Высокий уровень развития древнеримской медицины подтверждается находкой 160 хирургических принадлежностей при раскопках в некоторых городах ряда современных стран: начиная от Италии и заканчивая Крымом (вспомним, что Римская империя простиралась по периметру всего бассейна Средиземного моря, ряд городов имелся и на черноморском побережье). В частности, при раскопках Херсонеса была обнаружена надгробная плита с именем врача, служившего у римского полководца, что свидетельствует об уважении к представителям данной профессии.

 

Врачи Древнего Рима внесли огромный вклад в развитие мировой медицины, переведя устаревшие на тот момент традиции лечения Вавилона и Египта в научное русло.

 

Медицинские нормы Древнего Рима упоминаются в законодательстве, трудах Авла Корнелия Цельса «О назначении частей человеческого тела», философа Тита Лукреция Кара «О природе вещей», что говорит о высоком статусе врачей и поддержки медицины на государственном уровне.

 

Древнеримские медики добились существенных достижений в стоматологии. В середине XIX века при раскопках были обнаружены зубные протезы, изготовленные в виде золотого моста с искусственными зубами из кости теленка.

 

В период республики в Древнем Риме произошло становление врачебного дела на государственном уровне. Разрабатывается санитарное законодательство, развивается теоретическая часть медицины, вырабатываются материалистические основы естествознания.

 

В 451–450 годах в Древнем Риме были созданы «Законы XII таблиц». Таблица X предписывала, в частности, не хоронить и не сжигать мертвецов на территории города.

 

В рабовладельческом государстве, каким был Древний Рим, каждый обеспеченный римский гражданин стремился обзавестись собственным рабом-медиком. Чем выше был профессионализм подневольного врача, тем большим авторитетом пользовался его владелец.

 

Толчок в развитии медицины Рима был дан в 46 году до нашей эры Юлием Цезарем, принявшем закон, разрешавший иностранным докторам получать римское гражданство.

 

Именно в Древнем Риме начала формироваться узкая специализация врачей, а также продолжали выделяться самостоятельные направления медицины, существующие в современном виде, такие, как хирургия, урология, офтальмология, стоматология.

 

Специализация начала возникать и внутри направления: появились врачи, занимавшиеся лечением исключительно мочевого пузыря, хирурги, занимающиеся устранением грыжи или камнесечением.

 

Развитие медицины Римской империи ускорилось после введения официального статуса врача. Изначально существовал статус archiatri palatini (старший придворный медик), позднее в отдельных провинциях появился статус archiatri provinciales – главные врачи населенного пункта, в обязанности которых входила забота о здоровье местных чиновников и воинов. Статус archiatri populares присваивался врачам, обслуживающим простое население.

 

Профсоюзы медицинских работников появились в Древнем Риме. Чтобы стать его членом, было необходимо пройти экзамен и тщательную проверку знаний. При успешном прохождении испытаний соискатель получал звание «государственный врач».

 

Факты о медицине Древнего Рима сегодня нам известны благодаря трудам Авла Корнелия Цельса, римского врача, оставившего после себя подробнейшие записи. Цельс составил энциклопедический свод знаний, собранных в трактате «О медицине».

 

Конечно, не обходилось и без суеверий. Всем известное заклинание абракадабра имеет медицинские корни. Слово «абракадабра» нужно было записать на амулете в столбик одиннадцать раз, отнимая каждый раз последнюю букву, после чего амулет передавался больному. Подобный амулет, по мнению наших предков, значительно ослаблял силу злого духа, способствовал скорейшему выздоровлению больного. Не следует смеяться над данным фактом. К сожалению, и сегодня встречаются пациенты, которые предпочитают идти к ворожеям, а не к профессиональным докторам, чем наносят ущерб своему здоровью.

 

Известное большинству крылатое выражение «В здоровом теле – здоровый дух» берет свое начало от весьма популярной в Древнем Риме народной поговорки: «Нужно молить богов, чтобы дух здоровый был в теле здоровом».

 

Общеизвестный факт: бани оказывают положительное влияние на здоровье. Впервые это заметили также в Древнем Риме. Помимо гигиены пар и теплая вода дают людям бодрость. Благодаря этим наблюдениям в Риме на левом берегу реки Тибр был построен ряд терм (так раньше назывались бани).

 

 

 

Источник

Погребение мужчины старше 50 лет, обнаруженное в Фанагории

Алексей Ворошилов и др. / Краткие сообщения Института археологии, 2021

Российские археологи исследовали позднеантичный грунтовый склеп IV века до нашей эры, обнаруженный в некрополе в Фанагории. В нем находились останки мужчины старше 50 лет, погребальный инвентарь которого состоял из железной пряжки, ножа в деревянных ножнах, монеты, куска кремня и амфоры. Ученые полагают, что это захоронение заслуженного жителя города. Результаты исследования представлены в Кратких сообщениях Института археологии.

В VIII–VI веках до нашей эры в ходе Великой греческой колонизации на берегах Средиземного и Черного морей появились многочисленные колонии. Крупнейшим греческим городом, располагавшимся на Таманском полуострове, была Фанагория, основанная около 540 года до нашей эры переселенцами из Теоса. В конце V века до нашей эры этот полис военным путем подчинило себе Боспорское царство. Фанагория стала метрополией азиатской части этого государства, а также его важным культурным и экономическим центром, упадок которого произошел в IV веке нашей эры после разрушения города гуннами.

Археологические исследования этого древнего города начались еще в дореволюционную эпоху. В настоящее время работы ведутся на раскопах «Нижний город» и «Верхний город», в разных частях некрополя, а также на сельской территории и под водой. В 2009 году археологи нашли здесь дворец царя Митридада, сгоревший около I века нашей эры, спустя еще несколько лет раскопали древнейший античный храм на территории России. Кроме того, известно много других не менее значимых находок, в том числе кладов с монетами, утвари и древних погребений.

Позднеантичный склеп из кургана 187 Южного некрополя Фанагории

Алексей Ворошилов и др. / Краткие сообщения Института археологии, 2021



Алексей Ворошилов (Aleksej Voroshilov) и Ольга Ворошилова (Olga Voroshilova) из Института археологии РАН исследовали позднеантичный некрополь столицы Азиатского Боспора, на котором обнаружили однокамерный грунтовый склеп, относящийся к IV веку до нашей эры. Он состоял из дромоса и камеры, вход в которую был заложен кладкой из сырцового кирпича.

Внутри камеры археологи обнаружили остатки деревянного гроба трапециевидной формы длиной около 185–190 сантиметров и шириной около 40–50 сантиметров, в котором находились останки мужчины старше 50 лет. Под черепом и костями скелета были найдены фрагменты темного тлена от органической подстилки.

У правой голени, вероятно, лежал ремень с железной пряжкой, к которому могли крепиться деревянные ножны железного ножа длиной 16,5 сантиметров. Рядом располагалась крупная монета правителя Боспорского царства Фофорса (возможно, это — обол Харона) и кусок кремня со сбитыми гранями. У правого плеча, за стенкой гроба, стояла красноглиняная амфора. Перед входом в гробницу находилась нижняя часть сероглиняного лепного горшка, использованная, по-видимому, при погребении в качестве светильника. Кроме того, археологи нашли фрагменты гипсовой обмазки, которой заделывали щели между досками гроба.

Погребальный инвентарь

Алексей Ворошилов и др. / Краткие сообщения Института археологии, 2021

Поделиться

·                                  

План погребения

Алексей Ворошилов и др. / Краткие сообщения Института археологии, 2021

 

Археологи отметили, что гробница была сооружена именно для конкретного мужчины и другие захоронения в ней не планировались, на что указывает положение гроба у самого входа, блокирующее возможные последующие подзахоронения. Они предполагают, что таким образом могли хоронить некоторых заслуженных граждан столицы Азиатского Боспора. Отсутствие в таких престижных усыпальницах предметов из золота может быть особенностью погребальной церемонии, проводившейся, возможно, за счет города.

Ранее на N + 1 уже рассказывали о погребениях, обнаруженных в ходе раскопок в Фанагории. Так, ученые нашли могилу II века нашей эры, в которой находились останки женщины с маленькой дочерью, а в другой усыпальнице V века нашей эры покоилась семья богатого воина.

 

Михаил Подрезов

 

Древние греки Чёрное море звали осторожно — «Понт Аксинский», что означало «Негостеприимное море». Действительно, гостей не жаловало. Особенно во времена архаичного мореплавания. Тут не было столь любимых древним мореплавателям островов Средиземноморья, где можно передохнуть, укрыться, пополнить запасы воды для гребцов. Сама погода против вторжения, море знаменито непредсказуемыми жёсткими штормами, туманами, коварными ветрами.

Особенно неприятны крутые бесплодные берега, малое количество удобных бухт. Думается, кораблей расколотили и потеряли древние греки здесь куда больше, чем где-либо в Ойкумене. Особенно когда за кормой вот-вот, да замаячит незнакомое по очертаниям судно. Которое никогда не может быть нейтральным или дружественным. Это пираты.

Греческие авторы разбирались в морском разбое, сами были специалистами великими в ремесле отъёма материальных ценностей у слабых или зазевавшихся. Внимательно следили за народами, промышлявшими тем же. Самыми знаменитыми, конечно же, были овеянные мифами тавры Крыма. Ахейцы, которым многими легендами присвоено право называться одним с эллинами народом. Были гениохи, вообще непонятно, кто такие. Чуть более понятные (за счёт географии расселения) — зихи, которых большинство учёных записали в предки адыгов.

(Иллюстрация из открытых источников)

(Иллюстрация из открытых источников)

Трудная дорога.

Назначать какой-то народ «пиратским» — штука некорректная. Как искать корни казачества в одном этносе. Любое опасное дело, связанное с вооружённой неизвестностью, — занятие интернациональное. Требующее особого склада характера. А первый пират появился именно в тот день, как в первую торговую экспедицию отправился первый морской купец. Это очень скоро почувствовали древние греки, когда разведали выгодные маршруты.

Точкой «принятия решения» для них были многочисленные островки возле Боспора Фракийского (пролив Босфор). Тут нужно было определиться по погоде, в какую сторону направить свои корабли после его прохождения. «Направо пойдёшь — в Колхиду попадёшь». То есть двинешься вдоль побережья Малой Азии в сторону причерноморских районов от Абхазии до турецкой провинции Ризе. «Налево пойдёшь — в Борисфен попадёшь». Это очень опасная дорожка вдоль фракийских берегов в сторону устья Днепра.

(Иллюстрация из открытых источников)

(Иллюстрация из открытых источников)

На первом направлении богатых торговцев и любопытных путешественников ожидали пиратские ватаги бебриков-фивинцев (фракийские племена). Восточнее — грозный «интернационал» так называемых «бармалеев». Это были греки-отщепенцы, авантюристы, собиравшие вокруг себя любую вольницу из местных племен. Они были наиболее опасны, поскольку обладали самым широким арсеналом для морской войны. От бесчисленных лодочек «москитного флота» аборигенов, до полноценных боевых греческих кораблей типа петеконторов.

(Иллюстрация из открытых источников)

(Иллюстрация из открытых источников)

Пути к Борисфену (Днепру) были тоже не безоблачны в плане безопасности. Корабли шли вдоль фракийского побережья, держа его в поле зрения. На ночь приходилось причаливать, готовить пищу и отдыхать. Здесь наиболее коварные ветра и течения, поэтому часто суда просто «выбрасывались» на берег. Чтобы впотьмах не быть сорванными с якорей, не сгинуть на многочисленных рифах и блуждающих песчаных отмелях.

Каждая такая ночёвка была испытанием для нервов, поскольку фракийцы рассматривали чужестранцев на кораблях своей законной добычей. Неважно, потерпели они крушение или нужду малую пристали справить. Но древние греки постепенно нащупали несколько укромных бухточек, спуски-тропки к которым можно было оборонять небольшим числом воинов. Чаще вступали в коррупционные отношения с вождями аборигенов, добиваясь их дружелюбия необременительной мздой.

Но самой сильной головной болью капитанов становились северные соседи фракийских племен. Из них самыми непредсказуемыми и «дикими» были тавры.

(Иллюстрация из открытых источников)

(Иллюстрация из открытых источников)

Происхождение

загадочного народа — вопрос яростной дискуссии в научном мире. Как и само название «тавры» и «Таврика». Древнегреческое слово «tauros» переводится — «быки». Некоторые исследователи считают, что такое прозвание они получили из-за Культа священного Быка. Частично подтверждается археологией, но там культ… козла присутствует больше. Более адекватной видится гипотеза, что это какое-то самоназвание, на слух греков созвучное слову «tauros».

Или… как вариант. Тавром греки называли горную систему в Малой Азии. Попав в Крым, автоматически перенесли топоним на здешние кручи. От названия гор нарекли тамошних обитателей — «таврами». Как и сам курортный полуостров — Таврикой.

Невозможно утверждать, что тавры автохтонное население Крыма. Древнегреческие источники описывают их в контексте всегда, точно ничего не сообщая. «Туземный кочевой народ» и точка. Историки середины и конца XIX века ввели концепцию, которая продолжает доминировать в академической литературе: таврами правильно называть ветвь киммерийцев. Их загнали в горы вторгшиеся в Крым скифы. Неправда.

Сегодня более рациональной видится версия: тавры стали большим и самостоятельным народом уже на рубеже бронзового и раннего железного веков. Когда древние «крымчаки» смешались с пришлыми племенами Кавказа. Археологически получается, что именно они (как самостоятельный народ) являются автохтонным населением Крыма. Вбирали в себя местное население эпохи поздней бронзы. Киммерийцев тоже приютили.

(Иллюстрация из открытых источников)

(Иллюстрация из открытых источников)

Самые ранние сведения

о таврах содержатся в «Истории» Геродота. Отец историографии помянул их в описании скифо-персидской войны конца VI века до н.э. Не уверенные в собственных силах кочевники призвали сражаться против армий Дария I — царей соседних племен. Тавры были из тех, кто отказался помогать скифам. Обвинив тех в немотивированной агрессии, назначив зачинщиками войны. Место их проживания Геродот определил так: горная и предгорная часть Скифии, начиная от «большого мыса» Каркинитиды (Евпатория) — до Скалистого (Керченского) полуострова.

Отец истории описал нравы и обычаи тавров. Мол, они приносят в жертву «богине Деве» потерпевших кораблекрушение и захваченных эллинов. Бьют несчастных дубиной по голове, тело сбрасывают со скалы в море, голову насаживают на кол. Так же поступают с другими непрошенными гостями. Их поселения украшают головы чужаков, насаженные на длинные шесты. Называются они «стражами», оберегают дома тавров от злых духов. Живёт весь народ только грабежом и войной.

Геродота поддерживали другие античные авторы. Псевдо-Скимн на рубеже III-II веков до н.э. особо подчеркивал их жестокость. Они «...любят кочевую жизнь в горах». Эту странную характеристику «горцев-кочевников» подтвердил поэт Никандр Колофонский (II век до н.э.). Диодор Сицилийский, восхваляя в I веке до нашей эры подвиги боспорского царя Евмела (конец IV в. до н.э.), тоже помянул тавров. Геройский государь, задумав избавить Чёрное море от пиратов, очень долго с ними возился.

Географ Страбон говорил: неподалёку от Херсонеса (Севастополя), в гавани Символов (Сюмболон Лимен, Балаклавская бухта), тавры «...устраивают свои разбойничьи притоны... и нападают на укрывавшихся в ней». Проблемы с таврами испытывали римляне, когда экипажи их кораблей обычно уничтожались подчистую этими пиратами. Стоило только потерпеть кораблекрушение или пристать к берегу, пережидая шторм. Это Тацит уже писал.

(Иллюстрация из открытых источников)

(Иллюстрация из открытых источников)

Всё-таки, этноним «тавры» вряд ли являлся самоназванием народа. В западной историографии есть мнение, что Гомер под «листригонами» в своей «Одиссее» имел в виду именно этот буйный и жестокий народец. «Листригоны» у великого грека помянуты в эпизоде нападения на героя поэмы в Балаклавской бухте, описание очень подходит.

Потому что это единственная в своём роде и уникальная точка Черноморского и Средиземноморского побережий. На это обратили внимание давненько, легенды закрепили даже в названиях местных гостиниц: одна называется «Гомер», другая — «Листригон». Очень начитанные бизнесмены, моё почтение…

Археология

нащупала тавров довольно давно, с конца XVIII века (следуя описаниям античных авторов) образованные европцы искали в горном Крыму следы их жизни. Нашли. На Главной гряде Крымских гор, на Южном берегу Крыма откопали древние характерные могильники с «каменными ящиками». Это конструкции метр на полтора из поставленных на ребро двух длинных и двух коротких плит, перекрытых одной сверху.

Наиболее сохранным считается могильник Мал-Муз Байдарской долины, остальные (числом около шестидесяти) полностью разрушены и ограблены. Особенно пострадали «каменные ящики» во времена украинской государственности от рук «чёрных археологов».

Захоронения чаще всего — это семейные усыпальницы, умерших туда складывали поколениями, пока не наполняли склеп доверху. Покойников укладывали в скорченном положении на боку. Как «ящик» заполнялся, кости изымались, оставляя лишь черепа. В одном ящике Мал-Муза их нашли семь десятков… Посмертными дарами покойников были бронзовые украшения: бляшки, кольца, перстни, серьги, браслеты и нашейные гривны. Чуть реже встречаются бусы и раковины каури, главная торговая расчётная единица Средиземноморья начала бронзового века.

(Иллюстрация из открытых источников)

(Иллюстрация из открытых источников)

Находили оружие и детали конской упряжи. Набор невелик, разнообразием не отличается. Однотипные бронзовые наконечники стрел, железные мечи-акинаки и удила скифского образца. Все могильники датируются VI-V веками до нашей эры. Точнёхонько попадая под описания Геродота по времени. Одна проблема… Места, где тавры хоронили своих соплеменников, — понятны и известны. А жили-то где? В горном Крыму обнаружено всего одно поселение, которое совершенно точно принадлежало таврам (на горе Кошка у Симеиза).

Площадью всего в полтора гектара, с беспорядочной россыпью небольших каменных домов. Остальные посёлки и деревни отсутствуют или принадлежат другим культурам. Почему? Скорее всего, по причине кочевого образа жизни тавров-скотоводов. Что полностью согласуется с сообщениями античных авторов. Тогда получается рациональная картина. Часть народа вела обычный образ жизни, отряжая наиболее активных на морской пиратский и прибрежный промысел.

Но и тут проблема… Скажу больше — неразрешимая до сих пор загадка. Куда подевались награбленные таврами ценности? Они должны иметь характерное греческое происхождение ведь. Но из всех предметов античного производства в погребениях найдены только стеклянные бусы. Всё. Рисковать жизнью ради них? Сомнительное по разумности занятие…

(Иллюстрация из открытых источников)

(Иллюстрация из открытых источников)

Гроза Чёрного моря.

Судя по сообщениям античности, тавры стали для «цивилизованных греков» непреодолимой проблемой. Те применили свой любимый литературный трюк, записав народ в… «людоеды». Ну как с такими можно бороться и разговаривать… звери-с! Начиная с VIII-VII веков до нашей эры — самое серьёзное препятствие для колонизации и греческой торговли. Беспощадные, неустрашимые в бою, полностью недоговороспособные, ненавидящие чужаков.

Судя по архаичным и самым древним захоронениям «каменных ящиков» — искусные рыбаки и земледельцы. То есть, народ был не только кочевым. В прибрежных районах вёл полностью оседлый образ жизни. И кошмарили утончённых греков и римлян эти товарищи на протяжении… пяти веков! Однако. Удивительная живучесть и постоянство. Но сталкиваемся с другой проблемой, перед которой пасует археология. Кораблестроение…

Греческие авторы настаивают, нападения были не только на берегу. Тавры считались грозой и морского простора. То есть… имели собственный флот? Пусть пиратский, разношерстный и разнокалиберный… Но ведь он должен быть. Придётся разбираться в тактиках нападения, которые дошли до нас скупыми отрывочными сообщениями.

(Иллюстрация из открытых источников)

(Иллюстрация из открытых источников)

Первый сценарий, он же «береговое право». Страбон говорил: в гавани Сюмболон Лимен (гавань Символов или Сигналов, Балаклава) собирались отряды тавров. Судя по эллинскому названию… можно предположить, что там разжигались ими сигнальные костры-маяки. Когда несведущие путешественники приближались к берегу — тут же подвергались нападению. Вполне может быть, ложные «маяки» начинали работать в приближающуюся непогоду. Хитро расставленные, могли заманивать корабли греков и финикийцев на скалы. С потерпевшими крушение куда легче справиться.

Второй вариант предусматривал прямой захват судна. Но очень интересным способом. Некоторые авторы говорили: отряды тавров вплавь подбирались к стоящим вблизи берега кораблям. Знакомо, так поступали и малоазийские исавры. Вполне рабочая схема, когда каждый метр побережья тебе знаком. А конными небольшими отрядами можно следить за идущими посудинами. Которые никогда не отдалялись от берега. Всегда останавливались на ночевку. Тут вообще не нужен никакой флот, боевых пловцов достаточно. Тем более оружие из захоронений вполне подходит (короткие скифские акинаки и кинжалы).

Кстати, со скифами отношения были нормальными, Геродот мог ошибаться. Захоронения говорят: степные кочевники не чурались смешанных браков. На это указывают парные под-курганные погребения. Там мужчина-воин со скифским оружием прямо лежит на спине, рядом с ним расположено (скрюченное по таврскому обычаю) тело женщины. Это не рабыни, совершенно точно. Поскольку иной раз ценность женских украшений и изящество погребальной посуды говорят… ещё поспорить нужно, кто в доме хозяин.

Но более загадочными выглядят известия, когда тавры пользовались собственными кораблями, нападали далеко от берегов Крыма. Никаких описаний их конструкции нет. Но известно точно, они были. Так называемые черноморские «камары». Некоторые воодушевленные альтернативщики называют их «кем ару», «корабль-дева (красавица)». Ну-ну…, киммерийский след русов Артании, знакомо.

(Иллюстрация из открытых источников)

(Иллюстрация из открытых источников)

На самом деле это могли быть очень большие полу-лодки, полу-корабли. Куда помещались 25-30 воинов. Вряд ли эти вместительные шаланды способны бороздить морские просторы. А вот для каботажного плавания, для набегов на богатые эллинские храмы колоний — идеальны.

Выводы исторические

делать рано, сегодня активно начали копать предгорья Большого Крымского хребта. Очень интересные смешанные культуры изучают: таврскую горную и кизил-кобинскую предгорий. А литературная свирепость народа — очень сильное преувеличение впечатлительных греческих авторов. Полностью не понимавших психологию тавров. Археология бесстрастна: малочисленность импортных греческих находок говорит только о максимальной замкнутости тавров.

Почему они не желали вступать с эллинами в контакт, даже торговать — вопрос открытый. Скорее всего, лежит в религиозной плоскости. Или в манере греков хватать без разбора рабов. А получив достойный отпор и умывшись кровушкой — плакать о «дикости и свирепости варваров». Тавры становились жителями античных городов. Их выразительные кизил-кобинские сосуды с чёрной блестящей поверхностью и врезным декором найдены на Боспоре, в Керкинитиде и Херсонесе.

Греки такие сервизы не делали, считая излишне сложными в изготовлении. Тем более, отпечатки пальцев говорят: это было исключительно женское занятие. Так что разумно предположить, что молодые греки-колонисты считали за счастье обзавестись женой из народа тавров. Жили среди эллинского городской цивилизации и мужчины-тавры. В столице Боспорского царства (Пантикапее) найдено надгробие V века до н.э. с надписью:

«Под этим памятником лежит муж, для многих желанный, родом тавр. Имя его Тихон».

(Иллюстрация из открытых источников)

(Иллюстрация из открытых источников)

Варвар? Носящий распространённое греческое имя? Это тоже не раб, поскольку удостоен довольно пышной посмертной эпитафии. Так хоронили только полноправных членов эллинской гражданской общины в немалом социальном статусе. Так что… тавры были разными. Ужасными и безжалостными вдоль своих побережий, мирными скотоводами и земледельцами в глубине полуострова, уважаемыми и почётными гражданами в колониях эллинов.

Самые поздние археологические памятники тавров перестают нащупываться в начале III века до н.э. Исчезли? Нет, конечно. Римский историк Тацит подробно и чётко называет их имя, живописуя нападение на солдат Империи в 49 году уже новой эры. Именно в крымских локациях. Значит, минимум первые два века после Христа такой этнос существовал.

Есть и записи недвусмысленные. Целых две. В первой (начало I в. н.э.) прославляется боспорский царь Аспург, который «подчинил скифов и тавров», борясь с морским и прибрежным пиратством. Вторая найдена на надгробии в Херсонесе (II век. н.э.), там оплакивается врач-вольноотпущенник Ведий Трепт, «убитый таврами».

Куда же они потом делись? Оставив за бортом фантастические рассуждения о «белых сирийцах», «руссах-киммерийцах»… предложу такую версию. Хоть как-то подтверждённую археологией. К IV веку до новой эры часть тавров ассимилируется с греческим населением колоний Причерноморья. Тяготея к городам, которые словно губка всегда впитывали в себя соседние народы.

(Иллюстрация из открытых источников)

(Иллюстрация из открытых источников)

Более многочисленная часть тавров стала так называемыми «тавро-скифами», вошла в состав жителей поздних скифских поселений. Это вполне укладывается в период перехода степных кочевников к оседлой жизни. Не трудно догадаться, чьи укреплённые деревеньки стали базой такого «оседания». Это хорошо заметно по раскопкам в предгорьях Крыма. Численно превосходящие и более продвинутые в технологиях скифы задавили тавров ассимиляционными процессами. Те постепенно утратили специфические особенности своей культуры. Поэтому и перестали «ловиться» археологией.

Процесс поглощения хорошо заметен в письменных и эпиграфических документах. На рубеже тысячелетий старой и новой эры появляются названия «варварского населения» Крыма — «тавро-скифы» («скифо-тавры»). Думается, полное исчезновение этого народа можно датировать III веком новой эры…

Источник

 

 

 

Замечательное событие в ФортУне! Неожиданно быстро, буквально, в течение месяца, нам удалось создать 24й образ в галерее героев Крыма! С помощью наших друзей, потомственных казаков с хутора Терского и атамана Александра Владимировича, у нас получился очень харизматичный герой!! Прошедший Первую Мировую, Гражданскую, и выживший в горниле эпохальных катаклизмов. Сохранивший в сердце Родину и веру!

 

В воскресенье сотрудники нашего музея впервые за 2 года посетили Федюхины высоты. И не узнали!!!! Стараниями группы энтузиастов инвесторов неухоженные, хоженные перехоженные холмы на месте древнего кочевья, превратились в знаковый исторический парк с современными элементами инфраструктуры, пригодный не только для культурного посещения эпохальных площадок в выходные, но и проведения колоритных ежегодных фестивалей уже на другом статусном уровне. Хотелось бы пожелать коллегам в начале непростого пути искренне успехов и процветания, а любителям полезного отдыха совместить приятное с полезным.

 

 

И особенно приятно было приобрести очень качественные магнитики с этого парка к нам в коллекцию. С нетерпением ждём фестиваль в конце сентября.