Инфографика из журнала Военная История.

Источник

 

Необычным памятником расцвета торговли в период расцвета торговли в Римской империи между I и III вв. является 45-метровый холм Монте Тестаччо (Гора черепков) в Риме. Почти целиком он состоит из керамических обломков амфор, в которых в остийский порт ввозилось вино, оливковое масло, рыбный соус и другие продукты из провинций. Поскольку везти назад пустые амфоры было нерентабельно, их разбивали и утилизировали таким образом. Раскопки обнаружили определённый порядок в том, как были уложены черепки: отдельно донца амфор, отдельно горловина и ручки. Объем Монте Тестаччо примерно 580 000 м3 материала, согласно современным подсчётам они принадлежат примерно 53 млн. амфор. Интересно, что около 30 процентов найденной здесь керамики происходит из южной Испании, более половины амфор были привезены из Африки.

Многие амфоры содержат клейма и другие знаки нарисованные на их поверхности (picti), которые предоставляют немало информации об их происхождении, характере и объеме груза, и перевозке.

Надписи на масляной амфоре типа Dressel20 середины II века из Encinarejo Bajo, провинция Кордова, древняя Бетика, может являться примером. На ней стоит штамп, на котором указано имя владельца керамической мастерской (LSAR), и надписи, нанесенные на амфору перед отправкой. Надписи расположены всегда одинаково и включают следующую информацию:

№1 – масса амфоры: 101 римский фунт (=33 кг)
№2 – имена предпринимателей: ll(duorum) Ivlior(um) Cosmi et Fausti (двое Юлиев Cosmus и Faustus)
№3 – масса залитого масла: CCVWI: 216 римских фунтов (=70 кг)
№4 – инспекция фиска
Commodo et Laterano cos (154 г.)
R(ecognitum) XXVIII CCXVI/
Flavianae AAs - Hermeros
Т.е. проверено в пункте 28, Гермером из таможенного пункта Флавианы, содержит 216 фунтов масла. Осмотр склада. XX: 20

В эпоху Северов имена частных торговцев были за редкими исключениями заменены именами императоров. На ручках амфор Dressel 20 из Бетики появляются штампы с формулой “AVGGGNNN” и “AVGNNN”, которые читаются как “Aug(ustorum) n(ostrorum) (trium)”, а именно Септимий Север, Каракалла и Гета, три Августа, которые были владельцами предприятий по изготовлению амфор и их транспортировке. Сами мастерские (figlinae) известны под названиями Barba (№ 1), Ceparia (№ 2) и Pat (-1 (№ 3).

Также на амфорах с маслом Tripolitana III из Ливии есть штампы с аббревиатурами “AVG” (№ 4) со ссылкой на Септимия Севера, “AVGG” (№ 5) со ссылкой на Септимия Севера и Каракаллу и “AVGGG" (№ 6) со ссылкой на Септимия Севера, Каракаллу и Гету. Как и марки Dressel 20 из Испании, триполитанские марки показывают, что амфоры и масло были собственностью империи.

В 214, а затем постоянно с 217 г. в позиции №2 на амфорах появились слова “Fisci rationis patrimoni provinciae Baeticae” (№ 1-3). Эта фолрмула свидетельствует о том, что во время транспортировки в Рим была непосредственно задействована “казна управления императорского имущества провинции Бетика”. Соответствующая надпись остается до середины 3-го века, однако после 235 года снова появляются имена частных торговцев (или судовладельцев).

Консульская дата в положении №4 отражает год, когда масло из соответствующих районов было отправлено в Рим

 

Источник

 

Авгу́р — член почётной римской жреческой коллегии, выполнявший официальные государственные гадания для предсказания исхода тех или иных мероприятий по ряду природных признаков, поведению, полёту и крикам птиц.

Публичные гадания в Древнем Риме разрешалось проводить лишь членам коллегии авгуров. Она была учреждена первым римским царем Ромулом для ауспиций — птицегадания.

Должность авгуров являлась пожизненной. Первоначально их число ограничивалось тремя. Юлий Цезарь увеличил численность до 16.

В обязанность им вменялось давать советы чиновникам и военачальникам на основании знамений. Ни одно военное предприятие или реформа не обходились без предварительного обращения к авгурам. До IV в. до н. э. в состав авгуров могли входить лишь патриции. Принадлежность к авгурам рассматривалась как признак знатности, поэтому далеко не все из членов коллегии обладали способностями к предсказаниям.

Источник

 

В наше время все спокойно относятся к тому, что люди вне зависимости от пола и возраста носят кольца. Это обычный аксессуар, ничего выдающегося в нем нет. Но раньше кольцо было символом...

Во времена палеолита появились первые так называемые кольца или перстни. Были они сделаны из костей животных, конского волоса или трав. Их носили не как украшения, а как амулеты от сглаза или для удачи на охоте, в качестве талисмана. В данной статье хочу вам повидать о самых древних кольцах и перстнях-печатях.

Первое упоминания печаток мы находим в Древней Месопотамии и в Древнем Египте. Кольца с рельефом для оттиска в то время показывали статус и богатство носящего. Личная печать нужна была каждому состоятельному гражданину, так как благодаря отпечаткам она охраняла личную собственность и ею скрепляли различные договоры и документы.

 
 
Печать в виде жука-скарабея.
 
Печать в виде жука-скарабея.

Самые ранние печати, найденные на территории Крыма, относятся к VII—VI вв. до н. э. и представляют собой перстни восточного типа с рельефом в виде жука скарабея; эти печати были копированием искусства египетских мастеров. Они имеют вращающуюся металлическую дужку. Носили такие печати где угодно: на шее, на ноге.

 
 
1- Золотой плетеный перстень IV в. до н.э. с сердоликовым египетским скарабеем; 2 - Золотой перстень с египетским скарабеем в виде щитка; 3 - Перстень со скарабеем из кургана Большая Близница.
 
1- Золотой плетеный перстень IV в. до н.э. с сердоликовым египетским скарабеем; 2 - Золотой перстень с египетским скарабеем в виде щитка; 3 - Перстень со скарабеем из кургана Большая Близница.

Например, найденные в скифских курганах перстни и кольца находили в количестве более пяти на одной руке, это было нередко, а вот в греческих погребениях находили всего один перстень.

Самые простые, на мой взгляд, кольца - скрученная кружком проволока, у которой концы стержней грубо обрублены, иногда заходят один на другой. Большинство из них сделаны из бронзы, иногда попадаются из серебра. Золотые находились, в основном, в богатых курганах - например, в Толстой могиле. Такого плана кольца находил мой друг, но тогда мы не поняли, что это за деталь, и просто его выкинули. Видимо, очень зря!

 
 
Проволочные кольца.
 
Проволочные кольца.

Существуют еще интересные, на мой взгляд, виды. Проволока здесь свернута во множество спиралек, количество витков примерно около десяти, иногда встречаются перстни со змейками на концах.

 
 
Спиральные перстни.
 
Спиральные перстни.

Было найден также еще много видов перстней. Вот, например литые перстни с овальным щитком, где дужки заходят друг на друга. Они выполнены из золота. Изображены на них собака, бык грифон и баран. Археологи уверяют, что эти перстни выполнены греческим мастером.

 
 
Четыре золотых перстня.
 
Четыре золотых перстня.

В античное время, в IV в. до н. э. перстни с камнями, так называемыми геммами, на вращающейся дужке, исчезают, появляются металлические перстни с каменной вставкой-печатью на щитке, сосуществующие с традиционными цельнометаллическими перстнями.

 
 
1 - Марс(бог войны), серебро; 2 - орел, сердолик, серебро; 3 - воин, яшма, серебро; 4  - Фортуна, яшма, золото; 5 - лев, гранат, золото; 6 - воин, яшма, серебро; 7 - Асклепий(бог медицины), сердолик, серебро; 8 - коза, сердолик, серебро; 9 - Фортуна, сердолик, золото; 10 - Фортуна, сердолик, золото.  Кольца, найденные на территории Херсонеса и Пантикапея.
 
1 - Марс(бог войны), серебро; 2 - орел, сердолик, серебро; 3 - воин, яшма, серебро; 4 - Фортуна, яшма, золото; 5 - лев, гранат, золото; 6 - воин, яшма, серебро; 7 - Асклепий(бог медицины), сердолик, серебро; 8 - коза, сердолик, серебро; 9 - Фортуна, сердолик, золото; 10 - Фортуна, сердолик, золото. Кольца, найденные на территории Херсонеса и Пантикапея.

Эволюция типов каменных печатей и металлических перстней - это практически искусство. Впоследствии появляются металлические перстни с листовым щитком, происходит замена крупных архаических перстней. Археологи новый вид колец называют понтийским.

 
 
1 - конь и грифон, золото; 2 - олень и пантера, золото; 3 - воин-перс; 4 - лань, золото; 5 - голова богини, золото; 6 - лев, серебро; 7 - лев, золото; 8 — Даная(мать Персея); 9 - Ника(богиня победы), золото; 10 - восточный перстень, золото.
 
1 - конь и грифон, золото; 2 - олень и пантера, золото; 3 - воин-перс; 4 - лань, золото; 5 - голова богини, золото; 6 - лев, серебро; 7 - лев, золото; 8 — Даная(мать Персея); 9 - Ника(богиня победы), золото; 10 - восточный перстень, золото.

В время расцвета перстни, сочетающие металлическую оправу и каменную печать, поначалу были массивными. Мощная выгравированная печать была окружена в гнезде перстня. В дальнейшем все элементы изделия становятся миниатюрнее и изысканнее.

 
 
Римские золотые перстни с каменными вставками и печатями.
 
Римские золотые перстни с каменными вставками и печатями.

Если внимательно присмотреться, мода возвращается, большинство найденных колец тех времен имеют свои копии на прилавках ювелирных магазинов и так же сильно привлекают внимание. Мастерство ювелиров постоянно совершенствуется, дизайн колец становится лучше и лучше, но если знать, с чего все начиналось, становится более интересно. Не так ли?

Дарья Гуменюк

 

Древнегреческие атлеты хранили ароматические масла в очень симпатичных терракотовых сосудах - арибаллах. Эти небольшие, 6-7-сантиметровые «флаконы» носили, судя по изображениям на краснофигурных вазах, на ремешках на запястье.
 
В музеях мира сохранилось немало образцов этих сосудов, выполненных в форме головы воина в шлеме. Чаще всего такие арибаллы датируются VII - VI вв. до нашей эры, то есть концом так называемого архаического периода. А изготавливались сосуды чаще всего мастерами из Ионии - полисов на побережье Малой Азии (Эфеса, Милета, Фокеи и других), - а также с островов Эгейского моря (в частности, Родоса и Хиоса). Хотя были исключения: в сети археологов попадались арибаллы, сделанные в Коринфе.
 
Кстати, у эллинских женщин были собственные арибаллы, но, конечно, не виде солдатских голов, а зачастую куда изысканней (фото 8 и 9). Емкость для масла могли, например, украсить раковинами моллюска или придать форму богини.