Древнегреческие атлеты хранили ароматические масла в очень симпатичных терракотовых сосудах - арибаллах. Эти небольшие, 6-7-сантиметровые «флаконы» носили, судя по изображениям на краснофигурных вазах, на ремешках на запястье.
 
В музеях мира сохранилось немало образцов этих сосудов, выполненных в форме головы воина в шлеме. Чаще всего такие арибаллы датируются VII - VI вв. до нашей эры, то есть концом так называемого архаического периода. А изготавливались сосуды чаще всего мастерами из Ионии - полисов на побережье Малой Азии (Эфеса, Милета, Фокеи и других), - а также с островов Эгейского моря (в частности, Родоса и Хиоса). Хотя были исключения: в сети археологов попадались арибаллы, сделанные в Коринфе.
 
Кстати, у эллинских женщин были собственные арибаллы, но, конечно, не виде солдатских голов, а зачастую куда изысканней (фото 8 и 9). Емкость для масла могли, например, украсить раковинами моллюска или придать форму богини.
 

 

С древнейших времен в жизни человека особое место занимали украшения. В 5-7 веках н.э. бытовало несколько видов украшений: нагрудные застежки – сюльгамы, эполетообразные пряжки, украшения с шумящими подвесками. В 9-11 веках украшениями отделывались головные уборы, одежда, обувь.

В 10-13 веках кузнецы ювелиры знали литье, ковку и волочение проволоки. Отливались предметы в односторонних и двусторонних каменных (из известняка) и мягких формах, ковались браслеты, серебряные листы. Практиковалась чеканка изделий. Отдельные изделия покрывались резными узорами (пряжки, пластинчатые браслеты). Была распространена позолота серебряных и медных предметов. Из материалов, служивших для изготовления украшений, особо почиталось серебро. Нужно отметить, что указанные предметы использовались не только по прямому назначению – украсить костюм, они служили так же неким условным знаком, который был понятен членам отдельного сообщества. Украшения подчеркивали возраст, социальное, семейное и имущественное положение. Кроме того, они использовались в качестве оберегов.

Издавна люди одухотворяли природу. В древнейших языческих верованиях солнце, деревья, птицы, животные имели свой магический смысл.

Символом Солнца были знаки, изображающиеся в виде кругов, крестов, ромбов, розеток. Птица считалась воплощением света, жизни, всего сущего. Изображения дерева жизни, двух птиц или животных, предстоящих перед деревом, служило знаком семьи, рода. Воплощением образа женщины, олицетворением семьи и плодородия было символическое изображение утки. Со временем древние символы утратили свое культовое значение, приобретая сказочный характер в фольклоре и декоративно прикладном искусстве.

К концу 17 столетия указом царского правительства было запрещено чувашам и марийцам заниматься серебряных дел мастерством, чтобы они не имели возможности изготавливать оружие, которое им категорически запрещалось продавать. В результате этого марийцы не могли изготавливать даже металлические украшения, которые в большом количестве пользовались спросом у марийских женщин.

Этот указ был отменен в конце 19 века, но навыки в обработке металлов у марийцев исчезли, и они продолжали приобретать необходимые им металлические вещи, начиная от орудий труда и заканчивая различными побрякушками, нашиваемыми на женские одежды. Под влиянием тюркоязычных соседей в украшениях горных марийцев все большее место начинают занимать монеты. Блестящие монеты являлись символом солнца, считалось, что звон серебра отгоняет злых духов. Полученные за продажу товаров серебряные монеты в оборот не пускались, в основном их использовали для изготовления женских украшений. Украшения накапливались в семье десятилетиями, передавались по наследству от матери к дочери. Украшения были собственностью жены, муж на них не имел права. Если женщина умирала вскоре после свадьбы, украшения передавались ее роду.

В 19 веке правительство запретило сверление монет, что явилось одной из причин широкого использования имитаций монет, чеканки и металлических бляшек. Кроме серебряных монет, их имитаций и металла, при изготовлении украшений широко использовались бусы, бисер, пуговицы, цепочки, бахрома, кисти, раковины каури. Каури за сходство со змеиной головой называли ужовками. Их привозили из тропических стран арабские и персидские купцы, приезжавшие в Поволжье для обмена и торговли. Каури ценились наравне с серебром, драгоценными камнями и служили денежной единицей. Стеклянные бусы и бисер служили заменителем натурального речного жемчуга и кораллов. На оживленные волжские базары они попадали из Венеции и Богемии, а крупный бисер, напоминающий кораллы, привозили из Бухары. Стеклянные бусы продавались на вес. Драгоценные камни в марийских украшениях практически не использовались.

 

Источник

 

Не хочу вас шокировать, но, судя по всему, древние люди умели летать. Нет, у них не было крыльев, и ангелы здесь совершенно не при чём. В древних Китае и Индии сохранились письменные источники, которым тысячи лет, описывающие в точности, как выглядит наша планета, если смотреть на неё из космоса. Удивительно, не так ли? Мы все знаем, что первым человеком, полетевшим в космос, был Юрий Гагарин, и он описал Землю оттуда. Но, это произошло не тысячи лет назад, а всего 62 года назад.

Откуда же тогда древние философы и астрономы могли об этом знать? Неужели фантазировали и попали прямо в точку? Вряд ли. К тому же многие древние постройки ориентировались строго по некоторым созвездиям. Чтобы столь точно передать, фактически, звёздную карту в инженерном плане на земле, необходимо совершить полёт и осмотреть, например, комплекс Гизы с высоты полёта самолёта хотя бы.

Гораздо интереснее геоглифы. Их, вообще, находясь на поверхности нашей планеты невозможно увидеть. Они будут выглядеть как дороги или насыпи. А единая картина открывается лишь, если подняться ввысь, словно птица. В противном случае, их было бы не разглядеть. Значит, кто-то в древние времена мог это делать – взлетать и любоваться.

Причём, не нужно думать, что геоглифы находятся только в Перу. Отнюдь. Да, на плато Наска, действительно, находится огромное количество гигантских изображений, но, как выяснилось, они не самые большие в мире. Геоглифы находят на Урале. Самый большой имеет размер 350 метров на 450 метров. Также их обнаружили на Кольском полуострове, в Крыму, Хакасии, Башкирии.

Недавно учёные сделали открытие, удивившее весь мир. В Индии нашли самый большой геоглиф в мире – его протяжённость почти 12,5 километров. Спустя несколько месяцев аналогичные формации открыли в Боливии, Китае и Монголии. Интересно то, что их возраст насчитывает от 5 и до 25 тысяч лет. Древнейшие геоглифы, по мнению экспертов, находятся на Урале и в Индии.

Зачем их создавать, если никто не увидит? Или древние арт-художники решили потратить огромное количество времени, чтобы мы с вами смогли любоваться их творениями? Абсурд, по-моему. Я скорее поверю, что у какой-нибудь (а может и нескольких) цивилизаций существовали технические средства полёта. В Индии – это виманы, в Китае – драконы, в Египте – облачные диски, в Южной Америке – солнечные диски, у арабов – ковёр-самолёт, а у славян – пресловутая ступа Бабы-Яги. Вы ведь слышали мнение, что в сказках ложь, да в них намёк. Мог кто-то в допотопной древности летать. И для них, вероятно, создавались геоглифы.
Источник
 

 

Все мы знаем о походе отважного Ясона к берегам далекой Колхиды, где он мечтал найти золотое руно. Легендарное путешествие до сих пор будоражит воображение писателей, кинематографистов и является предметом исследования ученых.

Колхида - это нынешняя Грузия. В те времена, как полагают ученые, у жителей Кавказа был довольно-таки интересный способ добывать золото в реках.

Мираж изо льна
Они натягивали шкуру убитого барана, привязывали концы к брускам и опускали это приспособление в воду. Частицы золота, которые поднимались со дна течением, оседали на шкуре. После чего ее просушивали и собирали благородный металл. На самом деле шкура с частичками золота под лучами солнца представляла собой изумительное зрелище. Многие чужеземцы, видевшие это, вероятно, и создали миф о цели путешествия Ясона.

Но вряд ли греки финансировали довольно опасное путешествие только ради нескольких грамм золота, которое они в итоге соскребли со шкуры убитого животного. Думается, что речь шла о более дорогостоящей вещи, которая ценилась выше желтого металла. А что на тот момент было наиболее дорогостоящим товаром? Оказывается, льняная ткань.

История льна уходит в далекое прошлое. Мумии фараонов Египта были завернуты в льняные бинты, которые сохранились до наших дней благодаря не только специальным бальзамам, но и свойствам льна: льняные бинты, в которые были завернуты мумии, сохранили через тысячелетия прочность и эластичность.

Плащаница, в которую было завернуто тело Иисуса, была льняной.

Во времена Троянской войны тонкая льняная пряжа стоила примерно в 5-6 раз дороже самого драгоценного металла, а тончайшая ткань и изделия из нее - в 30-35 раз дороже.

Погоня за красотой
У Геродота, Страбона и Плиния Старшего узнаем, что в Древней Греции лен рос неказистый, волокно из него получалось низкосортное, ткани грубые. И тем не менее потребность в льноводстве была огромна, потому что все свободные женщины Эллады любили одеваться в льняные ткани, а знатные предпочитали к тому же лишь тонкие и дорогие, для чего эллины в огромном количестве закупали лен в Египте.

Лен в древности высоко ценился, стоимость рубашки из льняного полотна определялась по всеу: на одну чашу весов клали изделие, а на другую золото.

А качество льна, выращиваемого в Колхиде в древние времена, было выше всяческих похвал.

Черноморское льняное волокно, пряжа и тончайшие ткани развозились во все страны Древнего Востока. А в самом мифе описывается не добыча золота, а самая древняя на земле технология мочки льна. Берут сноп льняной соломки - вещь недорогую - и погружают его в реку. Через определенное время, когда соломка превращается в треску, сноп вынимают, и после соответствующей обработки он превращается в тончайшее льняное волокно, производство которого было строго засекречено.

В пользу этой версии говорит и такой эпизод из мифа, в котором Ясон прячет украденное под рубашкой. Попробуй-ка вы так же незаметно протащить под тонким одеянием тяжелую, усеянную золотыми зернами баранью шкуру. А вот льняное полотно - можно.

Но стоит ли строить специальный корабль, скликать со всей Греции герое, чтобы привезти домой один рулон пусть даже очень дорогого льняного полотна? Конечно, нет. А вот для того чтобы добыть для страны, где умеют делать только грубое полотно, секрет изготовления ценного тонкого - да.

Но для этого нужно не полотно, а человек, знающий технологию его изготовления.

Поэтому не случайно возникает имя царской дочери Медеи. Ведь в древности ценнейшие технологические операции, составляющие богатство страны, производилось обычно в храмах. А их рецепты являлись тайной и хранились жрецами. И именно такой жрицей храма Гекаты, посвященной в тайны изготовления тончайшего льна, была, похоже, Медея. Именно для ее похищения была организована экспедиция аргонавтов. А их предводитель Ясон - молодой красивый грек - легко справился со своей миссией ловеласа. Он сделал вид, что любит Медею, и та бросила ради него родину, стала убийцей брата, а главное - увезла с собой и тайну изготовления тонкого льняного полотна.

Единственное, чего не могли предвидеть древние греки, так это то, что климат Греции не позволял выращивать необходимые для изготовления тончайшего полотна сорта льна.

Источник

 

В середине III в. до н.э. пираты кавказского побережья — ахеи, зиги и гениохи продавали людей, захваченных в плен, в рабство на рынках рабов в Боспорском царстве. На полученные от продажи людей деньги, пираты покупали оружие, посуду, украшения греческого производства из средиземноморья.

Во время археологических раскопок на месте античных городов Крыма, археологи находят гипсовые и стеклянные греческие сосуды, краснофигурные и чёрнофигурные керамические вазы, глиняные статуэтки богини земли Деметры, легендарного героя Геракла в младенческой колыбели.

В 1975 году во время строительных работ в Анапе (древнегреческой Горгиппии) случайно был обнаружен античный склеп II – III веков нашей эры. Археологи назвали находку — «Склеп Геракла», так как в склепе был найден барельеф Геракла и много золотых украшений, боспорских и греческих монет. Боспорские монеты свидетельствуют о торговле ахеев, зигов и гениохов с Боспорским царством, со столицей в Пантикапее (Керчь).