Голосование

Уважаемые друзья ! Просим поддержать нас голосованием. Любителей магнитиков и истории, кто неравнодушен. Попросите родных и знакомых.

Большое спасибо!)

 

 

 

 

У ученых нет точных сведений о времени появления готов в Крыму. Скорее всего, это был многолетний процесс, в течение которого племена готского союза в ходе набегов постепенно оседали в Таврике. Тем не менее мы точно знаем, что в III-IV веках н. э. готы и другие пришлые германцы расселились по территории юго-западного и юго-восточного Крыма от Боспора до Херсонеса (современные Керчь и Севастополь). Большой интерес вызывает также проблема истории исхода готов в Европу и далее в Крым.

 

Прародина и маршрут следования готов по данным Иордана

куда же пришли готы в Европу? По сведениям Иордана, готского историка VI века, готы сформировались как этнос на острове Скандза, откуда они под предводительством короля Берига переселились на трех кораблях через море в местность, которую они назвали «Готискандза». Посмотрим, как выглядит рассказ этого готского автора:

С этого самого острова Скандзы, как бы из мастерской, [изготовляющей] племена, или, вернее, как бы из утробы, [порождающей] племена, по преданию вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг. Лишь только, сойдя с кораблей, они ступили на землю, как сразу же дали прозвание тому месту. Говорят, что до сего дня оно так и называется Готискандза.

 

Попытаемся разобраться с географической номенклатурой Иордана. «Скандза» – это, скорее всего, южная часть Скандинавии, откуда начали свое эпическое переселение готы и другие германские племена. Иордан метафорически называет Скандзу «мастерская племен» или, более грубо, vagina nationum («утроба племен»), откуда, «подобно пчелиному рою», готы врываются в Европу. Под географическим понятием «Готискандза», куда высаживаются готские племена, Иордан, очевидно, имел в виду побережье близ дельты реки Вислы в современной Польше. Исследователями этот топоним объясняется либо как Godaniska (Коданский залив у географа Помпония Мелы; ср. название города Гданьска), либо как Gutisk-andja, т. е. «готский берег». Правление короля Берига и, соответственно, переселение готов в северную Польшу датируются приблизительно серединой I века н. э.

 

Другие гипотезы: иранцы с Кавказа и торговцы в Индии

Тем не менее далеко не все исследователи соглашаются с традиционной точкой зрения о том, что начальной точкой исхода готов была Скандинавия. Некоторые авторы XIX века, к примеру, полагали, что готы пришли в Европу, равно как и другие кочевые народы – скифы, сарматы, аланы, гунны и пр. – из Азии. Не менее парадоксальная теория о происхождении готов была выдвинута украинским историком М. Ю. Брайчевским. Согласно этой теории, готы на деле были ираноязычными скифами и аланами, и в Крым они попали вовсе не из Скандинавии, а с Кавказа. «Огерманились» же они, лишь попав в Среднее Подунавье, где встретились с настоящими германскими племенами.

Наряду с версией об азиатско-иранском происхождении готов были и другие. К примеру, Г. Вернадский выдвинул достаточно неожиданное предположение о том, что уже к середине II века н. э. готы осели на берегах Черного моря, откуда их купцы через земли аланов и Кавказ везли на продажу янтарь в далекие восточные страны, включая Индию. Ученый основывал свою гипотезу на том факте, что в буддистском святилище Яннар недалеко от Бомбея были найдены две надписи с именами Эрила и Цитта-ямана из Гатана. Имена Эрил и Цитта, как предположил Вернадский, принадлежали готским купцам, в то время как топоним Гатана обозначал Готию. Все эти теории звучат достаточно любопытно, однако, увы, едва ли основываются на объективной интерпретации доступных на настоящий момент письменных и археологических источников.

 

Теория Рольфа Хахманна: насельники центральной Польши

В 1970-е большой шум наделала книга Рольфа Хахманна «Готы и Скандинавия» (Берлин, 1970), в которой автор попытался доказать, что готы изначально жили не в Скандинавии, а в Мазовии (центральная Польша), откуда они частично мигрировали в Скандинавию. Археологически, согласно Хахманну, готы соответствовали мазовской группе пшеворской археологической культуры. По его мнению, рассказ Иордана о переселении на трех кораблях носил отчетливо легендарный характер, не имевший отношения к реальному ходу событий. К тому же, по мнению Хахманна, толчком для вынужденной эмиграции готов должен был стать демографический взрыв и перенаселенность – а этого в Скандинавии на рубеже I века до н. э. – I века н. э. попросту не было.

 

Теория консенсуса: Швеция как прародина готов

Несмотря на то, что у теории, сформулированной Хахманном, по-прежнему есть свои приверженцы, в настоящий момент большинство ученых все же считает, что приведенная Иорданом легенда отражает реальный факт переселения готов из южной Швеции на территорию северной Польши. Рассказ Иордана подтверждается, в значительной степени, данными археологии. Действительно, в I веке н. э. в низовьях Вислы отмечается появление большой группы нового населения, обладавшего многими чертами материальной и духовной культуры, характерной для Скандинавии. В легендарном рассказе Иордана можно увидеть отголосок исторических сведений о разделении готов на три основных группы: гепидов, визиготов и остроготов. Причиной для переселения мог стать не демографический взрыв, а, скажем, недостаток хороших земельных угодий или голод, вызванный серией неурожаев. Тем не менее по-прежнему ведется дискуссия относительно того, из какой же именно части Швеции начали переселяться готы – с острова Готланд, из восточной Швеции (Остергеталанд) или из западной (Вестергеталанд)? Бóльшая часть ученых предполагает, что исходной зоной эмиграции готов была западная Швеция.

 

Сведения Иордана: дальнейшая миграция готов

Проследим, что же, согласно Иордану, случилось с готами далее. Во времена короля Филимера, сына Гадарига, правившего, предположительно, во второй половине II века н. э., готы начинают двигаться из Готискандзы (т. е. северной Польши) на юг. Готы продолжали движения до местности, названной Иорданом «желанной землей Ойум». Далее, восхитившись великим обилием этой земли, Филимер «перекинул туда половину войска, после чего, как рассказывают, мост, переброшенный через реку, непоправимо сломался, так что никому больше не осталось возможности ни прийти, ни вернуться».

 

 

Само название этой земли происходит, по всей видимости, от готского Aujom, что значит «страна, изобилующая водой». Под землей Ойум исследователи понимали и правобережную Украину, и Приазовье, и левый берег Днепра, и область так называемого Великого Луга, и другие местности. Однозначного ответа, ввиду неясности географических реалий источника, вряд ли можно ожидать. Важно, что при пересечении этой не названной Иорданом реки после поломки моста часть готов остается за рекой, а другая, ведомая королем Филимером, движется далее к крайней части Скифии, соседствующей с Понтийским (т. е. Черным) морем. Можно предположить, что переселившиеся из южной Скандинавии в северную Польшу готы в течение нескольких десятилетий мигрировали через территории современных Польши и Украины к северному Причерноморью и Приазовью. Несколько ниже Иордан уточняет, что конечным местом проживания готов становится местность «около Мэотийского болота». Учитывая, что так античные авторы называли Азовское море, место конечного переселения готов при Филимере можно локализовать в районе северо-западного Приазовья.

 

Вторжение готов в Крым

По-видимому, именно оттуда, т. е. из северо-западного Приазовья, в III-IV веках н. э. готы вторгаются на территорию Крыма, в Боспор (античный Пантикапей, современная Керчь) и округу Херсонеса, разрушив позднескифские поселения Усть-Альма, Альма-Кермен и Неаполь. В 60-е и 70-е годы III века ими были оставлены могильники с погребениями, совершенными по характерному для германцев обряду трупосожжения, у подножья горы Чатыр-Даг и на южном берегу Крыма, на мысе Ай-Тодор и в Партените. Так этот древнегерманский народ появился и осел на территории Крымского полуострова. Именно Крым стал местом, где готы сохранились как этнос дольше всего – как минимум, до второй половины XVI века.

 

 Источник

 

 

Картина Евгения Края

 

Ски́фы (др.-греч. Σκύθης, Σκύθοι, самоназвание: Skolotoi (Согласно Геродоту), и кстати говоря,небольшой народ сколтов до сих пор живет в Норвегии. Ско́лты, саа́мы-ско́льты, саа́мы-ско́лты, ско́льты, ско́льто-саа́мы (норв. skoltesamer, skolter), ко́лтты, ко́лтта, ко́лтта-саа́мы (фин. koltta, koltat, kolttasaamelaiset), «восточные саамы» (с.-саамск. nuortasápmelaččat, норв. østsamer) — этническая группа саамов, проживающих на северо-востоке Лапландии в трёх странах: Норвегии, России и Финляндии.

О скифах известно из сочинений античных авторов (таких как Геродот, Гиппократ, Плиний Старший, Чжан Цянь), археологических раскопок и генетических исследований.

Родственным скифам народом были савроматы (сарматы), саки и массагеты.

 

 

Евгений Край . Скифы

 

В антропологическом плане выделяются две группы европейских скифов — лесостепные и степные. Лесостепные скифы отличались от причерноморских более узким и длинным черепом, узким, менее высоким и резко профилированным лицом. Эти особенности сближают их с узколицым местным населением эпохи поздней бронзы. Степные — более высоколицые, с более широким и коротким черепом.

 

 

 

Евгений Край.Скифы.

Отличие степных групп от лесостепных связано с их различным происхождением. Лесостепные скифы являются автохтонами, и обнаруживают наибольшее сходство с антропологическим типом срубной культуры. Степные скифы, судя по сходству с окуневцами Тувы, мигрировали в Северное Причерноморье с востока.( Козинцев А. Г. Скифы Северного Причерноморья: межгрупповые различия, внешние связи, происхождение// Археология, этнография и антропология Евразии. — 2007. — № 4 (32). — С. 143—157. ) Таким образом, степные скифы,по видимому, угро-финны, а лесо-степные-потомки пришедших с Оби гуннов-гансов, скифы как и представители ранних культур использовали черненую посуду в быту, распостранены находки и височных колец. То есть модель- два народа, одна культура- это можно было сказать и о скифах.

Скифы,находка на Волге

 

скифские височные кольца

По данным тестирования ДНК из скифских захоронений, скифы были носителями Y-хромосомной гаплогруппы R1a, субклад R1a-Z2123 (причём как европейские скифы, так и азиатские (сибирские) скифы) и митохондриальных гаплогрупп G2, G2a4, F1b, F2a, C, U2e, U5a, U5a1, T1, T1a, T2, A, A4, H, H2a1, D, D4b1, N1a, I3, HV2, HV6, J, K[29].

Недавние исследования cкифа из захоронения Глиное, номер теста: scy193*, также подтвердили у него субклад R1a-Z2123, линия Y934, BY30762, BY30764 Но последние исследования опровергли это утверждения. Так сарматы из захоронений в Темясово, Черный Яр — показали те же генетические линии R1a-Z2123, что и ранее протестированные скифы. Киммерийцы также как и скифы и сарматы, имеют генетические линии R1a-Z93, предкового субклада к R1a-Z2123. Следует отметить, что предками киммерийцев, скифов, сармат, алан всё же являются именно срубно-алакульские племена, так согласно последним данным палео-ДНК — у киммерийцев, скифов, сармат, алан, те же генетические линии, что и у срубно-алакульцев — то есть R1a-Z93, и R1a-Z2123. Более того, часть племён срубно-алакульской культуры (бронзовый век) генетически связана и с балто-славянскими племенами, поскольку среди срубно-алакульцев были найдены, в том числе линии R1a-Z280. У саков, проживающих в центральной Азии, обнаружена Y-хромосомная гаплогруппа R1a (YP1456, Z2125)

Согласно одному, основанному на так называемом «Третьем сказании» Геродота, скифы пришли с востока;

другой подход, который также может опираться на сказания, записанные Геродотом, предполагает, что скифы к тому времени обитали на территории Северного Причерноморья как минимум несколько веков, выделившись из среды преемников срубной культуры

согласно одному, основанному на так называемом «Третьем сказании» Геродота, скифы пришли с востока.

Антропологи из МГУ. Источник: American Journal of Physical Antropology.
А.Мовсесян, В.Бахолдина.
Что пытались установить: преемственность популяций бронзового века и поздних скифских популяций. Построить генетические матрицы.
Что исследовали: 323 черепа из 5-ти позднескифских могильников/образцы
культур эпохи бронзы: ямная, катакомбная и срубная культуры (Восточная Европа)
и окуневская и андроновская культуры (Азия).
Итоги:
-Установлена генетическая общность скифов Северного Причерноморья.
-У группы сходство с представителями срубной культуры Днепра.
-У группы сходство с образцами из могильников из Хакассии.
-Найдено генетическое сходство между восточно-европейскими и центрально-азиатскими популяциями эпохи бронзы.

То есть миграция индоевропейцев из Сибири, так или иначе, подтверждается.

 

Источник

 

У меня было уже несколько статей о древнегреческих гоплитах, но вот флота я касаюсь редко. Причем не только древнегреческого, а вообще любого. Сегодня исправим это недоразумение и начнем с диеры.

Диера – это греческое название. Куда известней римский вариант названия – бирема. Этот тип корабля можно по праву назвать одним из самых распространенных в древнегреческом флоте. Появились диеры довольно рано – еще в VII веке до Р.Х. И сразу завоевали господствующее положение на несколько веков. В чем же была причина?

Бирема – первый корабль у греков, созданный для морского боя. То есть, те корабли, что были ранее, униремы, являлись однопалубными. Их главным преимуществом была скорость и развивалась она путем размещения парусов и гребцов. Как ускорить корабль еще больше? Древние задавались этим вопросом, но решение не находили. При удлинении корабля для размещения дополнительных гребцов, увеличивалась и масса корабля. Скорость падала, что сводило на нет удлинение. Конструкция видоизменялась, пока не было придумано неплохое решение – разместить гребцов в два яруса.

Примерно с созданием бирем, вырос необходимый уровень профессионализма. Теперь команда была не просто воинами, которые добирались на корабле, а моряками, чья работа была управлять кораблем. К слову, рабов на веслах у древних греков не было – работа требовала безумной слаженности, которой у рабов быть не могли. Гребцы, кстати, получали так же, как гоплиты.

Вооружался корабль тараном или двумя таранами. Обязательным был подводный, иногда был надводный. Весла в два яруса тоже были важным элементом защиты корабля – огромное их количество смягчало удар корабля противника в борт. Диеры доминировали в морских сражениях, пока не появились триеры, но диеры все еще продолжали использовать – как, своего рода, легкие крейсера.

 

Источник

 

Ялтинский Объектив

 

---

 

Мы тщательно готовились к приёму гостей. На удивление, погода после продолжительных дождей, была солнечной и даже праздничной. Наши мальчики-воины встали как обычно на воротах, девочки-принцессы готовились привечать гостей в зале. Приехавшая команда удивлённо осматривала наших ребят и весело отвечала на наши гостеприимные приветствия. Это была необычная экскурсионная группа и не наши постоянные добрые друзья школьники из Артека.

 

Со всего большого Ялтинского района к нам приехали директора средних школ, возглавляемые своим прогрессивным руководителем департамента образования города Ялта.

 

---

 

Столь необычное место было выбрано для выездной коллегии благодаря одной из важных тем школьного обучения, связанной с музейным пространством. Поскольку дети в наш музей, как и в другие достойные музейные учреждения, приезжают не только увидеть и услышать нечто интересное (для развлечения), но и получить полезные знания в интерактивной форме взаимодействия, в том числе дополнительные знания по целому ряду предметов школьной программы. Особенностью нашего музея, его фишкой, стала программа дополнительного образования в формате СОМов, созданная с помощью преподавательского состава Артека. Наш музей с гордостью проводит раздел обучения Крымоведение, который применяется для экскурсий (занятий) любого возраста. Высокотехнологичный и авангардный тон коллегии задала директор средней школы МДЦ «Артек» Царькова Наталья Николаевна. Школа Артека под её руководством всегда была образцом новаторства и высококлассного обучения.


Приветствовать участников коллегии приезжала Руководитель аппарата Администрации г. Ялта Романец Ирина Васильевна, которая очень интересно осветила многие насущные вопросы и высказала надежду на совместное решение актуальных проблем.


---

 


 Многим участникам коллегии, имеющим немалый заслуженный опыт преподавания, понравился передовые достижения нашего музея, нестандартный подход к программам обучения. Выступающими на коллегии было высказано немало ярких идей, весомых слов и реальных точек зрения на вопросы образования средней школы. Расставаясь, мы тепло прощались с уже ставшими нам добрыми друзьями - гостями, которые искренне оценили тот гигантский труд, который был вложен в создание этого прекрасного музея. Есть на свете люди, которые горячо и искренне тратят свои душевные и физические силы для того, чтобы будущее было светлее и чище. Как в песне: «Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко…». Учение – свет!

 


---

  

       P.SЭто не хвалебный или заказной пост, это сильнейшее впечатление от сосредоточенных многодневных усилий всего нашего коллектива по подготовке данного мероприятия и произведённого от этого эффекта на гостей. Каждый, кто когда-либо занимался частным делом в своей жизни, прекрасно знает сколько сил требуется, чтобы создать что-то стоящее, которое реально вызывает уважение у знающих людей.