В 1847 году 24-летний дерзкий столичный хлыщ, потомственный дворянин, отставной гусар Сергей Лисицын ступил на палубу корабля под Андреевским флагом, стремясь попасть в Америку. 

Был принят в офицерской кают-компании дружелюбно, но в пьяном виде наговорил дерзостей командиру корабля и стал подбивать матросов на мятеж. Капитан приказал скрутить подстрекателя, завязать глаза и высадить на пустынный берег, с запиской... Когда арестант освободился от пут и сорвал повязку с глаз, на горизонте он увидел уходящий корабль. Благородный капитан оставил ему чемодан с одеждой, три пары сапог, тулуп (Охотское море — не тропический океан), пару пистолетов, шашку, кинжал, запас сахара и чая, золотые карманные часы, складной нож, пуд сухарей, две фляги с водкой, чистые записные книжки, бритвенный прибор, огниво, запас спичек и даже 200 гаванских сигар.


Ко всему этому прилагались отличное ружьё с 26 зарядами и записка командира корабля:

«Любезный Сергей Петрович! По Морскому уставу вас следовало бы осудить на смерть. Но ради вашей молодости и ваших замечательных талантов, а главное, подмеченного мною доброго сердца я дарю вам жизнь... Душевно желаю, чтобы уединение и нужда исправили ваш несчастный характер. Время и размышления научат вас оценить мою снисходительность, и если судьба когда-нибудь сведёт нас снова, чего я душевно желаю, то мы не встретимся врагами. А. М.».


Дворянин Лисицын сроду ничего не делал своими руками: в имении его обслуживали крепостные, в полку опекал денщик. Зная, что корабль шёл по Охотскому морю, он надеялся, что его оставили на одном из клочков суши гряды Алеутских или Курильских островов. Но вскоре убедился, что его положение хуже некуда. Он был зажат судьбой в клещи двух морей. Перед ним плескалось холодное Охотское море, а за спиной шумело дремучее «зелёное море тайги». А в ней — медведи, волки, рыси, ядовитые змеи... За неделю «русский Робинзон» устроил себе дом с печью, смастерил мебель. Сделал пращу, лук и стрелы (благоразумно решив беречь патроны к ружью). И правильно — зимой в его дом рвалась голодная волчья стая — убил из ружья 8 хищников в упор. А перед этим подстрелил медведя, обеспечив себя тёплой шубой и запасом медвежатины. Ловил рыбу, собирал и сушил грибы. 12 апреля Сергей Лисицын прогуливался по берегу, оценивая последствия весенних штормов, и увидел лежащего ничком человека. Без сил и чувств. Выяснилось, что Василий, так звали несчастного, — с транспорта, шедшего в Русскую Америку. Судно дало течь, все с него сбежали, а его с сыном забыли. Корабль нашли неподалёку. Помимо 16-летнего паренька на нём оказались две овчарки, коты, 8 холмогорских коров, бык, 16 волов, 26 овец, запасы продуктов, инструменты, семена ячменя и ржи, а ещё оружие, телескоп, две подзорные трубы, самовар, строительный и огородный инструмент. 

Семь месяцев одиночества напрочь выветрили у «барина» всю дворянскую спесь. С таким хозяйством и ещё с двумя парами крепких и умелых рук они за лето не только обновили дом и баню, но и научились делать масло, сметану, сыр и творог. Вспахали поле и собрали урожай ячменя и ржи. Организовали обильный лов морской и речной рыбы. Начали сбор и переработку грибов, ягод и лесных трав. Словом, зажили трудовой коммуной.


....В 1857 г. писатель Николай Сибиряков встречался с гостеприимным хозяином медных и золотых приисков в Приамурье Сергеем Лисицыным. Залежи медной руды и золота тот когда-то нашёл, будучи в одиночестве. Он был назначен правительством ещё и управляющим этими землями. Василий «Пятница» был при нём. Его сын учился в Московском университете. 

А в Петербургском университете за счёт Лисицына учились оба сына командира корабля, который когда-то высадил смутьяна-гусара на пустынный берег. Став богатым человеком, Сергей Лисицын нашёл старика, проводил его в последний путь и взял на себя все заботы о его детях.

 

Носители языка Авесты звали их «туирья» («подобные туру»). Из-за того, что те украшали шапки-колпаки рогами тура. Более поздние соседи – охотниками (ибо корень «сак» у степных ираноязычных племен всегда относился к охоте на оленей, да и оленей так звали). Индоарийские племена, которые тоже натерпелись от этого агрессивного народа, именовали его «шака». Причем, вплоть до XIX столетия в Индии знали о том, какие кшатрии восходят к кланам шака. Сака послужили поводом для наименования одной персидской земли Сакастаном. Но сакская слава гремела намного западней, в среде их сородичей из Тавриды. Там ведь озеро Саки. В Азербайджане найдем древний град Шеки. В Индии тем более много сака-топонимов.

 

Но это не все. О вероломстве и крайней жестокости (к земледельцам и даже часто друг к другу) сакских племен узнало много иных стран. Эти кочевники – не чета эллинизирующимся скифам.

 
 
Ксар (военный вождь, царь) саков или родственных им массагетов. Источник – https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0c/Sun_emperor.JPG/800px-Sun_emperor.JPG
 
Ксар (военный вождь, царь) саков или родственных им массагетов. Источник – https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0c/Sun_emperor.JPG/800px-Sun_emperor.JPG

 

Не случайно один из народов еще в античное время практиковал шумное празднование, связанное с полным освобождением от «ига» далеких потомков туирья. Имеется в виду день САКея в анатолийской Каппадокии. Его отмечали в византийскую эпоху. Термин Каппадокия в древние времена применялся шире. Не только к одноименной провинции, но и ко всему примыкающему к Анатолии Армянскому нагорью, восток которого ранее переходил в Мидию (где саки и массагеты всегда были ударной силой).

 
 
Портрет Рудрасимхи – последнего раджи-шака на престоле Западной Бенгалии (Западных Кшатрапов). Монета 4 века. Источник – https://images.vcoins.com/product_image/36/7/6/7boRq2Hr5aaZd3J9mB6z4PwWAo85F3.jpg
 
Портрет Рудрасимхи – последнего раджи-шака на престоле Западной Бенгалии (Западных Кшатрапов). Монета 4 века. Источник – https://images.vcoins.com/product_image/36/7/6/7boRq2Hr5aaZd3J9mB6z4PwWAo85F3.jpg

 

Еще с середины 2 тысячелетия до н.э. в степях и солончаковых межгорных пустошах (от современной Южного Казахстана, Туркмении и Загроса на востоке до западного берега Инда) обитала группа политически не связанных между собой отдельных кочевых племен и племенных союзов. На юго-западе место их обитания соприкасалось с Персидским заливом. Но юго-востоке – с Аравийским морем. Все солончаки, полупустыни, бесплодные каменные долины Индо-Персидского региона и южной половины Центральной Азии (начиная с Киргизии) еще с тех пор назовут ТУРАном. От ТУРА или ТУИРЬЯ…

 

Благодаря античным историкам названия некоторых объединений все же дошли до нас: тиграхауда, хаомаварга («варящие сому»), парадарайя («за Амударьей») и парасугдам («за Согдом»). Историк Эфор сообщает: «саки рождены от непорочных номадов». Это намек на то, что их предки не вступали в брачную связь с земледельцами. Потому что, мол, «арья» на их языках «свои», «чистые», «чистокровные». Кстати, мидийцы (а позже потомки смешанных с мидийцами саков – парфяне) также будут звать свои территории Арьяной. Был даже город Арья.

 
 
Часть Земли, в которой саки себя чувствовали как дома. Источник – Яндекс Карта.
 
Часть Земли, в которой саки себя чувствовали как дома. Источник – Яндекс Карта.

 

Многих интересует исторический момент конца 7 века до нашей эры, когда частью саков правила Зарина. Тогда у них даже было что-то вроде собственной столицы – РОКШ-а-НАКА («светлая местность»). Речь о давно заселенном участке берега Сырдарьи, который ученые обнаружили на просторах Жанакарганского района Кызылординской области Казахстана. Зарина была не амазонкой по призванию. Ей пришлось стать воительницей, чтобы принять власть над царством саков после гибели ее отца – ксара («царя») Мермера. Известно, что она провела ряд реформ. Цари и воины должны были одеваться исключительно в красное, жрецы в белое, подчиненные сакам аграрии – в желтое, а скотоводы – в синее. Так что кастовая система была не только на юге.

 

В северо-индийских княжествах (на Инде и верхних притоках) ни один шака не был ниже кшатрия. Последний раджа-шака правил восточнее, чем прочие единоплеменники. В Западной Бенгалии. Звали его Рудрасимха. А его потомков исследователи величают «выродившимися кшатриями».

 
 
Зарина. Архив автора
 
Зарина. Архив автора

Источик

 

Нашел любопытные рассуждения современного гончара о необычной форме заострённого основания античных амфор. Вот, что он пишет:

Для начала, их было бы гораздо проще изготовить, если бы у них было плоское основание. Вы начинаете формовать сосуд со средней части, добавляя глину и работая вверх, пока горловина не будет закончена. Затем переворачиваете его обратно на формовочный круг, чтобы закончить основание. Возиться с еще мягкой, очень тяжелой амфорой, переворачивать ее и устанавливать обратно на круг – тот еще подвиг. Для этого часто требуется установить его в импровизированный патрон.

 
 
Почему у древних амфор заостренное дно
 

Правда, заостренное основание, облегчает и делает более безопасным обжиг сосуда. Римские и греческие обжиги проводились в печах с восходящим потоком, пламя выходило из-под горшков снизу, что хорошо для большинства керамических изделий, но в больших, тяжелых горшках с плоским дном основание принимало на себя основной жар, нагревалось и расширялось, вызывая напряжение внутри сосуда и увеличивая риск растрескивания. Амфоры заостренной формы обеспечивали гораздо более плавное и равномерное нагревание и вызывая гораздо меньшее напряжение в сосуде.

 
 
Почему у древних амфор заостренное дно
 

Наиболее распространенной претензией к сосуду заостренной формы является невозможность поставить их прямо, но на самом деле все, что вам нужно, - это правильный угол наклона, и далее вы можете уложить их сотнями. Там, где они складировались на складах или в лавках, амфоры укладывали на стеллажах. Но главная причина, по которой у них были заостренное основание, вероятно, состояла в том, что их можно было укладывать в трюмы древних кораблей. Острые донца, вставленные между ребрами лодки, гарантировали, что при транспортировке амфоры не смогут сдвинуться с места.

 
 
Почему у древних амфор заостренное дно
 

Кстати, вот здесь я ранее писал о том, как именно размещались десятки, а порой и сотни амфор в трюме кораблей.

Еще одно преимущество остроконечного донца состоит в том, что если бы вы хотели вылить содержимое амфоры с плоским дном, вмещающей, возможно, 40 литров жидкости, для этого потребовался бы один человек, чтобы держать основание амфоры, а другой – чтобы держать ручки. Остроконечное основание позволяет одному человеку выливать содержимое амфоры, держась одной рукой за донце, а другой – за ручку. Однако для этого вам нужно приложить немалое усилие, так как полная амфора ужасно тяжелая!

 
 
Почему у древних амфор заостренное дно
 

Важный комментарий: Римская керамика, как правило, обжигается при высокой температуре: для амфор, вероятно, в районе 1000-1100 °C, что придает им прочность и позволяет выдерживать значительную нагрузку.

Источник

 

Вокруг НИХ полно спекуляций. Куча народов хочет видеть их прямым предком. Зачем?

 
 
Карта расселения скифов. Источник – https://i.ytimg.com/vi/CD8TpCI9nno/maxresdefault.jpg
 
Карта расселения скифов. Источник – https://i.ytimg.com/vi/CD8TpCI9nno/maxresdefault.jpg

 

1. В зависимости от того, кому вы верите (Геродоту или археологам) существует 2 представления о похожих кочевниках, названных Σκύθης. В узком («геродотовском») понятии это племена, у которых миграция проходила с помощью кибиток, чьи воины на конях. Жили по среднему и нижнему Днепру и в Крыму. То есть занимали даже не все Причерноморье. В широком («археологическом») понятии «скифами» можно считать всех, чей материальный комплекс связан со «скифской триадой» (мечом, конским снаряжением и «звериному стилю»). Здесь «скиф» всего лишь условное обозначение…

 

2. В эллинских полисах ИХ именовали «скиф», в Передней Азии – «ашкузи», в Средней Азии – «савдараты», «саки» и «массагеты». В районе Инда – «шака». Однако сами себя степняки обозначали как «сколоты» (у приведенного автоэтнонима тоже пока нет единой внятной этимологии). К тому же стоит помнить, что в последнем случае речь идет именно о скифах «геродотовского» круга, чьи географические рамки описаны выше. Как себя звали «люди скифской триады», проживающие восточнее (до границ Монголии) мы никогда не узнаем. Хотя то, что они образом жизни были схожи со сколотами, много раз упоминается в «Истории» названного греческого хрониста. Он описывает более 10 народов, о которых ему сообщали сколоты Ольвии. Даже о «сказочных» (почитайте)...

 

3. До сих пор идут споры, откуда грекам мог прийти в голову термин Σκύθης. Большинство историков и лингвистов знают, что его корень касается стрельбы или рубки мечом. Лишь одна треть поясняет, что переводить лексему следует «шалаш» или «кибитка» (скит). Увы, у этого вопроса тоже никогда не будет истинного (то есть одного единственного) ответа…

 
 
Образец декора «звериного стиля». В рога оленей заплетается пейзаж на заднем фоне, а копыта переходят в… траву. Источник – https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/11/BeltBuckleOrdos3-1CenturyBCE3.JPG
 
Образец декора «звериного стиля». В рога оленей заплетается пейзаж на заднем фоне, а копыта переходят в… траву. Источник – https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/11/BeltBuckleOrdos3-1CenturyBCE3.JPG

 

4. Скифы не могли быть предками одних только славян и, тем более, русских. Специалисты популяционной генетики нашли характерный для них материал у всех народов – от уйгуров на востоке до восточных немцев на западе. Причем, в одинаковых пропорциях.

 

5. Скифы не могли иметь единой внешности! Антропологи (мастера пластической реконструкции) в могильниках (от Днепра до границ Южной Сибири с Монголией) обнаружили европеоидные, монголоидные черепа, а еще продукт ассимиляции этих рас (останки «туранидов» и «уралидов»). Люди сходного типа хозяйства и единого материального комплекса не обязательно должны быть похожи внешне. Глобальная мода была всегда.

 

6. Люди «звериного стиля» не обязательно общались только на языках иранской группы ИЕ-семьи (как принято считать еще со времен советских историков). На такой речи, скорее всего, балакали лишь те, с кем входили в контакт разные носители античной цивилизации. Этот факт подтверждает всего 20 слов (что, в общем-то, мало). На каком языке передавали друг другу информацию наездники-уралиды и наездники-тураниды (а, может, и те, кто жил западнее – между Волгой и Уралом)? Они могли быть предками современных наций алтайской лингвистической семьи. Ну а почему бы и нет?

 
 
Типичные скифы нынешней Украины и Крыма, судя по изображениям на предметах, изготовленных для степных соседей эллинов. Источник – https://i.ytimg.com/vi/22Zrbmk8q78/maxresdefault.jpg
 
Типичные скифы нынешней Украины и Крыма, судя по изображениям на предметах, изготовленных для степных соседей эллинов. Источник – https://i.ytimg.com/vi/22Zrbmk8q78/maxresdefault.jpg

 

7. Часть исследователей доказывает, что «народность» сама изготовляла свои удивительно реалистичные по декору («звериным» и бытовым изображениям) вещицы. Но это не так. Для европейских представителей племен скифского круга указанную красоту создавали греки (уже добившиеся в 5-4 веках до нашей эры совершенства в металлообработке). А вот за Доном упряжь, амуниция, гребни и сосуды содержат довольно условные (грубые) изображения тех самых сцен и символики, чью совокупность и окрестили «звериным стилем». Кочевникам не с руки было заниматься ювелиркой. Подумайте сами.

 

8. Еще одно заблуждение связано с тем, что к киммерийско-скифо-сарматскому кругу относят одних кочевников. И их «армия» была исключительно конной. Но сам «отец истории» указывает: были «скифы-пахари». Археологи обнаружили их городища. А в 3 веке до н.э. это – настоящие крепости. Любой скотовод проходит 3 стадии – мобильного кочевника, пастуха отгонного скотоводства (стационарного), владельца комплексного (аграрно-скотоводческого) хозяйства. Поздние единоплеменники Геродота заметили, что у скифов была пехота. Часть ее даже исполняла функции полиции в некоторых греческих городах-государствах (один грек не имел права бить другого). Да и скифские лучники в мире кочевников не самые страшные (по изображениям сценок и останкам стрел реконструкторы поняли: скифская стрела могла убить человека разве что точным попаданием в глаз).

 
 
Скифы глазами ролевых реконструкторов из прославленного общества «Антропогенез». Источник – https://clck.ru/aqYeB
 
Скифы глазами ролевых реконструкторов из прославленного общества «Антропогенез». Источник – https://clck.ru/aqYeB

 

9. По поводу идиомы «фарна» существуют разногласия. Группа исследователей считает, что скифы верили не в Ареса (Меч), а в удачу (Фарну).

 

10. Северная граница расселения скифов не обязательно доходит до будинов (так могли звать иной народ). Но в своих походах скифы доходили до Германии…

Источник