В современном турецком языке есть устойчивый фразеологический оборот – «перевернуть котёл». В переводе на язык родных осин это означает «поднять восстание» или «начать бунт» – особенно, если такие слова используются по отношению к вооруженным силам. «Балтийские матросы в Кронштадте перевернули котел против советской власти», - так бы могли сказать про событие российской Гражданской войны наши соседи через море турки. «Батальон восток перевернул котел…», - шучу, конечно.

 
 
Почему янычары переворачивали котел, когда начинали восстание?
 

Фраза пошла из ранней истории Османской империи, и возникла в связи с традициями янычарского войска. Когда его бойцы поднимали мятеж (а их за историю этого вооруженного формирования было очень много), солдаты в первую очередь переворачивали котел. Что они хотели этим доказать?

В каждой традиционной культуре ритуалы совместного питания имеют очень большое значение. На пирах средневековых западноевропейских феодалов старались сажать каждого встречного-поперечного – всех вассалов, рыцарей, дружинников, слуг, крестьян – каждого, кто в данный момент находился в замке.

В допетровской Руси существовала система местничества, согласно которой бояре получали административные звания при дворе. На основании ее же они садились трапезничать на пирах – ближе или дальше от государя. Даже выросшие вместе люди у нас называли себя однокашники – имелось ввиду, что они вместе много каши съели.

У тюрок существовала сходная система. Если точнее, то у огузов, предков основателей Османской империи, социальное неравенство было невелико. Был верховный вождь, имелась племенная знать – не более того. И эта система тут же устаревала, если эти кочевники уходили в другой конец земли либо поступали кому-то на службу.

 
 
Почему янычары переворачивали котел, когда начинали восстание?
 

В процессе монгольского завоевания державы хорезмшахов Чингисхан ударил по местным тюркским племенам. Большое и разветвленное племя кайы было разделено. Его малая часть, всего 500 шатров (т.е. 500 воинов или 500 семей), прошла с боями через весь Иран и Малую Азию. Во главе них тогда стоял простой человек по имени Эртогрул, отец будущего султана Османа.

Поскольку их было всего пятьсот бойцов, там не было ни знати, ни дворянства. Человек считался великим душой, если он имел возможность прокормить народ. Неудивительно, что совместное принятие пищи у них имело некое духовное значение. Если ты разделил с посторонним хлеб-соль, то автоматически вы оба должны вести себя хоть немного прилично.

Если же ты получал еду от «большого человека», то между вами была установлена мистическая связь. Кто смотрел сериал «Игра престолов», может вспомнить интересный момент, когда Бриенна Тарт поступала Сансе Старк на службу. «Клянусь, что у тебя всегда будет место у моего очага и мясо и мед за моим столом», - так звучал текст присяги со стороны феодала.

У турок-османов такая традиция сохранилась очень хорошо. Бойцы янычарского корпуса величали султана «отцом, который нас кормит», начальника полка именовали «подавальщиком супа», а подчиненные ему офицеры носили звание «старшие повара». Частью янычарского костюма были высокие войлочные шапки, внутри которых вставляли ложки. Отдельный котел был у каждой роты, и он являлся аналогом европейского знамени. Вместе с ним шли в бой, и потерять его считалось огромным позором.

 
 
Почему янычары переворачивали котел, когда начинали восстание?
 

Как считается, главный котел, богато украшенный драгоценными камнями и золотом, был подарен янычарам лично Хаджи Бекташи – основателем исламского религиозного ордена, суфии из которого следили за нравственным состоянием янычар. Правда, он жил за столетие до основания корпуса, но такова уж легенда того сурового времени.

Почему же янычары опрокидывали котел?

Ну, в поздние времена им было установлено денежное содержание. Можно было самому покупать еду, можно было централизованно питаться в казарме. Но каждую пятницу, в священный для мусульман день, запускали на полную мощность кухню султанского дворца Топкапы. Имамы произносили главную недельную молитву и славили действующего повелителя правоверных. В этот день солдаты символически принимали от монарха еду, показывая, что готовы служить ему и что находятся под его покровительством.

 

А опрокидывание котла означало восстание. Янычары отвергали султанский дар и разрывали с ним духовные связи. Это всегда вело к тому, что кто-то из них отправлялся на тот свет: либо действующий правитель, либо инициаторы бунта. История показывает, что чаще было первое, чем второе. Однако же, последнее опрокидывание котла, которое состоялось в 1826-м году, закончилось ликвидацией янычарского корпуса. И многие из его бойцов тогда отправились к Тому, в Кого верили.

Источник