Шведский скульптор и археолог Оскар Нильссон смог реконструировать облик женщины из неолитического погребения, раскопанного в 1980-е годы. Жившая около 7 тысяч лет назад представительница племени охотников-собирателей была похоронена очень необычно.

Она сидела на своеобразном «троне» из оленьих рогов, была одета в накидку из перьев, ожерелье из сланца и пояс, изготовленный из 130 зубов различных животных. Все это дало ученым повод предполагать, что в племени она занимала особое положение. Возможно, занималась ритуалами общения с духами предков и природы, то есть была шаманкой. Хотя прямых доказательств этому нет. Женщина имела голубые глаза и темную кожу, рост – около полутора метров. Она умерла в возрасте 30-40 лет.

 

«Мне редко доводилось делать реконструкцию человека, в котором чувствовалось бы так много характера… – пояснил свои предположения Нильссон. – Она – словно ворота между нашим и другим миром, и это должно было быть отражено на ее лице».

Источник

 

VII век н.э.

С большим трудом хазары сдерживают вторжение Арабского Халифата на Кавказ. Мусульмане выбили хазар из Азербайджана, Армении. Дагестанский Дербент стал пограничным рубежом арабов. Путь на юг закрыт. И хазары обращают внимание на Север...

Страна Готов

Полуостров Крым. Страна последних готов и дальний форпост Древнего Рима. Готы - осколок древних остготов, они вторглись в Крым в III веке н.э. и последние скифы - аланы (асы) мирно отдались им. К VIII веку готы захватили весь Крым, захватили две увядшие римские колонии - Боспор(Керчь) и Сугдею (Судак). В руках византийцев остался Херсонес.

Возникла страна Готия со столицей Дорос в середине Горного Крыма. Готы сменили мечи на орала, построили деревни и распахали поля. Они стали земледельцами и соседями византийских колонистов. Этот симбиоз варварства и римского величия выгоден обеим сторонам.

1 из 2

Вид со столицы Готии Дорос (Крым). В эпоху ислама он станет Мангуп-Кале. ->

Готы продают римлянам (византийцам) железо, коней, шкуры и мех. А ромеи - блага цивилизаций, предметы роскоши и вино. В конце концов готы даже приняли христианство и в столице Дорос сел епископ константинопольского патриарха.

Булгары

Грекам хватало крымского берега, а готам глубинного Крыма. Крым настолько громаден для них, что стоит таким же пустым, как и в сотворение мира. Но все меняется в VII веке...

Развал Тюркского каганата привел к исходу великих булгар и создания ими Великой Булгарии. Но следом из тюркских руин вышли хазары и заставили булгар искать новый дом. Заветы отцов держаться вместе забыты. Часть булгар ушла на Волгу и создала Волжскую Булгарию.

Другая часть двинулась на Запад, эта миграция булгарских кланов породила огромный людской поток. Сотня тысяч булгар с ханом Аспарухом уходит за Дунай на Балканы и создаёт Болгарию. А булгары хана Батбаяна остались на месте. Подчинились хазарам и под именем черных булгар осели в Крыму и Причерноморье.


Развал Булгарской империи и раскол Булгарского народа под давлением Хазар

Так появляются тысячи булгарских семей. Их много, но готы не мешают им, ведь Крыма хватит для всех. Пришельцы строят 18 поселений на свободных землях и живут с готами в мире. Но в 670-х годах за булгарами в Крым приходит каган Хазарского каганата с гвардией тарханов. Но войны не будет, история Крыма не имеет свидетельств боев или следов пожарищ.

Видимо кагана устроила посильная дань, а Готия с булгарскими пришельцами смекнула, что сопротивляться не стоит. Крым влился в Хазарский каганат безболезненно, получив огромный евразийский рынок для своих товаров. Тем не менее, хазары отобрали Боспор, разместив гарнизон и тудуна (губернатора). Отобрали хазары у готов и порт Сугдея для таможни и пограничного флота.


усиливаются хазарские каганы в VIII веке...

Крымская Игра Престолов

В VIII век союз Хазарского каганата и Византийской империи вступил скрепленный кровью персов и мусульман. Но хазарам придется поучаствовать в жизни боевого товарища. В 704 году к кагану Ибузиру Глявану обратился за помощью свергнутый византийский император Юстиниан II, сосланный в Херсонес.

Глухой Крым на границе дикого мира был в Византии типа Сибири для декабристов - ссылали всех подряд...

В обмен на золото беглый император женился на сестре хазарского кагана и обещал вечный союз. Но византийцы Крыма отказались помогать ему. И сбежав на Дунай, Юстиниан II вернулся на престол на булгарских мечах. Отношения были дружественными, хазарский каган с триумфом был принят в Константинополе.


Мозаика в базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, на которой слева изображен юный Юстиниан II с дядями Ираклием и Тиберием и его отцом Константином IV справа (фото Википедия)

Но греки Крыма опасались мести бывшего беглеца и обратились к Ибузиру с просьбой их защитить. Каган принял византийские колонии на правах вассалов, посадив в Херсонес своего тудуна.

Это привело к разрыву союза с Византией. В 710-711 годах Юстиниан II отправил на Крым 3 карательные экспедиции, пленил хазарского наместника и выкосил херсонскую знать. Лишь подход хазарского конного корпуса с Волги пресёк геноцид византийских колоний Крыма.

Чтобы предотвратить ненужную войну двух империй, хазарский каган приласкал ссыльного патриция - армянина Вардана. На хазарские деньги и под именем Филиппика, армянин стал новым императором Византии. Хазары вернули Херсон и союз двух империй снова прочен как никогда.


Хазарский каганат на пике могущества в середине IX века: синим территория каганата, фиолетовым зона влияния и вассалов. столица Итиль (Atil - Khazaran) на Волге, ниже 2 сожженные арабами ранние столицы хазар

Передел

В конце VIII века этот союз достиг пика могущества, когда сын императора и каганской принцессы Чичак, вошел на престол Византийской империи под именем Льва IV Хазара.

Этот союз не смогли поколебать даже недружественные шаги хазар в отношении Византии. Около 778 года вассальное Абхазское царство решило скинуть византийское ярмо, и хазарские добровольцы воевали в армии абхазского царя Леона II против греков. Даже восстание готов Крыма против хазар в 787 году и гибель готского епископа не замечено в Константинополе.

 

Но ни что не вечно. Придет IX век и хазарский покой закончится. Зашумит, закружит колючей метелью Север и выплюнет к Киеву драккары Одина. А Восток зайдется топотом коней, голодным воем. Великий передел Евразии грядет. И хазарам здесь не будет места.

Автор статьи © А.Лукинский

Источник

 

Денис Передельский

Археолог Кен Дарк проанализировал находки, сделанные в Израиле при проведении раскопок в Назарете, и обнаружил свидетельства того, что было описано в Библии.

Как сообщает Live Science, результаты масштабного исследования сведены в труде Кена Дарка, директора Назаретского археологического проекта. Назарет считается городом, в котором вырос Иисус. Однако из Библии известно, что в родном городе к нему относились неблагожелательно. Его не принимали даже некоторые члены его семьи.

Археологические раскопки позволили приоткрыть эту тайну. Они свидетельствуют о том, что люди из Назарета довольно долго отказывались принять римскую культуру и даже восстали против Римской империи около 70 года нашей эры.

 

Противостояние Назарета римским обычаям контрастировало с поведением жителей соседнего города под названием Сепфорис. Там римская культура процветала, большим спросом пользовались римские товары. Когда в Назарете было поднято восстание, в Сепфорисе чеканили римские монеты. Культурное разделение фактически создало невидимый барьер между этими городами.

По словам Дарка, его исследование не предназначено для того, чтобы пролить свет на Библию. Но результаты могут помочь объяснить некоторые библейские истории об Иисусе.

"Жители Назарета решительно отвергали римские ценности и обычаи, считая их нечистыми, что, возможно, контрастировало с некоторыми учениями Иисуса, - считает Дарк. - Идея о спасении, которую проповедовал Иисус, также могла вызывать споры у местных жителей, которые, возможно, стремились создать культурный барьер между собой и римлянами".

По его словам, учение Иисуса о религиозной чистоте не соответствовало представлениям жителей Назарета о чистом и нечистом. Горожане придерживались строгого толкования еврейского религиозного закона. Для этого им, видимо, даже пришлось уйти в подполье.

"Более чем за сто лет раскопок было найдено множество хранилищ и тайников в центре Назарета, относящихся к римскому периоду, - пишет в своем исследовании Дарк. - Имеются данные о развитом земледелии, карьерах и гробницах. Раньше ученые думали, что Назарет был очень маленьким поселением во времена Иисуса, возможно, не больше деревни. Но археологические находки говорят, что он был больше, чем первоначально предполагалось".

 

К слову, в Назарете археологи раскопали гробницы, которые назывались "кохим" и были вырублены в скалах. Входы в них закрывали большими камнями. Считается, что именно в такой гробнице был похоронен Иисус.

 

Источник

 

В ходе археологической разведки на территории воинских частей, прилегающих к музею «Херсонес Таврический», специалисты обнаружили неизвестную ранее часть древнего Херсонеса.

unnamed.jpg

Как сообщает пресс-служба Института археологии РАН, на исследуемом участке начиная с IV века до нашей эры находился эллинистический некрополь. В V–VII веках он стал городской свалкой.

В VIII–IX веках античные склепы были приспособлены под жилые и хозяйственные постройки. Так под юго-западными стенами Херсонеса в IX–X веках сформировался участок с жилыми сооружениями в скальном грунте — своеобразный пещерный город, который прекратил свое существование, как и Херсонес, в конце XIII века, когда город и его округа были сожжены монголами и оставшиеся жители покинули его.

«Мы впервые прикоснулись к неизученной части древнего города, которая была за укреплениями, за городской стеной, но в то же время была частью этого большого поселения. Вероятно, здесь селились (или скрывались) люди не очень высокого социального статуса», — рассказал директор Института археологии РАН, академик Николай Макаров.

 

В ходе разведочных работ археологи обнаружили три жилых комплекса: два помещения, вырубленные в скале, и одно помещение в естественном гроте. Одна из жилых или хозяйственных построек была укреплена дополнительно каменной стеной высотой до трех метров. Среди множества археологических находок, переданных на хранение в фонды Херсонесского музея, — редкие  и уникальные артефакты, в том числе золотой семиссий византийского императора Артавазда 742 года, бронзовые и серебряные византийские монеты VIII–IX веков, славянская серьга-лунница IX века, бронзовые перстни, светильники, терракоты, клейменые амфоры для вина херсонесского, родосского и синопского производства.

 

Источник

 

Пожалуй, ни в одной другой стране идеология готицизма, т.е. теории о происхождении того или иного народа от древних готов, не была развита так, как в Швеции. Уже в XI и XII веках местные источники упоминают о якобы готском происхождении правящей семьи шведских королей. К примеру, в некоторых документах XII века конунги Карл VII Сверкерссон (1160–1167) и Кнут I Эрикссон (1167–1196) именуются королями «шведов и готов». В 1278 году конунг Магнус III (1275–1290) официально именовал себя «королем шведов, готов и вандалов». В том, что шведские ученые и короли XVI-XVIII веков стали возводить происхождение шведов к древним готам, нет ничего удивительного. Шведы, как и любой другой народ, нуждались в «великом» и «доблестном» прошлом, а если о нем не было никаких упоминаний в источниках – это прошлое просто надо было придумать. Древние готы были идеальными предками, чье происхождение, согласно данным науки того времени, восходило к библейским временам, а деяния, описанные еще в античных источниках, в свое время заставляли трепетать всю Европу. В этом контексте становится понятен устойчивый интерес к истории крымских готов со стороны шведских ученых, особенно усилившийся ко второй половине XVII века.

 

«Царство Тора» Олафа Рудбека: история одного лингвистического недоразумения

Апогеем «готизации» шведской науки становится написанный на шведском и латинском языках монументальный труд «Атлантида, или Манхейм» знаменитого шведского ученого Олафа Рудбека (1630–1702). К сожалению, в отличие от его естественнонаучных трудов, основанных на точных данных и наблюдениях, самая известная работа Рудбека – «Атлантида» – была построена в основном на псевдонаучных домыслах, ура-патриотическом желании возвеличить собственную страну и даже на сфальсифицированных или сознательно искаженных источниковых данных.

 

Читатель может спросить, зачем же, собственно говоря, мы все это рассказываем. Дело в том, что, немецкий исследователь Якоб Райнеггс (1744-1793), упоминает о том, что Рудбек «слыхал о неких потомках древних [крымских] готов и записал их диалект». Кроме того, из других источников нам стало известно, что Рудбек общался с Энгельбертом Кемпфером, который, по его собственным словам, записывал образцы крымско-готского языка приблизительно в 1690 году. Все это нас чрезвычайно взволновало, т.к., казалось бы, мы стоим у порога сенсационного открытия – обнаружения дополнительных лингвистических данных по истории крымско-готского языка. Увы, наши надежды не оправдались. К сожалению, оказалось, что Райнеггс просто спутал Рудбека с знаменитым фламандским дипломатом Ожье Гисленом де Бусбеком, который действительно записал в Константинополе между 1560 и 1562 годом образцы языка крымских готов.

 

Сенсация не состоялась. Тем не менее, остается в силе вопрос: писал ли Рудбек что-нибудь о крымских готах? О них ученый говорил лишь в одном случае, обсуждая происхождение крымской топонимики. Так, по его мнению, готскими были названия Херсонес, Фанагория и Гермонасса (Chersnäs / Kiers Näs, Fanegora, Hermon-åssa). Особенно интересна предложенная им интерпретация топонима «Таврика». По его мнению, название Таврика состоит из двух готских слов: Taur и Rijke. Если слово Rijke обозначало «царство» (ср. нем. Reich), то со словом Taur ситуация была сложнее. Как известно, античные авторы связывали топоним «Таврика» или «Таврида» с названием проживавшего там народа тавров (т.е. Таврика – «земля тавров»). Рудбек же предложил совершенно иное толкование этого термина. По его мнению, слово Taur или Tiur на самом деле было искажением имени скандинавского бога Тора, которого он отождествлял с Юпитером. «Так, несомненно, готы почитали Тора, или своего Юпитера, и назвали [полу]остров по его имени Таврика (Thorijke – “царство Тора, или Юпитера”)», – писал он.

 

Не стоит даже дополнительно говорить о том, что данные предположения ученого совершенно несостоятельны с академической точки зрения и не подтверждаются никакими другими источниками.

 

Крымские готы в трудах шведских ученых и путешественников XVII–XVIII веков

Многие другие шведские ученые и путешественники всерьез занимались крымскими готами и их историей. Видя в них своих этнических предков, шведские интеллектуалы того времени заинтересовались проблемой существования крымских готов, единственных потомков этого некогда мощного народа, продолжавших существовать даже в XVII веке. Несомненно, интерес к этому вопросу подогревался также и фактом усиления в это же время политических контактов между Швецией и Крымским ханством.

 

Одним из шведских ученых, предпринявших длительные путешествия в поисках остатков остроготов, был Йохан Габриэль Спарвенфельд (1655–1727). По повелению соперника Петра I – шведского короля Карла XI – он отправился в Голландию, Францию, Испанию и Северную Африку на поиски готских древностей. В результате своих путешествий Спарвенфельд собрал значительную коллекцию рукописей и редких книг, позднее подаренную им Уппсальскому университету и Королевской библиотеке в Стокгольме. Несколько ранее ученый получил интереснейшие устные сведения о крымских готах от валаха Николая Спафария, проведшего долгие годы в Османской империи в качестве переводчика. Вот рассказ Спафария:

«В наместничестве царя крымских татар доныне уцелело около 300 деревень, заселенных обитателями готского происхождения; они используют особый тевтонский язык, а по религии христиане. Их священным главой назначается готский епископ, который в качестве своего местопребывания имеет город Каффу, иначе называемый Феодосиополисом, на Боспоре Киммерийском. Но даже несмотря на указанное тевтонство, язык этих обитателей звучит по-другому, чем то, что называют готским языком, по сравнению [с тем готским языком, который] они сохранили неиспорченным перед набегами турок, а ныне, татар.»

 

Невзирая на множество исторических ошибок, из этого свидетельства явствует, что готы хранили в чистоте свой язык до османского вторжения, а после этого – вероятно, под влиянием культурных контактов с татарами и османами – их язык перестал быть тем чистым германским языком, каким он был до 1475 года.

 

Шведский интерес к крымским готам

в эпоху Петра I

Интерес к крымским готам возродился в Швеции в эпоху русско-шведской войны, во время которой Россия была врагом Швеции, а Крымское ханство – союзником. В 1710 году шведским королем Карлом XII в Крым с дипломатической миссией был направлен оберлейтенант Свен Лагерберг (1672–1746), позднее ставший известным государственным деятелем. Там Лагерберг неоднократно получал письма от других шведских военных, просивших его заняться поисками древних готов, в особенности в той части Крыма, которая называется Готией. Из писем явствует, что военные были знакомы с работой Бусбека и видели в готах своих предков. Сам Лагерберг упоминал, что в случае, если ему суждено будет остаться в Крыму, он найдет себе могилу «в высоких горах, где покоятся мои предки, древние готы». В дневнике Лагерберга приводятся также фрагменты письма некоего магистра Энемана, направленного Олафу Рудбеку-младшему; в них Энеман рассказывает о предпринятых им поисках и исследованиях крымско-готской темы. Все это является еще одним доказательством того, сколь силен был интерес к Бусбеку и готской теме в шведском обществе начала XVIII века.

 

 

Новый всплеск готицизма произошел в Швеции в начале XIX века после основания там «Готского общества», занимавшегося древнескандинавскими историческими и лингвистическими исследованиями с упором на готскую тематику. Позднее и эта волна шведского готицизма пошла на спад, но шведские короли вплоть до 1973 года горделиво именовали себя королями «шведов, готов и вандалов».

 

Автор: Михаил Кизилов 

Источник