аланы оставили после себя на Кавказе настоящие сокровища: тысячелетние города и храмы, загадочные мавзолеи и дорогие шелка. Кем были предки современных кавказцев — рассказал историк Владимир Кузнецов

 

Потомками алан — ираноязычного племени, жившего на территории Кавказа тысячу лет назад, — сегодня называют себя несколько народов, и это неудивительно: ведь аланы имели славную историю. Они воевали во Франции и Испании, дружили с Византией, первыми на Северном Кавказе приняли христианство, оставили после себя полуразрушенные города и уцелевшие храмы и даже жили в Африке. История аланского царства до сих пор будоражит умы исследователей и вызывает много дискуссий.

 

Откуда пришли аланы, когда Аланское царство достигло своего расцвета и кто его сокрушил, рассказал специалист по аланской истории Владимир Кузнецов. Впервые он попал на аланское городище в Нижнем Архызе еще 22-летним студентом и с тех пор посвятил истории этого народа всю жизнь. Сейчас знаменитому ученому 92 года.

Доктор исторических наук, археолог Владимир Кузнецов

Фото: Платонова Юлия 

 

Народ с Востока

 — Аланы пришли на Кавказ в конце первого века нашей эры. Откуда мы точно установить до сих пор не можем: письменных источников нет, документов нет, архивов никаких нет. Письменности у них не было — никаких летописей, хроник, в которых они бы о себе рассказали. Только археология.

В общем, мы знаем, конечно, что они пришли откуда-то с Востока, может быть из Средней Азии. И скорее всего, из нынешнего Узбекистана. В те времена он назывался Хорезм — было такое государство в Средней Азии. Сейчас там господствуют тюркоязычные узбеки, а в те времена — иранцы. Аланы — ираноязычный народ. Они относятся по языку к северной группе иранских племен.

 

Правда, что аланы — потомки легендарных скифов?

— Мне иногда достается от осетинских историков, которые очень хотят быть скифами. Они утверждают: «Мы не аланы, мы скифы». Но это не скифы, а мифы. На самом деле аланы происходят от сарматского племени. Впрочем, родственного скифам, тоже ираноязычного.

Скифы — древний народ, населявший территории от Дуная до Дона еще в 8 веке до н.э. (в частности, территории современной Украины и Крыма). Известны своим культом золота: скифы не жалели драгоценный металл и широко применяли его в быту, одежде и даже покрывали им амуницию. В советское время найденные в Скифии сокровища распределялись по разным музеям, часть хранится в Эрмитаже.

 

Каменное надгробное изваяние скифского вождя, обнаруженное в одном из древних курганов в нижнем течении реки Днестр 

Фото: В. Маркевич /ТАСС

 

К сарматам относились три основных племени: сираки, аорсы и аланы. Все они были кочевниками, очень воинственными — настоящие варвары. Затем они объединились. Скорее всего, это произошло в результате войны между сираками и аорсами в 49 году н.э.

Это были варварские времена, ни законов, ни прав человека — родственные племена легко могли воевать между собой. Но после того столкновения они, наоборот, объединились, а во главе объединения стали аланы. Вот тогда из трех сарматских племен возникло мощное военно-политическое образование.

 

Как аланы поселились во Франции и Африке и «придумали» реку Дон

— В первые века нашей эры древние иранцы господствовали на большой территории, аланы тоже: Юг Украины (степная и приморская часть, вплоть до нынешней Молдавии), Крым, Боспор, Подонье, Нижнее Поволжье, Северное Предкавказье, Северный Кавказ (но только равнины, не горы).

Наша топонимика до сих пор пестрит словами аланского происхождения. Например, название реки Дон — аланское. А в Румынии есть город Яссы — это один из этнонимов алан, их самоназвание.

Фото: Антон Подгайко Аланское наследие: Средний аланский храм на территории Нижне-Архызского городища, датированный IX веком. Был восстановлен монахами в 1897 году, Карачаево-Черкесия

 

Потом наступила эпоха великого переселения народов: конец IV — начало V века н.э. С востока пришли орды кочевников — гуннов, еще больших дикарей и варваров, чем аланы. Гунны легко побили алан. Аланы разбежались: одна часть присоединилась к гуннам и вместе с ними ушла в Западную Европу. Аланы жили в Германии, во Франции, в Испании, в Португалии. Часть переправилась через Гибралтарский пролив и поселилась в Северной Африке. Там они даже создали небольшое государство, но оно было слабым и существовало недолго. Дольше всего аланы жили во Франции. Нам известны места, где они селились, есть карта. Со временем они ассимилировались — растворились. Западным историкам этот факт хорошо известен.

Большая же часть алан отхлынула с Подонья и Поволжья в Предкавказье — поближе к горам. Там, на равнинах около гор, население было редким и не аланским, это были местные кавказцы. Мы их называем кобанцами. Аланы разгромили эти племена и заняли всю территорию, а народы постепенно ассимилировали.

Территория им досталась громадная, особенно по тем временам, больше 500 километров в длину. На Центральном Кавказе от реки большая Лаба (в Краснодарском крае) и до реки Сунжа на Востоке (это в Чечне). Аланы господствовали здесь тысячу лет. Вначале сложился союз аланских ираноязычных племен, а потом, уже ближе к VI−VII векам, на их основе выросла и раннефеодальная государственность.

Фото: Антон Подгайко Cтатуя воина-мингира, известная как «каменная баба», смотрит на реку Большой Зеленчук. VIII—XII вв., Нижний Архыз

 

Как аланы-степняки превратились в горцев и при чем тут турки

— В XI веке аланам пришлось переместиться дальше в горы. Произошло это после знаменитой битвы при Манцикерте в 1071 году. В то время с Востока на Запад шли тюрки, особенно турки-османы. Они часто набегали на границы Византии, которые тогда доходили до современного города Кутаиси в Грузии. Византийцы нанимали аланские конные полки — аланская конница славилась на Востоке — и хорошо им платили золотом.

Так вот, в 1071 году эти самые османы разбили на голову византийскую армию, в которой были и грузинские, и армянские, и аланские воины. После этой битвы началось массовое переселение алан с равнин в горы.

Для алан это было большой исторической драмой. Ну, представьте себе кочевника, он привык жить на равнине, ему нужно скот кормить, у него тысячное поголовье. Съели его животные всю траву — он переселяется дальше, ищет новые пастбища. А в горах образ жизни пришлось менять.

Фото: Елена Афонина/ТАСС Экспонаты археологических раскопок на территории Нижне-Архызского городища. Карачаево-Черкесия

 

Аланы: друзья Византии и первые христиане на Северном Кавказе

— Территория государства делилась на две части: на западную Аланию и на восточную Аланию. В западной Алании центр находился в Нижнем Архызе, там, где сохранились аланские храмы и городище. Город был длиной в три с половиной километра, вся территория была застроена: улицы, переулки, маленькие площади. По моим прикидкам, там жило около двух-трех тысяч человек. По тем временам это был уже серьезный город, не уступавший по численности западноевропейским.

Что касается столицы восточной Алании — мы знаем только ее название. Этот город назывался в летописи Дедяков, но, где он находился, неизвестно до сих пор.

Восточная Алания в политическом отношении и в военном отношении тяготела к Ирану, к персам. А западная Алания тяготела к Византии. Византия была центром христианства, и в первой четверти X века византийские миссионеры принесли христианство в Аланию. Это была первая христианская епархия на Северном Кавказе. Причем учтите важный момент: аланы приняли христианство на 70 лет раньше Руси.

В каждой части Алании был свой правитель. Тот, что в западной, христианской, которая была в союзе с Византией, назывался по-гречески «эксусиократор». Так и проходил в византийских документах — «эксусиократор Алании». А тот, который управлял восточной Аланией, по византийской иерархии был ниже рангом. Эксусиократор — царь, император. А восточный назывался «архонт», то есть правитель одной из областей.

Фото: Сулим Кудусов Сентинский храм, Нижняя Теберда

Метрополитен-музей и тысячи долларов за грязные тряпки

— Пока аланы жили на равнине, у них господствовало земледелие и ремесла: они умели делать хорошее оружие. А также они были хорошими всадниками — аланская конница славилась на Востоке. Их охотно приглашали и византийцы, и турки. Они шли туда, где больше платят. Им было все равно кого колошматить. Это общество было очень примитивным по сравнению с нами.

Уже позже они обогащались за счет Великого Шелкового пути, трасса которого начиналась в Китае, кончалась в Риме и проходила в том числе через западную Аланию. Там были низкие перевалы — наиболее удобные, чтобы перейти на южную сторону, в Абхазию.

Аланы на мулах перебрасывали купеческие товары через перевал, там абхазцы уже принимали. А купцы рассчитывались с аланами либо деньгами, либо шелками. Аланы были безграмотными варварами, а их женщины ходили в таких одеждах, какие в Константинополе носили византийские матроны — аристократки.

Многие шелка потом оседали в могильниках. Лично я вот этими руками находил остатки шелков китайского, согдийского, византийского производства. От этих шелков остались одни только тряпки. Но нью-йоркский Метрополитен-музей купил эти грязные тряпки из Нижнего Архыза за тысячи долларов.

Фото: Метрополитен-музей Женская туника. Лен, шелк, VI−VII в. н.э.

 

Дургулель Великий и самая красивая женщина Алании

— Алания достигла пика своего развития в XI веке. За 20 лет раскопок в Нижнем Архызе я нашел несколько каменных плит с надписями, и все датированы XI веком.

И по письменным источникам в это время в Алании был очень мощный, сильный царь, эксусиократор. Его звали Дургулель Великий. Он был в военном союзе с Византийской империей. А также заключал династические браки с соседями: и с византийцами, и с грузинами. Сам он был женат на Борене, дочери грузинского царя. А дочь Дургулеля и Борены Мария была замужем за двумя византийскими императорами. Она была какой-то ослепительной красавицей, ее так и называли в письменных источниках — Мария Аланская. Она даже упоминается в византийской книге «Алексиада». Вот такой была Алания в XI веке.

Тогда же там искали возможность создать свою письменность — на основе греческого алфавита. Вот если бы они создали письменность и она у них прижилась… Там, где появляется письменность, варвар кончается — начинается цивилизация!

Фото: Павел Денисов Усыпальница аланского правителя, Дургулеля Великого, XI век. Экспонат Ставропольского музея-заповедника.

 

Закат Алании и нашествие Чингисхана — Вот я вам сказал о Дургулеле Великом — выдающийся царь, мощная фигура. Именно при нем аланы поднялись, достигли хорошего положения. Но Дургулель умер, а без него все развалилось. Начались драки между феодалами, и Аланское государство развалилось на мелкие, лоскутные княжества.

Тут-то и явились татаро-монголы. А явились они мощно: у них был Чингисхан, знаменитый татарский полководец. Они шутя разгромили и алан, и их соседей — половцев.

Лучше сохранилась Восточная Алания, нынешняя Осетия. А вот на сегодняшней территории Карачаево-Черкесии, в верховьях Кубани, аланское население исчезло. Его остатки бежали на Восток, в восточную Аланию, и по сей день они живут там. Это дигорцы. Сейчас они живут в Дигорском ущелье, по которому протекает река Урух, — вот это и есть те беженцы с Кубани. Все остальные, видимо, погибли.

Татаро-монголы недолго пробыли на завоеванной территории. Они не привыкли жить в горах — им нужны были привычные степные просторы. Они ушли обратно на Дон и нижнюю Волгу. А опустевшие территории на Верхней Кубани заняли половцы — тюрки, тоже мусульмане, предки карачаевцев и балкарцев.

Фото: Платонова Юлия

Аланские наследники

— Осетины — основные потомки алан. Они говорят на аланском языке по сей день, и это самый убедительный аргумент. На родство с аланами претендуют также ингуши, карачаевцы и балкарцы. Причиной тому славная аланская история: у них Дургулель, Нижний Архыз, своя христианская епархия, купольные храмы, они воевали и во Франции, и в Испании, и в Закавказье (Грузии и Армении), даже в Африке были. Кому не хочется иметь славных предков?

Но только у осетин аланы — это основной компонент в формировании этногенеза. А у карачаево-балкарцев, к примеру, основной компонент — половцы. Однако алан они тоже ассимилировали на своей территории. И аланы, как часть, как компонент, также вошли в их этногенез карачаевцев и балкарцев. В этом смысле они правы.

Мавзолей Дургулеля и другие загадки Алании

— Вопросов больше, чем ответов. У нас на Кавказе больше 130 аланских земляных крепостей. На Нижнем Архызе городища каменные, а в восточной Алании камня было мало, поэтому крепости строили земляные. Самые крупные земляные городища — это Кызбурун, Старый Лескен, Аргудан. Там такие рвы, что удивляешься: по 10 метров глубиной, а тогда же никакой землеройной техники не было, все вручную. Взять такую крепость было невероятно трудно. Ни одна из этих крепостей пока не изучена археологически: раскопки стоят очень дорого.

Во-вторых, у Дургулеля Великого был свой мавзолей, я им занимался, писал про него. Сейчас он находится во дворе Ставропольского музея. Этот Мавзолей составлен из 9 огромных тесаных плит, выше моего роста. На лицевой стороне плит высечены объемные, полускульптурного типа изображения. Каждая покрыта разными сценами, которые до сих пор не расшифрованы. Никто не знает, что они означают. То, что это гробница Дургулеля, я обосновал. Но содержание сцен ни я, ни кто-то другой понять пока не можем. А когда-то этим нужно будет заняться. Один только мавзолей — это тема на всю жизнь. Я такую работу написать уже не успею — мне нужна вторая жизнь.

  

Лиза Али

Источник

 

Формирование культа меча, вероятно, началось в первые века 1 тыс. до н.э. Почитание божества войны известно у различных народов, а ритуальное оформление этого культа выражалось в различных формах. Идейная же основа культа проявляется в примерах, раскрывающих его сущность:» Ареса Геродот называет последним в числе младших божеств, но в общественной жизни Скифии этому культу принадлежало наиболее значимое место. Это следует из описания культового сооружения и обряда. В каждой области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу :горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка. От непогоды сооружение постоянно оседает, и поэтому приходится наваливать сюда полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже больше, чем прочим богам. Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека. По представлениям древних, железные орудия и оружия обладали магической силой, особенно колющие орудия, которые соединяли два магических свойства (металл и остроту)». Одно из таких «магических» свойств - «остроту», раскрывающую сущность меча, мы находим в названии древнего языческого божества воинов чеченцев-Арс, этимология имени которого означает буквально «острая грань, острие». Имя этого культа до сих пор звучит в танцевальных возгласах чеченцев. Чеченский теоним Арс состоит из двух основ Ар + с( /са ). К начальной основе Ар/восходит значение up(up<ap)’ острый, острота’. Вторая его часть -/с(ca) — означает ‘грань, полоса, угол’. Таким образом, название теонима Арс на чеченском языке буквально означает Ap +c (up+ ca) ‘острая + грань’, а лезвие меча по своей сути и есть острая грань. Самые известные свидетельства культа меча сохранились в записях древних греко-римских авторов. Из этих документов мы узнаем о ритуале поклонения древних скифов и сарматов (позднее, аланов) божеству войны в виде меча.

 

И из уважения к нашим предкам, он существует и в нашем музее, входя в него, мы можем лицезреть данный меч и на некоторое время очутиться в той эпохе.



---

---

Дикая Мята

фото взяты из открытых   источников

 

Это был очень целеустремлённый человек! Всегда у него под рукой были фотографии и тексты о великом прошлом Края, которые днём с огнём не сыщешь ни в библиотеках, ни в бескрайнем Интернете. Он постоянно готовил какие-то интересные материалы к изданию, всё время искал что-то новое, до сих пор неизвестное или к сожалению забытое. Это был кладезь информации о Гурзуфе. Он СИЛЬНО ЛЮБИЛ РОДНОЙ КРЫМ и был ПРИВЯЗАН СЕРДЦЕМ К АРТЕКУ. Он искренне и бескорыстно помог нам в презентации музея, подарил несколько экспонатов. Мы совместно издали его потрясающую книгу «Гомер и тайна», которая, к сожалению, ввиду нашей неопытности, оказалась дороже, но разошлась всем тиражом за год. В ней описывалась его вполне правдоподобная теория о том, что великий Гомер отправил своего Одиссея именно к берегам тогда ещё дикого Чёрного моря. А мы от нашего музея добавили почти детективное послесловие, выяснив, от чего его Пенелопа так долго ждала и терпела. Просто она была спартанкой по происхождению, и ей было не привыкать к суровой судьбе.

 

Александра Васильевича нельзя было назвать пенсионером, он был как ОФИЦЕР ИСТОРИИ КРЫМА – всегда в строю!

 

Александр Васильевич Фролов до последнего вздоха жил и работал для своей страны. Накануне его ухода он по телефону поведал мне о своей новой работе, посвященной грядущему юбилею Артека. И планов у него было громадьё!

 

Дорогой Александр Васильевич! Большое Вам спасибо за всё, что Вы сделали для Родины! Мы будем помнить! Светлая память! Уважение и благодарность!

 

Музей "Форт Уна".