Кроме скифской царицы Томиры, о которой я писал в предыдущей публикации, существовала еще одна знаменитая правительница скифов – Зарина, жившая чуть раньше. В отличие от Томиры, прославилась она не столько военными победами, сколько заботой о мире и благополучии своей страны. 



Итак, около 600 г. до н. э. предшественница Персидской империи Мидия начала войну против Скифии. Причина была следующая: царица восточных скифов, иначе называемых саками, Зарина вышла замуж за князя парфян Мармарея. После этого Парфия (область в Средней Азии), находящаяся под властью Мидии, отошла к Скифии, а Мармарей стал ее царем.


Решив положить конец противостоянию двух держав, Зарина убила Мармарея, и стала единовластной правительницей Скифии. Уступив Парфию обратно мидянам, она положила конец войне и занялась внутренними преобразованиями в своей стране.

 

По Ктесию[4], во время правления мидийского царя Астибара (как отца Астиага, его отождествляют с геродотовым Киаксаром) парфяне восстали против мидийцев и призвали саков, что вызвало длительную войну саков и мидян. В это время саки находились под властью царицы («женщины по имени Зарина»). Смелые женщины саков разделяли со своими мужьями тяготы войн. Зарина покорила соседние варварские народы, которые угрожали сакам, основала ряд новых городов и сделала жизнь своих людей более счастливой.

Соотечественники в память о её благодеяниях и достоинствах возвели на её погребении высотой в стадию пирамиду, длина каждой стороны 3 стадии, на вершине они поставили колоссальную позолоченную статую и воздали ей героические почести. И. В. Пьянков сопоставляет эти сведения с известными данными о могильниках саков[5] и указывает, что Ктесий называет Зарину женой своего брата Кидрея[6].

Текст Николая Дамасского сохранился отрывочно[7], он повествует, как после убийства Мармарея, царя саков (иногда считают, что речь идёт о муже Зарины), полководец Стриангей (женатый на Рэтее, дочери Астибара) был охвачен любовью к Зарине, но она отвергла его. Николай упоминает также, что царский дворец саков находился в городе Роксанаки.

О правлении Зарины античный автор Диодор Сицилийский пишет следующее:

«Зарина же, всех красотою превосходя, дивила как предприимчивостью, так и удачею в своих действиях. Варваров соседних, которые, возгордясь, хотели подчинить себе саков (восточных скифов), покорила она силою оружия, значительную часть страны привела в возделанный вид, немало городов выстроила и вообще своему народу создала счастливую жизнь. Поэтому подданные, по кончине Зарины, в знак признательности за благодеяния ее и в память ее добродетелей, соорудили ей гробницу, далеко превосходившую прочие, именно – остроконечную трехстороннюю пирамиду в 9 стадий объемом и высотою в 3 стадии, на вершине которой поставили колосальную золотую статую покойной, и воздали ей почести несравненно большие, чем всем ее предкам».

По версии Гутнова, воспоминания о Зарине сохранились и в среднеазиатской поэме «Гургули», в которой говорится о богатырской Зарине Зарингар («Златописанной») — дочери победителя девов царя Согдына (то есть Согдийца).

 

В русских мифах фигурирует Заря-Заряница, она персонифицированный образ планеты Венера. Тот же смысл у Зухры таджиков, обозначающий планету Венера.

 

Источник.