Встретив на просторах сети Интернет молодого мастера Никиту, и увидев его работы, невозможно было удержаться от приобретения нескольких изделий в нашу коллекцию. Очень понравилось исполнение. Теперь одна из фибул будет красоваться на готском царском дружиннике из нашей галереи народов Крыма, а вторая с прикреплённым магнитиком отправится на магнитную доску в коллекцию магнитиков. Скоро новый рекорд, следите за новостями.

 

 

 

Реплика-стилизация готских фибул V-VI века, оригиналы найдены на территории Via flaminia, хранятся в Капитолийском музее Рима.


Фибулы (броши) были неотъемлемой частью женского костюма древних готов. Готы придавали фибулам различный внешний вид и богато украшали. В частности в культуре и ювелирном искусстве данного народа часто фигурирует образ птицы, в особенности орла, существа свободного, гордого, красивого и в то же время грозного.

 

 

 

Мемомагнетика (новый термин) - коллекционирование магнитов на холодильник. Именно так предложил называть это хобби один русский коллекционер магнитов. 

Приезжая в другой город, практически наверняка каждый из нас покупает на память магнит, но лишь единицы знают, как началась «магнитная» история. 
Идея использовать магниты в качестве так называемого держателя для открыток, записок и бумаг пришла в голову Джону Уитли, и было это в далеком 1954г. 
Первый же патент на крепление магнитов на холодильник получил в семидесятые годы XX века некий Вильям Циммерман, Сент-Луис, штат Миссури. Предприимчивый малый запантентовал маленькие магнитики с изображением мультипликационных героев, которые стали использоваться как оригинальный декоративный элемент. 
Вскоре красивые магниты стали использоваться в более практичных целях. 
Так, с их помощью маскировали дефекты и царапины на бытовой технике, крепили записки и напоминания. 
Количество магнитов стало расти как снежный ком, что стало одной из причин их коллекционирования.

Источник

 

Раннеславянские племена IV-VII веков. Полиэтнос. Иногда нижнюю дату удревляют до III в. - к этому веку относится керченская надпись, где мы впервые читаем Ántai (греч.) - анты.

 
 
Анты. Современное изображение. Здесь и дальше изображения из открытых источников.
 
Анты. Современное изображение. Здесь и дальше изображения из открытых источников.

Название анты встречается у византийских и готских историков VI–VII вв. Нередко речь в их сочинениях идет о прошлом. Так, готский историк VI в. Иордан рассказал о том, как живший в IV веке вождь остготов Германарих начал войну против венедов (славян), разбил их и включил в свой "союз". "Эти венеты, - пишет Иордан, ... - происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов" ("Гетика", или "О происхождении и деяниях гетов").

 
 
Изображение древнего славянина (склавины, см. надпись) из Евангелия Оттона III. 990 г.
 
Изображение древнего славянина (склавины, см. надпись) из Евангелия Оттона III. 990 г.

Анты уже в IV веке имели зачатки государственности. Тот же Иордан упоминает вождя Божа / лат. Boz, Booz, Box. О Боже известно, что он умер около 375 г.; само же существование вождя говорит о появлении знати и особой роли дружины, войска в племени. Из дружин со временем выделялись зажиточные люди. Археологи находят на местах расселения антов оружие, украшения. Анты были превосходными воинами; оружие воина-анта составляли два небольших копья, деревянные луки и стрелы. Анты находились на стадии разложения первобытного общества. Частная собственность уже была, а значит, существовало и имущественное расслоение.

 
 
Славянские воины
 
Славянские воины

Иордан, в частности, пишет о войне, которую вел против Божа остготскийкороль Витимир / готск. Widumers, его отождествляют с Винитарием, преемником Германариха из рода Амалов.

ДВА РИМА, ДВЕ ИМПЕРИИ. КОРОЛЬ ТЕОДОРИХ И ИМПЕРАТОР ЮСТИНИАН

Вначале готы даже терпели от антов поражение, но потом собрались и в 375 г. захватили в плен самого Божа, которого они называли королем(regemque eorum Boz - их <антов> короля Божа), а также его сыновей и 70 старейшин (primatibus) антов. Через год погиб и Витимир в другом сражении...

 
 
Готы. "Боевая песнь".
 
Готы. "Боевая песнь".

"Время Бусово" упоминается в "Слове о полку Игореве", а столкновение антов с готами подтверждается данными археологии: оно происходило на Левобережье Днепра, в ареале киевской археологической культуры.

"Эти венеты ... происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов,антов, склавенов", - написал готский историк VI в. Иордан в сочинении "Гетика" / "О происхождении и деяниях гетов".

 
 
Венеды. Современное изображение.
 
Венеды. Современное изображение.

Вернемся к древним авторам, а также к склавенам и антам.

Их родство отмечал византийский историк VI века Прокопий Кесарийский в книге "Война с готами": "Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других и единый язык, совершенно варварский. Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые. Образ жизни [их] грубый и неприхотливый, как и у массагетов, и, как и те, они постоянно покрыты грязью, - впрочем, они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте [своей] они сохраняют гуннский нрав".

Византийский историк - лицо, что называется, "заинтересованное". Это был период, когда славянские племена, увлекаемые полчищами гуннов, расселялись в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе и заселяли Балканы. Совместно с готами, сармато-аланами и другими племенами славяне нападали на дунайскую границу Византии (заметим, в период, когда императоры как раз предпринимали попытки восстановления империи).

ПОПЫТКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ: ВЫБОР РИМЛЯН

 
 
Анты, склавины, венеты. Реконструкция одежды и вооружения воинов / игра.
 
Анты, склавины, венеты. Реконструкция одежды и вооружения воинов / игра.

Откуда вы пришли, CЛАВЯНЕ?

Вот что еще Прокопий написал о славянах: "Эти племена, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. Равным образом и во всем остальном, можно сказать, у обоих этих вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы [военная демократия, скажем вслед за Энгельсом мы]... Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали “спорами”, как раз из-за того, думаю, что они населяют страну, разбросанно расположив свои жилища".

О единых обычаях и нравах склавинов и антов написано в "Стратегиконе"императора Маврикия /последнего династии Юстиниана, военном трактате конца VI-начала VII вв. Однако же о родстве данных общностей Маврикий ничего не пишет.

Анты уже в IV веке имели зачатки государственности.

Что говорит на эту тему археология?

К VI-VII вв. относятся две археологические культуры, которые отождествляются со славянами: пражско-корчакская и пеньковская. К первой из них относят словен, живших, согласно Иордану, между Дунаем, Днестром и Вислой, а ко второй, по всей видимости, относились жившие между Днестром и Днепром, на примыкающей к Черному морю территории, - анты. В VI или VII в. на территории расселения антов возник город Киев.

К VI-VII вв. сложились две отождествляемые со славянами археологические культуры: пражско-корчакская и пеньковская.

Археологи отождествляют с антами пеньковскую археологическую культуру. Ее ареал совпадает с территорией расселения антов, обозначенной в письменных источниках VI-VII вв.

Опять обратимся к Иордану: "Анты же - сильнейшие из обоих [племен, имеются в виду еще склавины] - распространяются от Данастра [Днестра] до Данапра [Днепра], там где Понтийское [Черное] море образует излучину; реки эти удалены одна от другой на расстояние многих переходов".

Создателями пеньковской культуры считаются потомки носителей черняховской культуры (из тех, кто сумел уцелеть после гуннского нашествия). Место зарождения культуры доподлинно не известно, предполагается, что изначально ее носители объединились на территории современной Украины - в среднем Поднепровье и на Левобережье Днепра, вплоть до Северского Донца, а в V веке племена пеньковцев расселяются на запад, на земли бывшей черняховской культуры, спускаются до низовий Дуная и занимают широкие территории современных Румынии, Молдавии, Украины.

Странные славяне северяне

 
 
Венеты, склавины и анты.
 
Венеты, склавины и анты.

Археологи отождествляют с антами пеньковскую археологическую культуру.

Вопрос - были ли "пеньковцы" славянами?

Споры археологов о принадлежности антов к славянам связаны с различием двух культур.

 
 
Черняховская культура. Находки
 
Черняховская культура. Находки

Так, советский и российский археолог-славист И.П. Русанова категорически отрицала соотнесение пеньковской культуры со славянами, т.к. ее памятники НЕ похожи на памятники достоверно славянской пражско-корчакской культуры. Она считала, что язык населения, которое называли анты, может, и был славянским (но не ранее VI века), тем не менее, оно сохраняло свои этнографические особенности и только в VII веке полностью растворилось среди славян. Филологи подтверждают эту точку зрения на основании бездиалектности славянского языка. Отсутствие диалектов приводит к выводу, что ни одна существующая одновременно с пражско-корчакской археологическая культура не может являться славянской. Кем бы ни являлись по происхождению анты,славянами они были ассимилированы только в VI веке.

 
 
Пеньковская культура. Височные кольца и другие украшения
 
Пеньковская культура. Височные кольца и другие украшения

Так кто же они, анты?

Название антов многие ученые связывают с иранцами (О.Н. Трубачёв, Б.А. Рыбаков, В.В. Седов, и др.). Замечено, что оно очень похоже на древнеиранское antas - конец, крайantyas - то, что находится на краю, осетинское attiiya - задний, сзади. Получается, анты - живущие на окраине / украйне, жители пограничных районов. Правда, такое значение плохо соотносится с употреблением индоевропейского аnt (лат. ante, англ. end): этот и.-е. корень никогда не использовался для обозначения пограничной области / украйны (для этого был другой корень - marg, отсюда лат. margoмежа, нем. die Mark - граница, и др., включая маргинал в нашем языке).

Вот еще: в "Лангобардских анналах" (VII в.) упоминается какая-то странаАнтаиб. Ее на пути из Южной Прибалтики в Паннонию должны были пройти лангобарды; есть, кстати, версия о принадлежности антов к западным балтам.

В-общем. общепризнанной этимологии названия анты в настоящее время нет. Пока ясно одно: название анты - неславянское.

По мнению ряда ученых, анты были ассимилированы славянами только в VI веке.

Т.е. "иранская версия" хромает, но остальные представляются еще менее правдоподобными. Название анты (поскольку Иордан связывал антов с венедами) выводили из и.-е.*ven- - мокрый, влажный, связывали с племенем вятичей (*vętě>вѧтҌ, *vętьskъ(jь)>вѧтьск(ий), *vętitji>вѧтичи). Еще менее правдоподобной представляется "тюркская версия", которой придерживался советский ученый В.В. Мавродин: анты - от тюркского antклятва, присяга, соответствует монгольскому anda - побратим. Может быть, этимологически тут что-то и выводится, однако же сторонники этой этимологии не дали ни одного исторического примера использования этого имени в качестве племенного названия.

Земля антов - украйна??

Откуда пошло название УКРАИНА?

А еще имеем в виду, что название анты, как и дошедшие до нас имена их вождей, известны нам в древнегреческой, латинской, готской интерпретациях; каково было их самоназвание или как звучали их имена на самом деле - все это находится на уровне филологической реконструкции.

Общепризнанной этимологии названия анты в настоящее время нет.

Ну а что известно-то?

Вот, например: в 602 году племенной союз антов подвергся захвату со стороны аваров, и часть антов вошла в состав Аварского каганата. Союз распался, а название анты после этого перестает упоминаться в источниках.

Источник

 

Материал: бронза, литьё. Ранние сарматы (прохоровская археологическая культура), IV-VI в.в. до н.э. 
Без признаков использования по целевому назначению: следов копоти, нагара нет. 
Однозначно: казан в погребении - признак статусности, однако в общепринятые инсигнии власти степных аристократов, как предмет, его не включают. Бытует мнение, что казан - это некий символ нерушимого воинского братства. Дружина в походе собирается вокруг очага, вместе осуществляет приём пищи из одного котла, проникаясь чувством "плеча" собратьев по оружию не только в бою, но и в минуты отдыха. Была попытка дифференциировать казаны на скифские и сарматские по конфигурации и расположению ручек: вертикальные - скифские, а горизонтальные, грибовидные, как в данном случае - сарматские. Почти на всех казанах Евразийской степи от Минусы до Дуная, в верхней части тулова, наваривались проволочные полоски, иногда зигзагообразные, иногда прямые. Это не шов и не ребро жёсткости. Здесь интерпретация линий уходит в плоскость семантики (так не любимой мною) и олицетворяет собой пожелание достатка и сытости, которые должны всегда наполнять главную посуду кочевника - котёл.

Текст: К. Плотников
#скифы #сарматы #индоевропейцы

Источник

 

 

Эти стеклянные сосуды разных форм, размеров и цветов были найдены в Помпеях - древнеримском городе, который засыпало при извержении вулкана Везувий в 79 году.
 
Несмотря на непрочность стекла, оказалось, что в земле, вернее, в окаменевших продуктах извержения оно может храниться практически вечно. Две тысячи лет точно.
 
Кроме того, как мы уже знали по фрескам и мозаикам, древние римляне очень широко использовали стеклянные сосуды в быту - от приготовления и подачи еды до декора помещений и ритуальных нужд. Количество найденных в засыпанном городе сосудов исчисляется сотнями. Частью из них можно полюбоваться в археологическом музее Неаполя.