Для большинства из нас слово «хунну» ассоциируется с кочевниками-«гунну», набеги которых наводили ужас на Древний Рим. Хунну действительно имеют «генетическое родство» с гуннами; об этом легендарном, давно исчезнувшем народе, создателе первой в мире кочевой империи, известно в основном из старинных хроник его великого соседа – китайской империи Хань. Источником важной информации по истории и культуре не только хунну, но и всех древних цивилизаций Центральной Азии, Китая и Ближнего Востока стали курганы в горах Ноин-Ула на севере Монголии, где около 2 тыс. лет назад были погребены знатные представители этого кочевого народа.

В 2012 г. при раскопках 22-го ноин-улинского кургана, ограбленного еще в древности, российско-монгольская археологическая экспедиция обнаружила большое количество оригинальных предметов, в том числе уникальных текстильных изделий. От всего украшенного с варварской пышностью костюма степного вождя полностью сохранились лишь ноговицы – несшитые вместе штанины, которые крепились к поясу. Широкие, из пурпурной расшитой шелком шерстяной ткани и с пришитыми к ним войлочными сапожками надевались, очевидно, поверх обычных шаровар и служили древнему «моднику» нарядным атрибутом. Краска, которой была окрашена ткань, форма полотняного плетения, качество швов и вышивки, форма лекал свидетельствуют, что в этом текстильном изделии отражены «модные» и технологические веяния трех различных культур того времени

Ноговицы стали частью уникальных находок, сделанных в 2012 г. при раскопках экспедицией новосибирских и монгольских ученых под руководством известного археолога Н.В. Полосьмак (ИАЭТ СО РАН) одного из захоронений представителей высшей знати хунну – древнего народа кочевников, создателя первой в мире кочевой империи и опасного соседа могущественной китайской империи Хань.

Тот, для кого были сшиты эти шерстяные ноговицы, успел изрядно поносить их, прежде чем отправился в мир иной. Об этом свидетельствует и заношенная подошва обуви, пришитой к «штанинам», и заворсившаяся ткань самих ноговиц, ставшая похожей на тонкое сукно. Так как курган был ограблен еще в древности, их, очевидно, просто стащили с тела погребенного и бросили рядом, где они и были обнаружены археологами в мокрой озерной глине, затянувшей пол погребальной камеры за прошедшие 2 тыс. лет.

Благодаря кропотливой работе реставраторов удалось полностью восстановить внешний вид изделия. Широкие, сделанные из пурпурной, расшитой шелком ткани, с пришитыми к ним войлочными сапожками, составлявшими со «штанинами» единое целое, ноговицы одевались, очевидно, поверх обычных шаровар и служили скорее нарядным атрибутом, чем защитой от грязи и холода. Краска, которой была окрашена ткань ноговиц, вид полотняного плетения, качество швов и вышивки, форма лекал свидетельствуют, что в этом текстильном изделии отразились «модные» и технологические веяния трех разных культур того времени.

 

В погребальном комплексе танского времени (cередина VII в.), раскопанном в округе Сяньюань провинции Шаньси, была обнаружена глиняная фигурка всадника высотой 26 см. На ней хорошо видны ноговицы, крепящиеся к поясу, раскрашенные узором, копирующим тигровую шкуру. Полы меховой шубы также заправлены за пояс. В этом скульптурном изображении передан образ чужестранца, одетого в необычные для Китая костюмы. Прорисовка Е. Шумаковой

 

В погребальном комплексе танского времени (cередина VII в.), раскопанном в округе Сяньюань провинции Шаньси, была обнаружена глиняная фигурка всадника высотой 26 см. На ней хорошо видны ноговицы, крепящиеся кпоясу, раскрашенные узором, копирующим тигровую шкуру. Полы меховой шубы также заправлены за пояс. В этом скульптурном изображении передан образ чужестранца, одетого в необычные для Китая костюмы. Прорисовка Е. Шумаковой

В кургане были обнаружены также остатки прекрасной китайской шелковой одежды, декорированной «букетиками» ярких перьев зимородка, собольей шубы, а также бусин и подвесок из полудрагоценных камней. Находки большого числа мелких золотых бляшек с отверстиями говорит о том, что костюм погребенного был, согласно степной традиции, густо расшит золотом. С этой поистине «варварской» пышностью контрастирует статусный китайский головной убор, служивший признаком «цивилизованности» и совершенно бесполезный в Степи. Благодаря всем этим находкам мы сегодня можем впервые, пусть и не в полной мере, представить себе, как выглядело «модное» облачение знатного кочевника того времени, в котором привычный для всадника комплект штанов эклектично сочетался с китайскими халатами и головными уборами, которые попадали к хунну в качестве ханьских даров.

Что касается самих ноговиц, то исследователи костюма ставят их в начало «эволюционного ряда» штанов, поскольку следы бытования этих изделий обнаруживаются в самых разных культурах и регионах, а в древности они были наиболее популярны среди персов и скифов. Благодаря великолепной сохранности ноговиц из хуннского кургана сегодня любой желающий с помощью детальной выкройки-развертки может изготовить точную копию древнего изделия, а его необычные формы и изысканные орнаменты могут стать источником вдохновения для современного кутюрье.

 

Источник