У меня было уже несколько статей о древнегреческих гоплитах, но вот флота я касаюсь редко. Причем не только древнегреческого, а вообще любого. Сегодня исправим это недоразумение и начнем с диеры.
Диера – это греческое название. Куда известней римский вариант названия – бирема. Этот тип корабля можно по праву назвать одним из самых распространенных в древнегреческом флоте. Появились диеры довольно рано – еще в VII веке до Р.Х. И сразу завоевали господствующее положение на несколько веков. В чем же была причина?
Бирема – первый корабль у греков, созданный для морского боя. То есть, те корабли, что были ранее, униремы, являлись однопалубными. Их главным преимуществом была скорость и развивалась она путем размещения парусов и гребцов. Как ускорить корабль еще больше? Древние задавались этим вопросом, но решение не находили. При удлинении корабля для размещения дополнительных гребцов, увеличивалась и масса корабля. Скорость падала, что сводило на нет удлинение. Конструкция видоизменялась, пока не было придумано неплохое решение – разместить гребцов в два яруса.
Примерно с созданием бирем, вырос необходимый уровень профессионализма. Теперь команда была не просто воинами, которые добирались на корабле, а моряками, чья работа была управлять кораблем. К слову, рабов на веслах у древних греков не было – работа требовала безумной слаженности, которой у рабов быть не могли. Гребцы, кстати, получали так же, как гоплиты.
Вооружался корабль тараном или двумя таранами. Обязательным был подводный, иногда был надводный. Весла в два яруса тоже были важным элементом защиты корабля – огромное их количество смягчало удар корабля противника в борт. Диеры доминировали в морских сражениях, пока не появились триеры, но диеры все еще продолжали использовать – как, своего рода, легкие крейсера.