В результате вторжения немцев в русскую историческую науку, история славян была искусственно сокращена: получалось, что до V века восточных славян как будто и не было. Однако земли Русской равнины не пустовали, ведь начиная с 3200 лет до нашей эры там жили представители ямной культуры и культуры шнуровой керамики, а с 2500 года до н. э. на этой территории обосновались представители фатьяновской культуры, именуемой так по названию деревни Фатьяново под Ярославлем, где был найден первый могильник праславян.

И все-таки они русские!

В XXI веке на помощь исторической науке пришла ДНК-генеалогия. Останки фатьяновцев были исследованы. Как сообщает в интервью основатель русской ДНК-генеалогии биохимик Анатолий Клесов, генетический анализ маркеров на мужской Y-хромосоме фатьяновцев показал, что они имеют ту же гаплогруппу, что и половина современных русских – R1a. То есть являются их прямыми предками.

Археологи знают о внешности фатьяновцев благодаря их захоронениям, но почти не имеют представления об их поселениях. Очевидно, фатьяновцы жили в подобиях чум или яранг, которые перевозили с места на место на телегах и на двухколесных колесницах. Известно, что им помогали в этом охотничьи собаки.

Захоронения фатьяновцев встречаются на огромной территории, начиная от Эстонии и Латвии и заканчивая Татарстаном. Это были высокие, красивые люди, с продолговатыми черепами и вытянутыми лицами.

 

 

Советский арехолог-славист Артемий Владимирович Арцеховский в книге «Основы археологии» указывает, что захоронения фатьяновцев говорят об их принадлежности к арийской культуре. Они хоронили покойников на кладбищах племени, которые устраивали на возвышенных местах. Умерших заворачивали в шкуру или в бересту и клали в скорченном положении в могилу, обложенную деревянными плахами или досками; сверху могилу накрывали настилом из бревен. Мужчин клали на правый бок и головой на запад, а женщин – на левый бок и головой на восток. В ногах могил часто были кострища, что наводит на мысль о проведении некоего обряда. В могилу к умершему помещали шаровидные сосуды, кремневые ножи, наконечники стрел, продукты и украшения из зубов животных.

Фатьяновцы вели кочевой образ жизни, охотились и рыбачили, разводили скот и много воевали. Они пользовались копьями, луками и боевыми ладьевидными топорами из камня, бронзы и меди. Примечательно, что делали каменные топоры под бронзу – мастер воспроизводил литейный шов и тщательно полировал изделие.

Фатьяновцы были искусны в медицине, проводили даже операции по трепанации черепа.

Арцеховский полагал, что фатьяновцы поклонялись солнцу и луне. В кладе фатьяносвкого периода, найденном под Костромой, содержались бронзовые статуэтки богов. Они изображали мужчин, на голове которых имелись три полумесяца – это, очевидно, было божество луны; или лучевидные ответвления, имитирующие солнце.

 

 

В Сейминском могильнике, который расположен вблизи слияния Волги с Обью, археологи добыли богатейший материал, свидетельствующий не только о воинственности праславян, но и об их многочисленных торговых связях. Здесь были найдены копья особой конструкции, которые встречались на Енисее и на Черноморском побережье, бронзовые топоры и бронзовые кинжалы с рукоятями, украшенными головами лосей и лошадей, но главное – были обнаружены браслеты из белого нефрита, привезенные с далекого Байкала. Сейсминский могильник датируется концом II тысячелетия до нашей эры, а людей, похороненных там, классифицируют как прямых потомков фатьяновцев.

Нацисты в свое время пытались доказать, что фатьяновцы – это не праславяне, а прагерманцы, однако это предположение опровергается восточными находками. Больше всего очагов фатьяновской культуры расположено возле Чебоксар, в то время как эстонские и латвийские погребения фатьяновцев гораздо беднее.

Культура шнуровой керамики

Культуру шнуровой керамики иногда включают в фатьяновскую культуру, хотя существовала она раньше и отличалась курганными захоронениями. К тому же представители ее селились западнее. Однако генетики выявили серди них прямых предков русского народа: останки людей с гаплогруппой R1a найдены в захоронениях в Эсперштедте (Тюрингия), а также на территории Польши (курганы Ленке Мале) и в Эстонии в могильниках Арду и Кунила. Работая на польском могильнике Kowal, ученые раскопали останки мужчин с гаплогруппами I2 (сейчас это бойницы, хорваты и сербы) и I2a2a, которые присутствуют у большинства населения Великобритании.

Считается, что представители этой культуры дали начало праславянам, прагерманцам, пракельтам и предкам итальянцев. На территории Российской империи поселения и курганы культуры шнуровой керамики были найдены в Белоруссии, на Днепре, на Волыни, в Подолье и даже в Осетии. Пращуры русского народа в этот период были скотоводами и воинами. Их инвентарь состоял из особого рода керамических сосудов, орудий труда из камней и костей животных, а украшали они себя зубами хищников и янтарем.

 

 

В IV—III тысячелетиях до нашей эры на территории России жили представители Ямной культуры, у которых среди прочих тоже была обнаружена «русская» гаплогруппа R1а и ближневосточная J. Европейские палеогенетики Эске Виллерслев, Мортен Аленфонт и Мартин Сикора в статье «Популяционная геномика бронзового века Евразии» в журнале Nature указывают, что «шнуровая» культура могла возникнуть, когда в Европу с востока пришли представители ямной культуры, которые расселились на землях от Приуралья до Днестра.

Все это говорит об одном: предки современных русских заняли свое место обитания более V тысячелетий назад, а значит, история русского народа куда намного богаче, чем пишут в учебниках.

 

Источник

 

Целых 500 лет римляне в Крыму были важным фактором, влияющим на политику, религию, ремесла. И хотя граждане Рима составляли небольшой процент населения полуострова, мы до сих пор можем пройтись по Римской дороге, посидеть в амфитеатре, где когда-то проходили гладиаторские бои, погулять по мастерским античных ремесленников.

Рим, самое большое государство античности, активно раздвигал свои границы и не менее активно расширял влияние на все страны, народы, племена, которые могли оказаться в сфере его интересов. Не избежал этой участи и наш полуостров.

КРЫМ ПОД ВЛАСТЬЮ РИМА

Еще на рубеже тысячелетий Рим обратил внимание на далекую Таврику, где находилось два греческих государства Херсонес и Боспор. Первое закрепилось на Гераклейском полуострове, а также имело обширные владения в Западном Крыму. Второе занимало Керченский полуостров, обзавелось владениями за Керченским проливом и заодно стремилось присоединить Херсонес. Горный Крым в то время принадлежал таврам, Степной – кочевникам (скифам, сарматам, аланам, готам и пр.).
Херсонес, изнуренный постоянными набегами кочевников, которые постепенно отжимали у него западные территории, мирно принял протекторат Рима. Впрочем, он и сам оказывал влияние на расстановку сил в метрополии, участвуя в подковерных играх. А вот Боспорское царство не желало принимать власть Рима, и сейчас история военных столкновений, интриг и переворотов, которые таки привели к закреплению римлян на Востоке Крыма, читается как захватывающий роман.

В общем, с I по V век Таврида была римской. Не вся. Римские гарнизоны стояли в Херсонесе и Пантикопее. Цепочка крепостей соединяла две эти столицы по берегу Черного моря. Плюс несколько римских крепостей для защиты от кочевников было построено в Центральном Крыму. Что от всего этого осталось и сейчас доступно любознательному туристу? Проедем по полуострову и посмотрим.

РИМЛЯНЕ В ХЕРСОНЕСЕ

Здесь многое напоминает о том, что немалая часть херсонеситов была гражданами Рима, в городе на постоянной основе квартировали римские легионы, в порту базировался римский флот.

Во время экскурсии по музею-заповеднику вам покажут арену, перестроенную под гладиаторские бои и другие традиционные римские развлечения, термы, большую казарму в юго-восточной части города. Возле нее, кстати, был найден алтарь, посвященный Юпитеру. Римские воины принесли с собой поклонение официальному римскому богу и покровителю.

Также в Херсонесе можно осмотреть винодельни (весьма прогрессивные для того времени), ямы для засолки рыбы, склады, построенные при римлянах. Город активно торговал с метрополией, а также практически со всеми городами черноморского побережья. Основные статьи экспорта: зерно и соленая хамса, но также продавали вино, рыбные соусы, дорогие сорта рыбы.
В Херсонес из римских городов в немалых количествах поступала керамика, стекло, пряности и другие товары. В античном музее Херсонеса собрана большая коллекция предметов быта херсонеситов римского времени, а также товаров, которые поступали в город из метрополии.

ССЫЛКА В ХЕРСОНЕС

Будучи глубокой провинцией, Херсонес не раз использовался Римской империей в качестве места ссылки. В том числе сюда, точнее в каменоломни Инкермана, в I веке был сослан четвертый Папа Римский – Климент I, будущий Святой Климент. Сейчас об этом напоминает Свято-Климентовский монастырь, построенный у одного из инкерманских карьеров и озеро св. Климента в нем. Умер, а точнее был утоплен, Климент I тоже в Крыму. Причем бытует легенда, что еще семь веков каждый год море у Херсонеса на несколько дней отступало и давало верующим проход к его мощам.

Позднее Восточный Рим – Византийская империя также отправляла в Херсонес в ссылку известных людей. Там пришлось пожить императору Юстиниану II (в 695 году), а также Папе Мартину I (655) – св. Мартин Исповедник. Но если первый бежал оттуда и даже вернул себе престол, то Мартин I умер в Херсонесе от голода. Он был похоронен во Влахернской церкви, руины которой находятся у Карантинной бухты в Севастополе. Позднее его мощи перенесли в Рим в собор Святого Петра.

БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО

Здесь влияние Рима тоже было заметным. На территории Керченского полуострова сохранились руины Пантикопея и других античных городов и крепостей, которые переживали второй расцвет в годы протектората Рима над этой территорией.
Боспорское царство, как и Херсонес было поставщиком зерна и рыбы в другие области Римской империи. Об этом напоминает богатая коллекция товаров, поступавших из Рима в Историко-археологическом музее Керчи. Еще можно поехать осмотреть многочисленные розовые ванны Тиритаки. Именно в них солили рыбу, делали популярный в Риме рыбный соус.

РИМСКИЕ КРЕПОСТИ В КРЫМУ

Как сказано выше, немало римских гарнизонов размещалось в укреплениях по черноморскому побережью, как бы соединяя Боспорское царство и Херсонес. Плюс, римляне охраняли важные направления в Степном Крыму, а также хору — сельскохозяйственные угодья Херсонеса. До нашего времени сохранились далеко не все укрепления римлян в Крыму, но, несколько крайне интересных, туристам вполне доступны.

ГОРОДИЩЕ АЛЬМА-КЕРМЕН

Высокое место над долиной реки Альмы у села Заветное облюбовали еще тавры. Затем их крепостицу захватили скифы, а во II веке его отвоевал XI Клавдиев легион. Крепость перестроили, укрепили, оставили здесь небольшой гарнизон, который должен был охранять дороги во внутренний Крым от степняков. К обустройству быта римляне подошли с размахом. Внутри крепости были оштукатуренные и покрытые изнутри фресками здания. Крыши покрыли черепицей на которой были клейма легиона. Часть отделки создавалась из местного мраморовидного известняка: колонны, карнизы и пр.

Но самая интересная находка, сделанная в Альма-Кермене: стекловаренная мастерская с тремя печами, единственная в Северном Причерноморье. К сожалению, от крепости мало что осталось, а вот печи может осмотреть любой желающий.

Есть гипотеза, что на реке Альма был еще один пост римлян — на мысу Керменчик, где сейчас ведутся раскопки позднескифского поселения (Усть-Альминское городище). Но доказательств пока маловато.

КРЕПОСТЬ ХАРАКС

Сообщение между римскими колониями в основном велось по морю в видимости берега. И вдоль берега римляне возвели немало крепостей. Там были маяки, стояли гарнизоны, велась хозяйственная деятельность. Примером такой крепости может служить Харакс на мысу Ай-Тодор. На этом месте были найдены преторий, казармы, жилые и хозяйственные постройки, палестра, алтарь Юпитеру, нимфей (алтарь нимфам), термы и водопровод, который доставлял воду с горы Ай-Петри. К сожалению, от всего этого остались жалкие руины.

КРЕПОСТЬ В БАЛКЕ БЕРМАНА

Несколько рядов камней до тонны весом каждый, множество бойниц, противотаранная защита — все говорит о том, что к охране своих территорий херсонеситы подходили со всей серьезностью. Крепость, где во II-III веках стоял римский гарнизон, защищала сельхозугодья на Фиоленте и водный источник в самой балке (часть керамического водопровода нашли при раскопках).
Но самое интересное в этом месте не крепость, а расположенный рядом винзавод с огромным тарапаном (площадкой для выдавливания сока из винограда). Его размеры и сложное устройство говорят о том, что строился он по самым современным античным технологиям. 

РИМСКАЯ ДОРОГА

Зимой, когда частые шторма прерывали морское сообщение Харакса с Херсонесом, римляне использовали Календскую тропу – дорогу, соединяющую южное побережье Крыма с Херсонесом. По ней через перевал Чертова лестница (Шайтан-Мердвен) ходили еще тавры. Римляне же спрямили ее, расширили, кое-где выложили брусчаткой. 

До XIX века, практически до строительства трассы Севастополь-Ялта, проходящей через перевал Байдарские ворота, путь через Чертову лестницу в Южный Крым был самым коротким. Народы сменяли друг друга, а о сохранности Военной римской дороги продолжали заботиться. И поэтому мы сейчас тоже можем пройти по ней, и не только по ней. Неплохо сохранившаяся античная дорога есть прямо на территории Севастополя, на Античном проспекте.

 

 

Источник

 

В 1847 году 24-летний дерзкий столичный хлыщ, потомственный дворянин, отставной гусар Сергей Лисицын ступил на палубу корабля под Андреевским флагом, стремясь попасть в Америку. 

Был принят в офицерской кают-компании дружелюбно, но в пьяном виде наговорил дерзостей командиру корабля и стал подбивать матросов на мятеж. Капитан приказал скрутить подстрекателя, завязать глаза и высадить на пустынный берег, с запиской... Когда арестант освободился от пут и сорвал повязку с глаз, на горизонте он увидел уходящий корабль. Благородный капитан оставил ему чемодан с одеждой, три пары сапог, тулуп (Охотское море — не тропический океан), пару пистолетов, шашку, кинжал, запас сахара и чая, золотые карманные часы, складной нож, пуд сухарей, две фляги с водкой, чистые записные книжки, бритвенный прибор, огниво, запас спичек и даже 200 гаванских сигар.


Ко всему этому прилагались отличное ружьё с 26 зарядами и записка командира корабля:

«Любезный Сергей Петрович! По Морскому уставу вас следовало бы осудить на смерть. Но ради вашей молодости и ваших замечательных талантов, а главное, подмеченного мною доброго сердца я дарю вам жизнь... Душевно желаю, чтобы уединение и нужда исправили ваш несчастный характер. Время и размышления научат вас оценить мою снисходительность, и если судьба когда-нибудь сведёт нас снова, чего я душевно желаю, то мы не встретимся врагами. А. М.».


Дворянин Лисицын сроду ничего не делал своими руками: в имении его обслуживали крепостные, в полку опекал денщик. Зная, что корабль шёл по Охотскому морю, он надеялся, что его оставили на одном из клочков суши гряды Алеутских или Курильских островов. Но вскоре убедился, что его положение хуже некуда. Он был зажат судьбой в клещи двух морей. Перед ним плескалось холодное Охотское море, а за спиной шумело дремучее «зелёное море тайги». А в ней — медведи, волки, рыси, ядовитые змеи... За неделю «русский Робинзон» устроил себе дом с печью, смастерил мебель. Сделал пращу, лук и стрелы (благоразумно решив беречь патроны к ружью). И правильно — зимой в его дом рвалась голодная волчья стая — убил из ружья 8 хищников в упор. А перед этим подстрелил медведя, обеспечив себя тёплой шубой и запасом медвежатины. Ловил рыбу, собирал и сушил грибы. 12 апреля Сергей Лисицын прогуливался по берегу, оценивая последствия весенних штормов, и увидел лежащего ничком человека. Без сил и чувств. Выяснилось, что Василий, так звали несчастного, — с транспорта, шедшего в Русскую Америку. Судно дало течь, все с него сбежали, а его с сыном забыли. Корабль нашли неподалёку. Помимо 16-летнего паренька на нём оказались две овчарки, коты, 8 холмогорских коров, бык, 16 волов, 26 овец, запасы продуктов, инструменты, семена ячменя и ржи, а ещё оружие, телескоп, две подзорные трубы, самовар, строительный и огородный инструмент. 

Семь месяцев одиночества напрочь выветрили у «барина» всю дворянскую спесь. С таким хозяйством и ещё с двумя парами крепких и умелых рук они за лето не только обновили дом и баню, но и научились делать масло, сметану, сыр и творог. Вспахали поле и собрали урожай ячменя и ржи. Организовали обильный лов морской и речной рыбы. Начали сбор и переработку грибов, ягод и лесных трав. Словом, зажили трудовой коммуной.


....В 1857 г. писатель Николай Сибиряков встречался с гостеприимным хозяином медных и золотых приисков в Приамурье Сергеем Лисицыным. Залежи медной руды и золота тот когда-то нашёл, будучи в одиночестве. Он был назначен правительством ещё и управляющим этими землями. Василий «Пятница» был при нём. Его сын учился в Московском университете. 

А в Петербургском университете за счёт Лисицына учились оба сына командира корабля, который когда-то высадил смутьяна-гусара на пустынный берег. Став богатым человеком, Сергей Лисицын нашёл старика, проводил его в последний путь и взял на себя все заботы о его детях.

 

Носители языка Авесты звали их «туирья» («подобные туру»). Из-за того, что те украшали шапки-колпаки рогами тура. Более поздние соседи – охотниками (ибо корень «сак» у степных ираноязычных племен всегда относился к охоте на оленей, да и оленей так звали). Индоарийские племена, которые тоже натерпелись от этого агрессивного народа, именовали его «шака». Причем, вплоть до XIX столетия в Индии знали о том, какие кшатрии восходят к кланам шака. Сака послужили поводом для наименования одной персидской земли Сакастаном. Но сакская слава гремела намного западней, в среде их сородичей из Тавриды. Там ведь озеро Саки. В Азербайджане найдем древний град Шеки. В Индии тем более много сака-топонимов.

 

Но это не все. О вероломстве и крайней жестокости (к земледельцам и даже часто друг к другу) сакских племен узнало много иных стран. Эти кочевники – не чета эллинизирующимся скифам.

 
 
Ксар (военный вождь, царь) саков или родственных им массагетов. Источник – https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0c/Sun_emperor.JPG/800px-Sun_emperor.JPG
 
Ксар (военный вождь, царь) саков или родственных им массагетов. Источник – https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0c/Sun_emperor.JPG/800px-Sun_emperor.JPG

 

Не случайно один из народов еще в античное время практиковал шумное празднование, связанное с полным освобождением от «ига» далеких потомков туирья. Имеется в виду день САКея в анатолийской Каппадокии. Его отмечали в византийскую эпоху. Термин Каппадокия в древние времена применялся шире. Не только к одноименной провинции, но и ко всему примыкающему к Анатолии Армянскому нагорью, восток которого ранее переходил в Мидию (где саки и массагеты всегда были ударной силой).

 
 
Портрет Рудрасимхи – последнего раджи-шака на престоле Западной Бенгалии (Западных Кшатрапов). Монета 4 века. Источник – https://images.vcoins.com/product_image/36/7/6/7boRq2Hr5aaZd3J9mB6z4PwWAo85F3.jpg
 
Портрет Рудрасимхи – последнего раджи-шака на престоле Западной Бенгалии (Западных Кшатрапов). Монета 4 века. Источник – https://images.vcoins.com/product_image/36/7/6/7boRq2Hr5aaZd3J9mB6z4PwWAo85F3.jpg

 

Еще с середины 2 тысячелетия до н.э. в степях и солончаковых межгорных пустошах (от современной Южного Казахстана, Туркмении и Загроса на востоке до западного берега Инда) обитала группа политически не связанных между собой отдельных кочевых племен и племенных союзов. На юго-западе место их обитания соприкасалось с Персидским заливом. Но юго-востоке – с Аравийским морем. Все солончаки, полупустыни, бесплодные каменные долины Индо-Персидского региона и южной половины Центральной Азии (начиная с Киргизии) еще с тех пор назовут ТУРАном. От ТУРА или ТУИРЬЯ…

 

Благодаря античным историкам названия некоторых объединений все же дошли до нас: тиграхауда, хаомаварга («варящие сому»), парадарайя («за Амударьей») и парасугдам («за Согдом»). Историк Эфор сообщает: «саки рождены от непорочных номадов». Это намек на то, что их предки не вступали в брачную связь с земледельцами. Потому что, мол, «арья» на их языках «свои», «чистые», «чистокровные». Кстати, мидийцы (а позже потомки смешанных с мидийцами саков – парфяне) также будут звать свои территории Арьяной. Был даже город Арья.

 
 
Часть Земли, в которой саки себя чувствовали как дома. Источник – Яндекс Карта.
 
Часть Земли, в которой саки себя чувствовали как дома. Источник – Яндекс Карта.

 

Многих интересует исторический момент конца 7 века до нашей эры, когда частью саков правила Зарина. Тогда у них даже было что-то вроде собственной столицы – РОКШ-а-НАКА («светлая местность»). Речь о давно заселенном участке берега Сырдарьи, который ученые обнаружили на просторах Жанакарганского района Кызылординской области Казахстана. Зарина была не амазонкой по призванию. Ей пришлось стать воительницей, чтобы принять власть над царством саков после гибели ее отца – ксара («царя») Мермера. Известно, что она провела ряд реформ. Цари и воины должны были одеваться исключительно в красное, жрецы в белое, подчиненные сакам аграрии – в желтое, а скотоводы – в синее. Так что кастовая система была не только на юге.

 

В северо-индийских княжествах (на Инде и верхних притоках) ни один шака не был ниже кшатрия. Последний раджа-шака правил восточнее, чем прочие единоплеменники. В Западной Бенгалии. Звали его Рудрасимха. А его потомков исследователи величают «выродившимися кшатриями».

 
 
Зарина. Архив автора
 
Зарина. Архив автора

Источик