- Подробности
- Категория: Новости главные
Мечелом или шпаголоматель — западноевропейский кинжал XVI—XVII веков, отличается большими глубокими зубцами вдоль одной стороны клинка, напоминающими гребёнку, которые образовывали ловушку, предназначенную для захвата оружия противника: меча, шпаги, рапиры. Использовался как кинжал для левой руки при фехтовании в паре с рапирой или одноручным мечом. Большого распространения это оружие не имело из-за сложной техники владения и малой пригодности как собственно кинжала.
Аналогичная терминология применяется также к функционально схожим элементам конструкции другого клинкового оружия, а также некоторых типов щитов.
На разных моделях зубцы-захваты выполнялись в трёх вариантах: в виде прямых закруглённых на концах стержней, с выступающими в виде шипастых наконечников окончаниями на каждом зубце, с маленькими треугольными поворотными фиксаторами там же. Два последних приспособления затрудняли возможность клинку противника освободиться от захвата. Довольно широкие пазы часто на дне имеют дополнительные небольшие прорези. Кинжал снабжался гардой в виде длинных стержней, прямых, отогнутых кверху или в разные стороны. Часто, на таких кинжалах — как и на кинжалах дагах — на гарде имелось боковое кольцо, расположенное перпендикулярно клинку. Элементы гарды могли быть выполнены также ажурными. Иногда орнаментировалась плоскость клинка.
Некоторые исследователи полагают, что такая конструкция вряд ли даёт возможность сломать клинок противника. Однако зубцы вполне могли помочь поймать клинок и даже вырвать его из руки.
Назначение бокового кольца не совсем понятно. Оно могло иметь следующие функции: защита наружной стороны ладони, туда мог помещаться большой палец для придания большего усилия в момент слома или выкручивания захваченного оружия противника, для избежания выскальзывания при ношении за поясом, для создания единого стиля гарнитуры с основным оружием владельца.
Есть мнение, что все известные экземпляры данного оружия являются подделками. Тем не менее, на некоторых из них имеются следы мощных деформирующих воздействий.
- Подробности
- Категория: Новости главные
Генуэзская республика самоуправляемой коммуны имела столько разбросанных по Средиземноморью и её пределами заморских торговых владений, что её часто называли Генуэзской империей. В эпоху Крестовых походов Геную предоставлял свой флот для перевозок на Ближний Восток, где создала торговые форпосты. Это позволил о успешно конкурировать Генуи с Венецией. Заключив союз с Никейской империей, Генуя создала свои форпосты на островах Эгейского моря. Затем её владения появились на Черном море, включая Крым. Успешно шла экспансия в Западном Средиземноморье, в результате которой был получен контроль над Корсикой Сардинией и Сицилией.
Открытие морских путей в Новый Свете и экономический спад в Европе привели к постепенному угасанию Генуэзской республики. Набирающая мощь Османская империя вытеснила Геную из Восточного Средиземноморья.
В начале 16 века Генуя была оккупирована Францией. В дальнейшем, став союзником Испанской империи, началось возрождение Генуи. Местные банкиры открыли представительства в испанской Севилье. Фернан Бродель назвал период между 1557 и 1627 годами «Веком Генуи». Это стало возможным благодаря банкротству немецких банков, доминирующих в испанских финансах. Этим воспользовались генуэзские банкиры, предоставившие испанской короне кредиты в обмен на серебро из Нового Света. Но в 17 веке наступил век упадка Испании, с ним закатилась звезда Генуи, хотя она еще долго оставалась богаче Венеции.
- Подробности
- Категория: Новости главные
Практически все великие державы имели свои военные сословия, особые войска. В Османской империи это были янычары, в России — казаки. В основу организации корпуса янычар (от «ени чери» — «новое войско») легли две основные идеи: государство брало на себя всё содержание янычар, чтобы они могли все время посвящать боевой подготовке, не снижая боевых качеств в обычное время; создать профессионального воина, объединенного в военно-религиозное братство, вроде рыцарских орденов Запада. Кроме того, султанская власть нуждалась в военной опоре, преданной только верховной власти и никому более.
Создание корпуса янычар стало возможным благодаря успешным захватническим войнам, которые вели османы, что привело к накоплению у султанов больших богатств. Появление янычар связано с именем Мурада I (1359—1389), который первым принял титул султана и совершил ряд крупных завоеваний в Малой Азии и на Балканском полуострове, оформив создание Османской империи. При Мураде начали формировать «новое войско», которое впоследствии стало ударной силой турецкой армии и своего рода личной гвардией османских султанов. Янычары подчинялись лично султану, получали жалованье из казны и с самого начала стали привилегированной частью турецкой армии. Подчинение лично султану символизировал «бёрк» (он же «юскюф») — своеобразный головной убор «новых воинов», выполненный в виде рукава султанского халата, — мол, янычары находятся под рукой султана. Командир янычарского корпуса входил в число высших сановников империи.
Снабженческая идея видна во всей организации янычар. Низшей ячейкой в организации было отделение — 10 человек, объединенных общим котлом и общей вьючной лошадью. 8-12 отделений формировали оду (роту), имевшую большой ротный котел. В XIV столетии насчитывалось 66 од янычар (5 тыс. человек), а затем число «од» возросло до 200. Командир оды (роты) именовался чорбаджи-баши, т. е. раздатчиком супа; другие офицеры имели звание «главный повар» (ашдши-баши) и «водонос» (сака-баши). Название роты — ода — обозначала общую казарму — спальню; ещё подразделение называли «орта», т. е. стадо. По пятницам ротный котел посылался на кухню султана, где для воинов Аллаха приготовлялся пилав (плов, блюдо, в основе которого рис и мясо). Вместо кокарды, янычары втыкали спереди в свою белую войлочную шапку деревянную ложку. В позднейший период, когда корпус янычар уже разложился, митинги происходили вокруг войсковой святыни — ротного котла, и отказ янычар вкусить привезенный из дворца пилав считался опаснейшей мятежной приметой — демонстрацией.
Забота о воспитании духа была вверена суфийскому ордену дервишей «бекташи». Его основал Хаджи Бекташ в XIII веке. Все янычары были приписаны к ордену. В 94-ю орта символически зачисляли шейхов (баба) братства. Поэтому в турецких документах янычар часто называли «товарищество Бекташа», а янычарских же командиров «ага бекташи». Этот орден допускал определённые вольности, вроде употребления вина и содержал элементы немусульманских практик. Учение Бекташи упрощало основные постулаты и требования ислама. К примеру, делало необязательной пятиразовую ежедневную молитву. Что было вполне разумно — для армии в походе, да еще во время военных действий, когда от скорости маневра и движения зависел успех, такие задержки могли стать фатальными.
Казарма становилась своего рода монастырем. Орден дервишей был единственным просветителем и учителем янычар. Монахи-дервиши в янычарских частях играли роль войсковых капелланов, а также несли обязанность по увеселению воинов пением и шутовством. Янычары не имели родных, для них султан был единственным отцом и его приказ был священен. Они были обязаны заниматься только военным ремеслом (в период разложения ситуация в корне изменилась), в жизни довольствоваться военной добычей, а после смерти надеяться на рай, вход в который открывала «священная война».
Сначала корпус формировался из пленных христианских подростков и юношей 12-16 лет. Кроме того, агенты султана покупали на рынках молодых рабов. Позже за счет «налога кровью» (система девширме, то есть «набора детей подданных»). Им облагали христианское население Османской империи. Его суть была в том, что из христианской общины в рабы султана брался каждый пятый неполовозрелый мальчик. Интересен тот факт, что османы просто заимствовали опыт Византийской империи. Греческие власти, испытывая большую потребность в солдатах, периодически проводили принудительную мобилизацию в районах, населенных славянами и албанцами, забирая каждого пятого юношу.
Первоначально это был очень тяжелый и позорный налог для христиан империи. Ведь эти мальчики, как знали их родители, в будущем становились страшными врагами христианского мира. Хорошо обученные и фанатичные воины, которые были по происхождению христианами и славянами (в основном). При этом стоит отметить, что «рабы султана» не имели ничего общего с обычными рабами. Это не были невольники в цепях, которые выполняли тяжелые и грязные работы. Янычары могли достичь самых высоких постов в империи в администрации, в военных или полицейских формированиях. В более позднее время, к концу XVII века, корпус янычар уже формировался уже преимущественно по наследственному, сословному принципу. А богатые турецкие семьи платили большие деньги, чтобы их детей приняли в корпус, так как там можно было получить хорошее образование и сделать карьеру.
Несколько лет дети, насильно оторванные от родительского дома, проводили в турецких семьях, что заставить забыть дом, семью, родину, семью, изучить основы ислама. Затем юноша поступал в институт «неопытных мальчиков» и здесь развивался физически и воспитывался духовно. Там они служили 7-8 лет. Своего рода это была смесь кадетского корпуса, военной «учебки», стройбата и духовного училища. Преданность исламу и султану являлось целью этого воспитания. Будущие воины султана изучали богословие, каллиграфию, право, литературу, языки, разные науки и, конечно же, военное дело. В свободное от учебы время учеников использовали на строительных работах — главным образом на возведении и ремонте многочисленных крепостей и укреплений. Янычар не имел права жениться (брак был запрещён до 1566 г.), был обязан жить в казарме, молча исполнять все распоряжения старшего, а в случае наложения на него дисциплинарного взыскания, должен был, в знак покорности, поцеловать руку наложившего взыскание.
Система девширме возникла уже после формирования самого янычарского корпуса. Её развитие затормозилось во время смуты, наступившей после вторжения Тамерлана. В 1402 г. в битве при Анкаре янычарские и другие подразделения султана были практически полностью уничтожены. Мурад II в 1438 г. возродил систему девширме. Мехмед II Завоеватель увеличил число янычар и повысил им жалованье. Янычары стали ядром османской армии. В более поздние времена многие семьи сами стали отдавать детей, чтобы они получили хорошее образование и сделали карьеру.