На месте современной Анапы более 2000 лет назад стоял античный город Горгиппия — юго-восточный форпост Боспорского царства. Оно объединяло земли Керченского и Таманского полуостровов с прилегающими территориями на Северном Кавказе. Свое название греческий полис получил по имени сына царя Сатира I — Горгиппа, который присоединил эти земли, принадлежавшие племени синдов, к Боспорской державе.

Город Горгиппия был не только торговым и ремесленным центром, но также пограничной крепостью и одним из самых крупных портов царства. В настоящее время древнее поселение вместе с некрополем находится под центральной частью курорта Анапа. Многочисленные археологические находки фиксируют существование эллинского города на этом месте с V века до н. э. по III век н. э. — когда Горгиппия погибла в результате вражеского нашествия и на этом закончился античный этап ее истории.

 

Бронзовая монета называемая в древности "Гомереум", чеканка древнегреческого города Смирна. Диаметр -22 мм. Вес - 8.5 г. На аверсе профиль Аполлона - покровителя искусств, на реверсе изображен сидящий Гомер. Интересно то , что на монете изображена скульптура стоявшая на площади в Смирне. Этот город один их семи претендовавших на право называться родиной Гомера. По описанию монеты Гомер сидит и держит в руках свиток. За ним посох. Слепой поэт и свиток? Зачем слепому свиток с текстом? Посмотрел литературу. Герман Хафнер в книге "Выдающиеся портреты античности" не утверждает, что Гомер был слепым. А считает, что это убеждение возникло еще в древности из-за приписываемой Гомеру скульптурной головы старца с закатившимися глазами. Историк Томас Хакилл в книге "Греческое наследство" анализирует "Илиаду" Гомера и приходит к выводам что Гомер мог в юности быть воином. Так как отлично знает и в деталях описывает доспехи гоплитов характерные для его времени - VIII век до нашей эры. Свои знания военного дела Гомер переносит на архаичную эпоху Трои в XII век до нашей эры. "Слепоту" Гомера Томас

Кахилл объяснят тем , что в "Одиссее" описан слепой пиит-сказитель, с древности это описание относили к самому Гомеру, считая этого персонажа автопортретом автора эпических поэм.
Если на скульптуре изображенной на монете города Смирны - самой вероятной родины Гомера, сказитель держит свиток - значит его легендарная слепота не очевидна. В любом случае в молодости и зрелости Гомер должен был быть зрячим. Его описания сражений очень яркие и детальные. Монета как бы лишает образ Гомера слепоты. Такая вот версия после изучения сопутствующих эпохе материалов.

Страбон конкретно упоминает об этом выпуске бронзовых монет из Смирны, когда, обсуждая город, он говорит: "Здесь также есть библиотека; и "Гомереум", четырехугольный портик, содержащий святилище и деревянную статую Гомера; ибо смирнейцы также предъявляют особые претензии на родину поэта и даже свою бронзовую монету назвали - “Гомереум" (Strabo, Geographica XIV , I.37, transl. by H.C. Jones, The Geography of Strabo , VI [Loeb, 1960], pp. 245-247). Это весьма редкий случай, когда название монеты упоминается у античных авторов - относительно конкретного города! Еще из любопытного: Смирна упоминается в Книге «Откровение Иоанна Богослова» как одна из семи Церквей Апокалипсиса. «То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию». Также название Смирны имеет одно происхождение с названием ароматической смолы Мирры, неоднократно упоминаемой в библейской книге Исход (30:23) и др. книгах Библии.

Томас Кахилл в книге "Греческое наследство" утверждает: современный лингвистический анализ "Илиады" и "Одиссеи" указывает на то, что они были записаны на основе более древнего эпоса. Причем автор (предполагается это Гомер) выбрал только два эпизода из множества сюжетов. Остальное осталось лишь в коротких цитатах древних авторов. Причем "Илиада" это условно "молодой" Гомер - по изложению, стилистике и отношению к жестокости, а "Одиссея" - ее автор сентиментальный человек в возрасте. "Одиссею" могли дописывать уже ученики Гомера.

Так что свиток у Гомера на монете , может указывать на то , что поэт был вполне зрячий, а если и потерял зрение, то в глубокой старости, когда имел уже своих учеников и последователей, которые продолжили его дело сохранения древних эпических сказаний.

 

---


 

А знаете ли вы:

Что древнегреческие скульпторы раскрашивали свои творения? Краска, конечно, не выдержала испытания временем, но современные технологии позволяют увидеть статуи такими, какими они были созданы. Такая работа 25 лет ведется в Германии под руководством проф. Винцента Брикмана. В лучах ультрафиолета становятся видны мельчайшие следы фрагментов краски, а инфра- и рентгеноскопия помогают археологам выяснить, из каких составляющих была создана та или иная краска. Оказывается, волосы статуй были желтыми или коричневыми, для передачи ощущения живого тела краску соединяли с воском и наносили на обнаженные участки, а одежда была не только ярких цветов, но и богато орнаментирована. Причем иногда использовали символические цвета, например, гривы коней могли быть красными или зелеными. Приходится признать, что даже икона вкуса – Парфенон – имел раскрашенные фронтоны и капители.

Еще в конце XVIII века французский ученый Кэтримэр де Кинси обнаружил на древних статуях следы красочного слоя, и в течение всего XIX века люди искусства не могли с этим смириться. Художники сами ездили на раскопки в Геркуланум, уж очень не хотелось лишаться благородного белого идеала. Ведь белый мрамор считался символом превосходства Западной цивилизации. Белоснежная греческая скульптура стала символом достижений свободной личности и для философов Просвещения и для отцов-основателей американской нации (вспомните Белый дом).

Много столетий люди восхищались игрой теней на мерцающем мраморе, и даже сейчас, точно зная, что античные статуи и здания не были белыми, нам трудно отказаться от этого эстетического заблуждения.

 

Приблизительная карта 10-летнего путешествия Одиссея во время событий "Одиссеи". Иллюстрация: Энциклопедия всемирной истории.