Часто случается, что именно несчастье объединяет или даже дает импульс к развитию, но когда 16 августа 935 года Генуя, до того полностью разграбленная флотом Якуба ибн Исхака аль-Тамими, "придворным пиратом" Фатимидов, догарала, мало кто предполагал, какое блестящее будущее ждет это местечко, которое на тот момент было "чуть больше, чем простая рыбацкая деревушка в Лигурии".

Восстанавливалась Генуя после пожара и разграбления долго, и в какой-то момент оказалась никому особо не нужна, но в 952 году эта её "ненужность" (местным феодалам взять с нищих было нечего, и ресурсы на защиту выделять было не благоразумно) привела к тому, что всего через несколько десятилетий "чуть больше, чем простая рыбацкая деревня" с населением около 4 тысяч превращается в город, управляемый самими жителями.

Город создает собственные вооруженные силы, которые громят арабский флот и уничтожают порты мусульман на африканском и испанском побережьях, потом побеждают своего извечного соперника - Пизу, и успешно воюют с другим противником, мощной Венецией.

Со временем Генуя берет под свой контроль торговлю сначала в Тирренском море, а потом и во всем Западном Средиземноморье, и даже захватывает Корсику и север Сардинии.


Генуя становится одной из "морских республик" (как и Венеция, Амальфи, Пиза, Гаэта), одним из городов-государств на Аппенинах, и управляется Большим советом, избираемым торговыми объединениями города и местными землевладельцами, состоящим из "благородных" и "популярных", своего рода политических партий.

Как и для многих морских республик, для Генуи серьезным ускорением их развития послужили крестовые походы - генуэзцы не только предоставили крестоносцам свой флот (очень выгодная сделка), но и своих бойцов, а в итоге образовали на святой земле несколько колоний, ставших чрезвычайно прибыльными коммерческими предприятиями.

Колонии оказались выгоднее челночной торговли: на месте можно было, под приглядом "своих", оставить склады, "свои" же несли охрану гаваней, в круглогодичном режиме решали вопросы с местными поставщиками - иначе говоря, такие "торговые посольства" посреди чужестранных земель делали торговлю более выгодной, стабильной и, что было крайне важно в те годы - более безопасной.


Генуэзский неф, наиболее "продвинутое" технологически судно средиземноморья, на ктором в дополение к весельной галере располагалась латинское парусное оборудование. Нефы постепенно, по мере освоения кораблестроительных навыков, росли в размерах, от водоизмещения в 200 тонн в XIII веке до 1200 тонн в XVI.

В связи с известными всеми событиями святую землю, где генуэзцы так чудесно себя чувствовали, пришлось оставить, но торговый азарт и опыт обустройства колоний им сильно пригодился.

Начиная с 1155 года генуэзцы обосновались в Константинополе, где император Мануил Комнин позволил им открыть фондако (магазин и рыночный квартал) в районе Галата (Перу). Корабли иностранцев в Черное море византийцы в те годы, судя по всему, или не пропускали совсем или делали это крайне редко и неохотно, их вполне устраивал статус Черного моря как византийского озера, и генуэзцам оставалось разве что наблюдать, как прибывшие с севера корабли разгружают рабов, зерно, меха и воск, мёд и лён.

Это была желанная добыча, но сильная империя никак не хотела делиться ей с другими странами.

И снова беда приблизила генуэзцев к цели: в 1204 году крестоносцы разграбили Константинополь, еще недавно самая великая империя на земле была отброшена в Малую Азию, и искала союзников для возврата своих владений.

И союзники нашлись быстро: генуэзцам сильно не нравились невероятно выросшие пошлины, которые явно диктовались двору новообразованной Латинской империи их конкурентами - венецианцами, фактически управлялвшими латинскими императорами.

Генуэзцы смогли выторговать себе серьезные преимущества у византийцев, обещая им помощь в возвращении европейской части их империи.
Правда, возвращение обошлось без генуэзцев, но обещания об особых условиях для лигурийцев византийцы сдержали, и после 1261 года Черное море стало открытым для генуэзских галер, в отличии от галер венецианских.


Колонии республики Генуя

Судя по всему, свой первый торговый квартал на Черном море генуэзцы обустроили в Трапезунде (Трабзоне), где у них сложились отличные отношения с местными императорами, именовавшимися Великими Комниными, позже такая же резиденция открылась в Синопе, затем в Самсуне, но самой большой торговой удачей Генуи было соглашение с Золтой Ордой о предоставлении им места для торгвого поселения в Каффе (Феодосии), ставшим центром черноморской торговли.

Надо сказать, что условия для торговли генуэзцы получили отличные: они платили хану пошлину в размере всего-то 3% от цены товара плюс 1% от стоимости - за работу по оценке товара.
Цифры кажутся несущественными и смешными, но, на самом-то деле, товарные потоки, которые были "повернуты" в сторону черноморских городов не силой кнута, но вкусом пряника, казались фантастическими: в 1344 году венецианский посол, обсуждая свой торговй договор с ханом Узбеком, выразил свое изумление тем, насколько малы эти торговые пошлины, на что Узбек ответил ему, что с одной только Таны (город в районе современного Азова, сильно уступающий Каффе, где торговые кварталы венецианцев и генуэзцев в то время соседствовали) он получает 100 тысяч сум в год (сум - серебряный слиток в 220 грамм).
Политика Золотой Орды - брать не ценой, а оборотом - оказалась разумной, караваны, следовавшие по Шёлковому пути, охотно сворачивали в сторону Каффы, ставшей самым крупным торговым центром на Черном море - караванщиков привлекал большой рынок с богатым выбором весьма разнообразных товаров, низкие пошлины и безопасность маршрута.


Крым, генуэзские колонии и окружение

Вскоре побережье Черного моря было покрыто большой сетью генуэзских колоний, одно их перечисление займет много времени и места - от южного берега, территории современной нам Турции, дальше - на побережье Грузии, нынешнего Краснодарского края, в устье Дона и на Азовском море, Керчь и ряд крепостей и городов от Феодосии (Каффа) до Балалавы (Чембало), в устье Днепра, Днестра, Дуная и на побережье современной Румынии.

Генуэзские галеры осуществляли каботажные плавания, то есть двигались вдоль берега, поэтому такие защищенные места для остановок, пополнения запасов и обмена грузами были очень кстати.

Образовывается своеобразная страна, состоящая из колоний, расположившихся по всему периметру Черного моря, получившая даже собственное имя, пусть и неофициальное - Газария (хазар давно уже нет, но память о них еще остается в топонимике), имевшая собственную столицу в Каффе, с находящимся там правительством, которое, правда, назначается в Генуе Большим советом, причем - ежегодно, долго просидеть на одном месте никому из правителей не удается, что Большой совет считает разумным как антикоррупционную меру.

Большой совет назначает консулов, но с начала XIV века Газарией упарвляет Оффиция Газарии, специальный совет из "восьми мудрых".


Генуэзская крепость Судак в Крыму

Генуэзцы изо всех сил старались монополизировать свое положение, не брезгуя для этого ничем, в том числе активно занимаясь пиратством, благо, гаваней, где они могли бы укрыться от преследователей, спрятать добычу и устроить засаду, было в их распоряжении множество.
К пиратству привлекали и испанские суда, в частности, этим промыслом занимались каталонцы, старые союзники генуэзцев еще по временам их совместных походов в Африку - разумеется, с ведома генуэзцев и, судя по всему, имея генуэзский патент на грабёж.

Скандалы в связи с морским разбоем генуэзцев воникают постоянно, но, во-первых, в те времена еще работает "ничего не было - было, но это не мы - мы, но они первыми начали" - возникавшие по этому поводу юридические споры лигурийцы мастерски забалтывали, а во-вторых, в самом крайнем случае, можно было откупиться или подкупить судей.

Византийские торговцы были чрезвычайно возмущены тем, как нагло пронырливые лигурийцы выдавливали их с обжитых ими мест, но императоры были довольны теми огромными деньгами, которые стабильно приносили им генуэзский корабли.

Проблемы у генуэзцев возникали с другим постоянным противником - Венецией, которые давно уже обосновались в Крыму, отстроив крепость Солдайо (Судак), но во время очередной генуэзско-венецианской войны эта неприступная крепость захвачена Генуей.


Морское сражение между Генуей и Венецией

Впрочем, в борьбе с Венецией генуэзцам помогает несчастье - некое уголовное дело, имевшее большой резонанс и огромные последствия для его участников: юный знатный венецианец Чиврано убил ударившего его знатного татарина Ходже-Омера, занимавшего важный пост в городе.

Причем, по мнению современников, сделал это совершенно непристойно: он не убил оскорбившего его тут же, на месте, а дождался вечера и явился в дом к Ходже со своими друзьями и слугами и перебил в доме всех, кто там находился.

Происшествие вылилось в грандиозное побоище, охватившее весь город, немногочисленные итальянцы - и венецианцы, и генуэзцы, пробовали бежать, но убежать удалось не всем, около 60 из них были схвачены, так же разграблено все их имущество, которое позже было оценено в 400 тысяч флоринов (фантастическая сумма, заметим - в современном исчислении речь может идти о миллиардах долларов, и это при том, что Тана не была крупнейшим портом Газарии).

Когда страсти поутихли и настало время решений, то Венеция получила полный запрет на заход в любой черноморский порт сроком на 30 лет, который позже будет продлен.

Заметим, что единственным открытым городом Газарии для них отныне станет Каффа - война войной, а денежки, сами понимаете, счет любят.

Заметим, что в будущем драчливый нрав итальянцев не раз еще будет служить им дурную службу.

Крымский хан даже переселит всех оставшихся в Крыму после падения Газарии генуэзцев в специальные поселения, потому что нет никаких сил разбирать постоянные скандалы, драки и дуэли, устраиваемые этими оторвами, но что касается описанной истории, то, начавшись, как несчастье, она приносит-таки генуэзцам то, о чем они так мечтали: фактическую монополию в черноморской торговле.


Самый большой рынок и самый популярный товар в Крыму - рабы. Доставляли их на невольничьи рынки и монголы (как на этой миниатюре) и другие "поставщики", но основная прибыль находилась в руках посредников-генуэзцев - они получали "товар" по максимально низкой ставке, практически в начале сбытовой цепочки,и сбывали его по максимально высокой - конечному покупателю.

В середине XIV века Газария уже, безусловно, целиком и полностью принадлежит Генуе. Конечно, надо "наводить мосты" с местными властями, но это генуэзцы умеют делать отлично, вся знать и служилые люди у них прикормлены до такой степени, что не обращают внимания на мелкие генуэзские шалости вроде полного подчинения себе всего южного берега Крыма (новообразование станет известно как "капитанство Готия") и строительства все новых и новых колоний-крепостей.

Новый импульс Газария получает, укрепляясь в устье Дуная, колония Килия открывает новый торговый маршрут - из Черного моря в земли венгров, западных славян и германских городов, Килия даже может поспорить богатством и размерами с Каффой.

Газария процветает, на её берегах идет чрезвычайно бойкая торговля всем, что только производит тогда человечество: из далекого Китая на её рынки попадает фарфор и шёлк, черноморские берега богаты зерном, скотом и кожей, с севера привозят меха, лён и воск, с юга - вино и ткани, с запада - металлы, стекло и сукно.

Но два товара определяют успешность торговли: это, конечно же, рабы, спрос на которых велик, стоят они дорого, а Газария - именно то место, где они достаются дешево.

А второй товар, на удивление - это рыба, которую в те времена умели отлично сушить и солить, и газарийская рыба, выловленная, преимущественно, в Азовском море, самом рыбном месте из всех известных на планете в те времена, отлично расходится по всем торговым маршрутам, а самым бальшим потребителем рыбы становится Византия.


Осада Каффы монголами в 1346 году ханом Джанибеком. Среди осаждавших начался мор, болень перекинулась и на осажденных (по легенде, монголы забрасывали в крепость расчлененные трупы пораженных болезнью животны) - так начиналась страшнейшая эпидеми чумы, которая выкосит больше половины Европы.

Каффа растет и богатеет, в XIV веке это самый большой город Газарии (больше Трапезунда, столицы одноименной империи и больше многих городов Европы), в нем проживает больше 20 тысяч человек (столько же в то время проживает, например, в Любеке, некоронованной столице Ганзы), но из-за огромного числа приезжих кажется, что людей в городе намного, в несколько раз, больше.

В Каффе устроен университет, его преподаватели приезжают из лучших учебных заведений Европы, среди его студентов - не только знатные генуэзцы, но и множество местных, например, вплоть до его разорения османами его оканчивают все члены фамилии Гиреев, ханов Крыма.

Впрочем, итальянцев в Каффе все-таки немного - около тысячи, преимущественно генуэзцы, но есть и пизанцы, и флорентийцы, и (куда же без них) венецианцы.

Большинство из них приезжает в Газарию на заработки и остается там надолго, а иные, сделав там себе состояние, остаются и навсегда.

Армяне составляют почти две трети жителей Каффы, еще около трети - греки, но здесь живут и татары, и евреи, и черкесы (черкесские девушки в большой цене у генуэзцев, и известно о большом количеств браков между итальянцами и черкешенками), и готы.


Гобелен "Апокалипсис", чума, поразившая всю Европу, принесенная генуэзцами из Крыма

И греков, и готов очень много в Крыму, и в начале XV века они создают на землях в районе нынешнего Бахчисарая свое собственно государство - княжество Феодоро.

Государство - православное (готы получили крещение еще в V веке от византийских священников), союзник его, конечно же, Византия, впрочем, и с крымским ханством отношения у Феодоро отличные, есть мнения, что греки и готы участвуют в походах (набегах) крымских татар вглубь материка, воюя с Польшей, Литвой и Русью, но вот в генуэзцах они видят своего врага, и, с самого момента своего основания (ок. 1420 г.) ведут непрерывные войны против газарийцев.

Описан неудачный поход отправленного из Генуи отряда против феодорийцев, котрый, совершая боевой переход, так страдал от жары, что оставил свое оружие и доспехи в обозе, не ожидая нападения, но, как это всегда случается в подобных обстоятельствах, нападение, конечно же, произошло - весь отряд, в несколько тысяч человек, был либо истреблен, либо взят в плен.

Однако война в целом оканчивается победой генуэзцев, они уничтожают единственный порт княжества и лишают Феодоро выхода к морю, и кажется, что Черное море по-прежнему в их руках.


Гравюра, XV век, взятие османами Константинополя

Увы, это иллюзия, потому что с юга надвигается, неспешно и беспощадно, новый враг, Османская империя.

В 1453 году происходит ужасное: тысячелетняя Византия перестает существовать, Константинополь (кажется, генуэзцы - единственные, кто, пусть и очень малыми силами, защищает этот город), а вместе с ним и контроль за черноморскими проливами переходит к Турции.

Газария сопротивляется туркам отчаянно и безнадежно: собственных сил очень мало, никаких надежд на прибытие подкреплений нет, сама метрополия отказывается от колоний, передав их под управление генуэзскому банку Сен-Джорджо.

Правда, банкиры показывают себя прекрасными управленцами: за те три десятка лет, пока колонии сражаются с самой могущественной армией того времени, баланс операций банка - положительный, все эти годы он получает приличную прибыль, и это при том, что всем служащим Газарии сильно прибавлены оклады и разрешены вольности, вроде ведения торговли, которые официально недопускались раньше.
Логика в этом есть - бывшие черные доходы становятся белыми, затухающая торговая активность несколько оживляется, хотя турецкая экспансия - не единственная беда Газарии, дряхлеющая Золотая Орда уже не в состоянии обеспечивать безопасность караванам из глубин Азии.


Генуя, здание банка Сен Джорджо, одноги из древнейших банков мира. После взятия турками Константинополя именно в его ведение переходит управление Газарией

Но даже с перерезанными торговыми каналами Газария сопростивляется еще долго, демонстрируя удивительную жизнестойкость. Каффа падет в 1475 году, местные жители откроют ворота османам, доаверившись их посулам.
В том же году османы завоевали всё капитанство Готия - крепости, выглядевшие неприступными (их можно наблюдать и сейчас), как правило, сдавались на милость победителя.

Говорят, причиной тому были высокие генуэзские налоги (турки брали фиксированные 10% со всех доходов иноверцев, тогда как остальные властители - до 60%) и - обреченность, жители понимали, что это не набег, власть меняется всерьез и навсегда.

Впрочем, стоит сказать и о том, что драчливых и заносчивых хозяев колоний, итальянцев, которые к тому же еще представляли и "не ту конфессию", местные жители не слишком-то жаловали,

В 1475 году прекращает свое существование и княжество Феодоро, недолго радовавшееся неудачам генуэзцев.

В 1478 году Крымский хан признает турецкого султана своим сюзереном.

Газария, однако, сопротивляется еще долго - последний оплот газарийцев, Аккерман (Белгород) в устье Днестра падет в 1484 году, и Газария прекратит свое существование.


Генуэзцы в Крыму

В Крыму, правда, останется довльно много итальянцев, добавляющих колорита местной этнической пестроте.

Императрица Екатерина Великая выселит их из Крыма в Мариуполь, но только всех отыскать и переселить не получится - еще в начале прошлого века несколько сотен жителей Крыма будут называть себя итальянцами, большинство из них попадет под репресии сталинской машины.

Газария же, удивительное образование, бывшее перекрестком торговых путей всего мира, колоритный союз торговцев, пиратов, авантюристов, простолюдин и аристократов, выполнив свою историческую миссию, исчезла.

Сама метрополия, Генуя, со второй половины XV века уже перестает быть республикой торговцев, становясь республикой банкиров - накопленные трудами предшественников капиталы позволят быть Генуе лидером, как мы сказали бы сейчас, банковского сектора Европы еще почти два столетия.
Ну а торговцы изменили маршруты, да и авантюристы нашли новые применения своим разнообразным талантам.

В 1492 году один из генуэзцев снова удивит мир, открыв новые, неведомые европейцам земли.

Мореходные таланты генуэзцев не забудутся: герб этой талассократической республики сегодня - герб итальянских ВМС. 

Автор Александр Иванов

 

Существуют три основные гипотезы о происхождении славян: 
1) Дунайская гипотеза. Согласно ей прародина славян находилась на Среднем Дунае - в античной Паннонии (современная Венгрия), откуда под натиском сначала кельтов, а позднее римлян, предки славян начали расселение на север. Данная гипотеза самая старая - она основана на собственно славянских исторических преданиях о расселении с Дуная, отражённых в ряде раннесредневековых славянских источников ("Повесть временных лет", "Великопольская хроника" и т.д.). В науке Нового времени дунайскую гипотезу отстаивал основоположник научного славяноведения П.И. Шафарик, но затем большинством учёных она была отвергнута и прародину славян стали искать преимущественно не к югу, а к северу от Карпат. Но в последние десятилетия теория дунайской прародины славян снова стала набирать сторонников отвоёвывать своё место под солнцем.

Толчок ренессансу дунайской теории дала книга известного этнографа В.П. Кобычева "В поисках прародины славян" (1973), а окончательно её современная редакция была сформулирована в работах знаменитого лингвиста академика РАН О.Н. Трубачева, после выхода которых, она прочно вошла в обиход современной науки. Недостатком работ О.Н. Трубачева обычно называли их чисто лингвистический характер и отсутствие сопоставлений с данными истории и археологии, но данный пробел был закрыт в капитальной работе его ученика С.В. Назина "Происхождение славян. Реконструкция этнонима, прародины и древнейших миграций" (2017), где было дано всестороннее историческое обоснование теории среднедунайской прародины славян. Сторонником дунайской теории является словацкий профессор Мартин Гомза. Также в крайне своеобразной интерпретации она представлена в работах американского слависта Флорина Курты и краснодарского историка И.П. Коломийцева.

2) Днепровская гипотеза, согласно которой прародина славян находилась в бассейне Днепра и его притоков. Она, понятное дело, пользуется особой популярностью в российской, белорусской и украинской науке (хотя, естественно, её сторонники есть и в Польше: К. Мошинский, К. Годловский, М. Парчевский и т.д.), где среди её сторонников немало как лингвистов (А.А. Шахматов, А.Л. Погодин, Ф.П. Филин и т.д.), так и археологов. Большинство археологов восточнославянских стран считают предками славян носителей зарубинецкой археологической культуры (П.Н. Третьяков, Е.А. Горюнов, Л.Д. Поболь, Е.В. Максимов, А.М. Обломский, Р.В. Теориловский и т.д.). Зарубинецкая гипотеза славянского этногенеза при этом вполне хорошо стыкуется с висло-одерской гипотезой (о которой далее), поскольку начало зарубинецкой культуре положила миграция поморских племён с запада. Особая позиция была высказана петербургскими археологами (М.Б. Щукин, Д.А. Мачинский и их ученики), которые считают, что предками славян были носители не зарубинецкой культуры, а более северных днепровских культур: штрихованной керамики, милоградской, юхновской, днепро-двинской.


3) Висло-одерская гипотеза (в польской науке её именуют "автохтонной"), согласно которой прародина славян находилась в Повисленье на территории современной Польши. Закономерно, что в Польше данная гипотеза имела и имеет наибольшее число сторонников (хотя есть и "скептики" - школа К. Годловского). Её сторонниками были такие видные польские слависты как Я. Чекановский, Т. Лер-Сплавинский, Й. Костшевский, В. Гензель, Л. Лецеевич, Г. Лябуда, С. Роспонд и т.д., а из современных учёных В. Маньчак, Х. Мамзер, М. Кара, Я. Пионтек и т.д.

Серьёзно висло-одерская теория представлена и в советской/постсоветской науке, где её сторонниками являются И.П. Русанова, академик РАН В.В. Седов, член-корреспондент НАНУ В.Д. Баран, Д.Н. Козак, патриарх белорусской археологии Э.М. Загорульский, лингвист В.В. Мартынов и т.д.

4) Гипотеза происхождения изложенная Соловьевым в его книге Русь, сложение государства в IX веке. Венеды и северяне, часть гуннов, ставшие основой новой общности. Эта книга является развитием идей Вельтмана. Кратко-эта теория доказывает, что так называемые восточные славяне произошли вследствие смешения миграции венетских( фракийских племен) с территории Галлии, Германии и Польши и Дунайского региона на территорию теперешней России на линию Волхов-Днепр. То есть, исследователь доказывает,что древляне-дереване, радимичи, поляне, смольняне все это беженцы с Западной Европы. Даже знаменитые Анты-Анды проживали именно в Галлии.

Племена сартов-сардонов-фракийцев были распостранены от Китая-Серики до Галлии,включая Малую Азию. Фракийцы, иллирийцы, лидийцы и ликийцы, кельты и венеты- все это часть громадного этноса, и это доказывает книга Соловьева.

Название Галиция - не что иное как воспоминание о прародине, Галлии, где проживали племена ретов-русов, сардонов-сартов, арвернов-дарданов и венетов.

Сложение же Русского государства, не что иное, как синтез сармато-скифских племен вятичей и савиров-северян-северцев и пришедших в 3-6в.в. венетских беженцев.

Северяне (ст. ‑ слав. сѣверо, сѣверъ, сѣверы) — восточн-славянский племенной союз, населявший в начале VIII—XI веков территорию современных Черниговской, Сумской, Брянской, Курской и Белгородской областей и Калужской,Рязанской и части Московской и Владимирской областей. Находки во Владимирских курганах графом Уваровым вещей, идентичных находкам Мартыновского клада и Черной Могиле подтверждает это.

Владимирские курганы

Владимирские курганы

Керчь

владимрские курганы

В археологии северцы отождествляется с роменской и волынцевской культурами Северяне отличались от прочих славян (например, древлян узким лицом и долихоцефалией.

В этом и состоит причина отличия русского языка от языков других славянских племен-русский язык является прямым наследником языка северцев,то есть сарматским языком. Но а гунны и сарматы-это одно и тоже, и Иордан говорит, что сиверцы-часть гуннского союза племен.

а Северяне-Сиверцы-Савиры-это часть гуннов,согласно Иордану:

«Ибо одни из них зовутся альциагирами, другие — савирами, но места их поселений разделены.»

В «Летописи» Феофана Византийца под 508 г. записано:

"Гунны, называемые савирами, проникли за Каспийские врата, вторглись в Армению, опустошили Каппадокию, Галатию и Понт и остановились почти у самой Евхаиты»

Об этом пишет Олаф Далин в своей истории Швеции историк, писал: «Хунагард (страна гуннов) . Прежде эта страна называлась Ваналанд или Ванланд по ванам, т. е. венедам». И далее он уточнял: «…ваны — прародители гуннов… Ванланд есть единое с Хунагардом».[Олаф Далин,110] Другой шведский историк, Олаф Верелий, по данному поводу высказался не менее определенно: «Под именем гуннов наши предки (шведы) понимали славян, впоследствии называемых виндами или венетами».

Именно северяне-русы и создали русский каганат со столицей в Керчи, где были убиты их последние князья-каганы- Оскол и Дир. 

Лучшим археологическим соответствием ранним славянам, а вернее,венетам-венедам, является поморская археологическая культура, а миграция поморского населения сначала на Среднюю Вислу (где в результате их прихода формируется культура подклёшевых погребений), а потом на Волынь и далее на Средний Днепр (где в результате их прихода формируется зарубинецкая культура) является отражением процессов начального расселения венедов и их разделения две большие группы, которые затем предстанут перед нами как "склавины" и "анты" византийских источников. Анты-Анды- пришли из далекой Галлии в 5 в.

Имя Рюрик встречается в Галлии, то есть оно венетское.VI и V века. Эпоха начала средневековья, сразу после падения Рима. В этот период известны сразу два епископа Рурика Лиможских (варианты написания на латыни:Ruricius, а также Ruricvs) . Оба, к тому же, были святыми. Рурик I жил c 440 по 510 (либо с 430 по 507), Рурик II умер в 550 году. Наиболее древним упоминанием формы имени Рурик-Рюрик является имя исторической личности Руриция. Руриций Помпеян (лат. Ruricius Pompeianus; погиб в августе 312 около Вероны) — древнеримский офицер эпохи поздней империи. То есть,как видно, имя Рюрик-вполне типично для венедов, пришедших именно из Галлии.

В IV в. до н.э. венеды сдвигаются в Повисленье, ассимилируя население лужицкой культуры, впрочем, так же говорившее на близком языке. 
На следующем этапе под давлением наступавших со стороны Одера германских племён венеды продвигаются в Среднее Поднепровье, где формируется зарубинецкая культура. В первые века н.э.венеды, носители позднезарубинецких и киевских древностей, продвигаются дальше на север Восточной Европы. И, уже в 5в. византийские историки.что бы не запутаться, вводят термин Славяне.

То есть, именно синтез венедов и сарматов( гуннов) -савиров-северян-северцев породил такое огромное государственное образование с древнейшими корнями- Русь, являющейся прямой наследницей Государства эфталитов, Русского каганата, и держав скифов Боспора.

Источник

 

 

 

В один прекрасный день посетила наш музей девушка-путешественница Екатерина из города Тюмень. Впечатлившись нашей коллекцией магнитиков, она решила внести и свой вклад в развитие музея, и в итоге презентовала нам магнитик из своего города. Вот что Катя пишет о своём приключении в Гурзуфе:

 

Екатерина К.

Знаток города 2 уровня

5 апреля

Случайности не случайны. Планируя поездку в Гурзуф, узнала, что поблизости находится оригинальный музей (как оказалось, занесенный в книгу рекордов России по количеству экспонатов). Считаю большой удачей узнать больше о музее от его основателя, Валерия Алексеевича, который с теплотой и трепетом рассказывал о своей коллекции. Приятным сюрпризом стала экспозиция об истории Крыма. По окончании экскурсии удалось даже сфотографироваться в нарядах прошлых веков. Большое спасибо за увлекательный разговор, познавательную встречу, душевный приём. Успехов, процветания и до новых встреч!

 



Кроме скифской царицы Томиры, о которой я писал в предыдущей публикации, существовала еще одна знаменитая правительница скифов – Зарина, жившая чуть раньше. В отличие от Томиры, прославилась она не столько военными победами, сколько заботой о мире и благополучии своей страны. 



Итак, около 600 г. до н. э. предшественница Персидской империи Мидия начала войну против Скифии. Причина была следующая: царица восточных скифов, иначе называемых саками, Зарина вышла замуж за князя парфян Мармарея. После этого Парфия (область в Средней Азии), находящаяся под властью Мидии, отошла к Скифии, а Мармарей стал ее царем.


Решив положить конец противостоянию двух держав, Зарина убила Мармарея, и стала единовластной правительницей Скифии. Уступив Парфию обратно мидянам, она положила конец войне и занялась внутренними преобразованиями в своей стране.

 

По Ктесию[4], во время правления мидийского царя Астибара (как отца Астиага, его отождествляют с геродотовым Киаксаром) парфяне восстали против мидийцев и призвали саков, что вызвало длительную войну саков и мидян. В это время саки находились под властью царицы («женщины по имени Зарина»). Смелые женщины саков разделяли со своими мужьями тяготы войн. Зарина покорила соседние варварские народы, которые угрожали сакам, основала ряд новых городов и сделала жизнь своих людей более счастливой.

Соотечественники в память о её благодеяниях и достоинствах возвели на её погребении высотой в стадию пирамиду, длина каждой стороны 3 стадии, на вершине они поставили колоссальную позолоченную статую и воздали ей героические почести. И. В. Пьянков сопоставляет эти сведения с известными данными о могильниках саков[5] и указывает, что Ктесий называет Зарину женой своего брата Кидрея[6].

Текст Николая Дамасского сохранился отрывочно[7], он повествует, как после убийства Мармарея, царя саков (иногда считают, что речь идёт о муже Зарины), полководец Стриангей (женатый на Рэтее, дочери Астибара) был охвачен любовью к Зарине, но она отвергла его. Николай упоминает также, что царский дворец саков находился в городе Роксанаки.

О правлении Зарины античный автор Диодор Сицилийский пишет следующее:

«Зарина же, всех красотою превосходя, дивила как предприимчивостью, так и удачею в своих действиях. Варваров соседних, которые, возгордясь, хотели подчинить себе саков (восточных скифов), покорила она силою оружия, значительную часть страны привела в возделанный вид, немало городов выстроила и вообще своему народу создала счастливую жизнь. Поэтому подданные, по кончине Зарины, в знак признательности за благодеяния ее и в память ее добродетелей, соорудили ей гробницу, далеко превосходившую прочие, именно – остроконечную трехстороннюю пирамиду в 9 стадий объемом и высотою в 3 стадии, на вершине которой поставили колосальную золотую статую покойной, и воздали ей почести несравненно большие, чем всем ее предкам».

По версии Гутнова, воспоминания о Зарине сохранились и в среднеазиатской поэме «Гургули», в которой говорится о богатырской Зарине Зарингар («Златописанной») — дочери победителя девов царя Согдына (то есть Согдийца).

 

В русских мифах фигурирует Заря-Заряница, она персонифицированный образ планеты Венера. Тот же смысл у Зухры таджиков, обозначающий планету Венера.

 

Источник.

 

Официально принято, что русские, украинцы и белорусы – это 3 братских славянских народа. В общую же славянскую семью также включают поляков, чехов, словаков, сербов и прочих.

Но также часто приходится слышать, что русские не являются славянами. Действительно, если в польском, сербском, белорусском языках невооруженным ухом слышна единая языковая стилистика, то русский язык разительно отличается от них своей близкой к немецкому грубоватостью. Более того, если сербы, чехи и поляки понимают друг друга без переводчика, то неподготовленный русский из "родственных" славянских языков часто может не понять ни единого слова.

Давайте же обратимся вновь к средневековым источникам.

карта мира Ибн Хаукаля

 

Посмотрим на карту мира арабского географа и путешественника X века Ибн Хаукаля. В английском варианте этой карты мы видим 2 народа: Rus и Slavs. Это явно указывает на то, что Rus (русы) и Slavs (славяне) – это 2 разных народа.

Это может показаться странным, разделять славян и русов. Но в X веке, судя по всему, это было совершенно естественным.

Аналогичную картину мы видим даже изданной в Санкт-Петербурге в 1869 году книге Абу-Али Ахмеда Бен Омар Ибн-Даста "Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и руссах".

А главе V этой книги автор дает описание славян. При этом он указывает, что их земля лежит от земли Печенегов в 10 днях пути.

В VI главе той же книги описывается народ Русь. "Что касается до Руси, то находится она на острове, окруженном озером. Окружность этого острова, на котором живут они, русы, равняется 3 дням пути". Далее пишется: "Русь имеет царя, который зовется Хакан-русь. Они производят набеги на славян".

В преамбуле же автор пишет: "Почтенным и любезным товарищам своим по случаю празднества 50-летнего юбилея Университета этот новый источник для отечественной истории посвящает автор". То есть автор не только четко делит народы славян и русов, но и называет свою работу "новым источником для отечественной истории".

Уместно здесь также вспомнить официальную норманнскую версию о призвании варягов. "И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти... И от тех варягов прозвалась Русская земля" ("Повесть временных лет").

Здесь мы видим буквально то же самое: руси-варяги не принадлежали к местному населению (чуди, кривичам или веси), но пришли из-за моря. А затем дали свое имя земле, которую стали называть Русь.

Подумаем. Могли ли будучи славянскими племена кривичей, чуди и весь обратиться к чуждому и даже враждебному племени русов? Маловероятно. Скорее, к родственному племени, представляется, враждебному больше соседним славянским племенам, чем к ним самим.

Но есть еще немаловажный момент.

Племена чудь современные ученые относят к прибалтийско-финской или финно-угорской группе. Равно, как и племена весь. Что касается кривичей, то их относят к восточной ветви славянских племен. Однако ареал их проживания - это современная восточная Белоруссия, Псковская, Смоленская области и Приильменье. И это также указывает скорее на балтийские, чем славянские корни, не исключая, конечно, смешения балтийских и славянских элементов в приграничье.

Вернемся, наконец, к языку.

Русский язык, по мнению лингвистов, в основе ближе к балтийским, чем славянским языкам. Однако вследствие роста Русского государства его язык требует унификации на всем пространстве, которая происходит на уровне смешения и заимствований. При этом сам язык, как явление инертное, лишь сближается со славянскими языками, сохраняя свою первооснову.

В пользу этой версии говорят работы, например, действительного члена Российской Академии Наук Андрея Анатольевича Зализняка. На примере анализа новгородских берестяных грамот он показывает, что, как он называет, "древненовгородский диалект" разительно отличается как от южного "приднепровского", так и от канонического церковно-славянского языка.

Для решения этой проблемы в последнее время используется термин "балто-славянские" языки. Термин столь же искусственный, как и "индоевропейские" или "алтайские" языки.

Итак, мы можем сделать вывод, что призвавшие балтийское племя русов, скажем так, прарусские племена (кривичи, чудь и весь) с большой вероятностью не были славянами, но балтийско-финскими или финно-угорскими. Как и не был славянским и "северный", древненовгородский древнерусский язык. Сближение на уровне смешения и заимствований русского и славянских языков происходит параллельно с формированием русского государства. Но до сих пор те же украинский и белорусский языки, бесспорно относящиеся к славянским, разительно отличаются от русского.

 

В завершение хочу остудить ретивых комментаторов, которые будут писать, что автор статьи враг и проплаченный иностранный провокатор. Я ни слова не сказал, что русские или русский язык чем-то лучше других. Но историю нужно знать, а не трусливо прятаться от этого знания, прикрываясь удобной ложью.

Источник