Вокруг НИХ полно спекуляций. Куча народов хочет видеть их прямым предком. Зачем?

 
 
Карта расселения скифов. Источник – https://i.ytimg.com/vi/CD8TpCI9nno/maxresdefault.jpg
 
Карта расселения скифов. Источник – https://i.ytimg.com/vi/CD8TpCI9nno/maxresdefault.jpg

 

1. В зависимости от того, кому вы верите (Геродоту или археологам) существует 2 представления о похожих кочевниках, названных Σκύθης. В узком («геродотовском») понятии это племена, у которых миграция проходила с помощью кибиток, чьи воины на конях. Жили по среднему и нижнему Днепру и в Крыму. То есть занимали даже не все Причерноморье. В широком («археологическом») понятии «скифами» можно считать всех, чей материальный комплекс связан со «скифской триадой» (мечом, конским снаряжением и «звериному стилю»). Здесь «скиф» всего лишь условное обозначение…

 

2. В эллинских полисах ИХ именовали «скиф», в Передней Азии – «ашкузи», в Средней Азии – «савдараты», «саки» и «массагеты». В районе Инда – «шака». Однако сами себя степняки обозначали как «сколоты» (у приведенного автоэтнонима тоже пока нет единой внятной этимологии). К тому же стоит помнить, что в последнем случае речь идет именно о скифах «геродотовского» круга, чьи географические рамки описаны выше. Как себя звали «люди скифской триады», проживающие восточнее (до границ Монголии) мы никогда не узнаем. Хотя то, что они образом жизни были схожи со сколотами, много раз упоминается в «Истории» названного греческого хрониста. Он описывает более 10 народов, о которых ему сообщали сколоты Ольвии. Даже о «сказочных» (почитайте)...

 

3. До сих пор идут споры, откуда грекам мог прийти в голову термин Σκύθης. Большинство историков и лингвистов знают, что его корень касается стрельбы или рубки мечом. Лишь одна треть поясняет, что переводить лексему следует «шалаш» или «кибитка» (скит). Увы, у этого вопроса тоже никогда не будет истинного (то есть одного единственного) ответа…

 
 
Образец декора «звериного стиля». В рога оленей заплетается пейзаж на заднем фоне, а копыта переходят в… траву. Источник – https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/11/BeltBuckleOrdos3-1CenturyBCE3.JPG
 
Образец декора «звериного стиля». В рога оленей заплетается пейзаж на заднем фоне, а копыта переходят в… траву. Источник – https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/11/BeltBuckleOrdos3-1CenturyBCE3.JPG

 

4. Скифы не могли быть предками одних только славян и, тем более, русских. Специалисты популяционной генетики нашли характерный для них материал у всех народов – от уйгуров на востоке до восточных немцев на западе. Причем, в одинаковых пропорциях.

 

5. Скифы не могли иметь единой внешности! Антропологи (мастера пластической реконструкции) в могильниках (от Днепра до границ Южной Сибири с Монголией) обнаружили европеоидные, монголоидные черепа, а еще продукт ассимиляции этих рас (останки «туранидов» и «уралидов»). Люди сходного типа хозяйства и единого материального комплекса не обязательно должны быть похожи внешне. Глобальная мода была всегда.

 

6. Люди «звериного стиля» не обязательно общались только на языках иранской группы ИЕ-семьи (как принято считать еще со времен советских историков). На такой речи, скорее всего, балакали лишь те, с кем входили в контакт разные носители античной цивилизации. Этот факт подтверждает всего 20 слов (что, в общем-то, мало). На каком языке передавали друг другу информацию наездники-уралиды и наездники-тураниды (а, может, и те, кто жил западнее – между Волгой и Уралом)? Они могли быть предками современных наций алтайской лингвистической семьи. Ну а почему бы и нет?

 
 
Типичные скифы нынешней Украины и Крыма, судя по изображениям на предметах, изготовленных для степных соседей эллинов. Источник – https://i.ytimg.com/vi/22Zrbmk8q78/maxresdefault.jpg
 
Типичные скифы нынешней Украины и Крыма, судя по изображениям на предметах, изготовленных для степных соседей эллинов. Источник – https://i.ytimg.com/vi/22Zrbmk8q78/maxresdefault.jpg

 

7. Часть исследователей доказывает, что «народность» сама изготовляла свои удивительно реалистичные по декору («звериным» и бытовым изображениям) вещицы. Но это не так. Для европейских представителей племен скифского круга указанную красоту создавали греки (уже добившиеся в 5-4 веках до нашей эры совершенства в металлообработке). А вот за Доном упряжь, амуниция, гребни и сосуды содержат довольно условные (грубые) изображения тех самых сцен и символики, чью совокупность и окрестили «звериным стилем». Кочевникам не с руки было заниматься ювелиркой. Подумайте сами.

 

8. Еще одно заблуждение связано с тем, что к киммерийско-скифо-сарматскому кругу относят одних кочевников. И их «армия» была исключительно конной. Но сам «отец истории» указывает: были «скифы-пахари». Археологи обнаружили их городища. А в 3 веке до н.э. это – настоящие крепости. Любой скотовод проходит 3 стадии – мобильного кочевника, пастуха отгонного скотоводства (стационарного), владельца комплексного (аграрно-скотоводческого) хозяйства. Поздние единоплеменники Геродота заметили, что у скифов была пехота. Часть ее даже исполняла функции полиции в некоторых греческих городах-государствах (один грек не имел права бить другого). Да и скифские лучники в мире кочевников не самые страшные (по изображениям сценок и останкам стрел реконструкторы поняли: скифская стрела могла убить человека разве что точным попаданием в глаз).

 
 
Скифы глазами ролевых реконструкторов из прославленного общества «Антропогенез». Источник – https://clck.ru/aqYeB
 
Скифы глазами ролевых реконструкторов из прославленного общества «Антропогенез». Источник – https://clck.ru/aqYeB

 

9. По поводу идиомы «фарна» существуют разногласия. Группа исследователей считает, что скифы верили не в Ареса (Меч), а в удачу (Фарну).

 

10. Северная граница расселения скифов не обязательно доходит до будинов (так могли звать иной народ). Но в своих походах скифы доходили до Германии…

Источник