1 октября музей-заповедник открывает новую тематическую выставку ‒ «Сокровища Южного пригорода Херсонеса Таврического». На ней посетители смогут ознакомиться с результатами грандиозных раскопок, прикоснуться к истории и культуре древнего города и узнать о его существовании в разные эпохи. Ждем всех желающих!

Создание историко-археологического парка на территории Южного пригорода Херсонеса потребовало проведения масштабных раскопок, в ходе которых было обнаружено около 2 миллионов артефактов. В комплексной археологической экспедиции принимают участие сотрудники Института истории материальной культуры РАН, музея-заповедника «Херсонес Таврический», Государственного Эрмитажа, Института археологии Крыма РАН, Севастопольского государственного университета и непубличного акционерного общества «Наследие Кубани». Самые интересные находки ученых с 1 октября можно будет увидеть в малом зале Античной экспозиции.

На новой выставке в Херсонесе Таврическом представлены образцы посуды и высокохудожественной греческой вазописи, украшения из камня, бронзы, стекла и кости, нумизматические и эпиграфические памятники. Удивительным образом сохранившиеся и тщательно отреставрированные кувшины, кубки, тарелки и кружки предстанут свидетелями давно ушедших эпох. Утонченные стеклянные бальзамарии – сосуды, применявшиеся для хранения парфюмерных масел, бусины, браслеты и кольца поведают нам о том, как жители города умели привносить красоту в повседневность. О похоронных обрядах херсонеситов расскажут многочисленные погребальные стелы и надгробия, среди которых можно увидеть захоронения знатных женщин, воинов и государственных мужей.

Выставка, размещенная в малом зале Античной экспозиции музея-заповедника, будет открыта для посетителей до 29 января 2023 года. Приглашаем всех желающих ознакомиться с удивительными археологическими находками!

График работы выставки «Сокровища Южного пригорода Херсонеса Таврического»: ежедневно с 9:00 до 17:00, понедельник – выходной.

Цена билета: для взрослых – 200 рублей, для учащихся до 16 лет – 100 рублей, для граждан льготных категорий и детей до 7 лет вход бесплатный.

До встречи на выставке «Сокровища Южного пригорода Херсонеса Таврического» в малом зале Античной экспозиции!

Источник

 

Римские стригили. В древнем мире мыло использовалось для стирки и лечебных целей, но обычно оно не применялось для купания до конца 200-х годов н. э.


А до тех пор римляне, как и греки до них, очищали себя, натирая тело маслом и абразивом, таким как мелкий песок или молотая пемза. Затем они использовали стригиль, обычно сделанный из бронзы, чтобы соскрести масло и грязь. Изогнутое лезвие стригила соответствовало форме тела, а его вогнутая форма отводила маслянистый осадок.

Римляне наносили ароматные масла с мелким песком на кожу и соскребали их потом стригилем. Стригиль – металлический серповидный инструмент для очищения тела, который использовали до изобретения мыла.
Источник
 

 

Дополненная реконструкция итальянского тяжелого пехотинца конца 14 века, иногда называемого павезаре (pavesare), около 1370 года.

Источник

 

 

Основной целью было получение максимального количества данных о старом маршруте именуемом "римской военной дорогой" для определения античных путей для снабжения и переброски подкреплений, которые могли быть построены солдатами и использоваться римской армией для этих целей. То есть если быть точным то вопрос звучал так была ли данная дорога построена римлянами как via militares..

Изначально мы планировали пройти полный маршрут от Балаклавы до Гаспара. Однако после двухдневного контрольного прохода маршрута стало ясно что нам просто не успеть за 3 дня и пройти маршрут и произвести все необходимые измерения. Поэтому было решено убрать из прохода по маршруту движение по шоссейным дорогам и увеличить время движения и работы на самой старой дороге и перевале. Это был очень интересный опыт. Пришлось выдвигаться на точку, оставлять там щиты и все что нужно для лагеря, брать инструменты и заниматься замерами на дороге. Далее возвращаться, грузится и двигаться дальше. И так от точки к точке. Вверх вниз и обратно. И это отнимало много времени. Удивило и строение самого полотна. Когда мы дошли до места где "явно видно дорожное покрытие из камней" выяснилось что данное покрытия представляет собой закладки ям между выступающими материковыми выступами. Причем отсыпка ям изначально производилась землей, и потом сверху закладывались колотым камнем и таким образом по материковым выступам дорогу просто выравнивали. Дешево просто и не требует геодезических измерений.. Своего рода ямочный ремонт. Здесь не наблюдалось ничего подобного строению римской дороги. У римлян методы дорожного строительства были довольно прогрессивными даже с точки зрения наших дней. Сначала на местности выкапывалось углубление, и производился водоотвод, а затем начиналась укладка слоёв. Обычно использовались материалы, добытые из местных источников. В основание, как правило, укладывали крупные каменные блоки (statumen — подпора, устой), затем насыпался слой гравия (rudus — обломки камней, щебень) и завершающий слой (summum dorsum верхняя поверхность). Последний слой состоял из песка, земли и мелкого камня, который хорошо утрамбовывался. Мощёные пути составляли относительно небольшую часть от общей протяжённости дорожной системы. Общей чертой римских дорог была выгнутая поверхность, способствовавшая тому, что дождевая вода стекала в дренажные канавы, не задерживаясь на поверхности. Промеры линзы полотна сохранившихся участках показали что на данной дороге линзы нет. ни на одном из участков. В общем дорога преподнесла много сюрпризов.

Источник

 

 

 

Развитие европейских "доспехов" на протяжении веков.
Иллюстрация: Британская энциклопедия.

Источик