Это самые большие курганы на земном шаре. Они находятся в 12-15 км к северу от древнего города Сарды на обширном плато, которое носит турецкое название - Бинтепе или Тысяча холмов. Здесь, под гигантскими земляными насыпями спят вечным сном правители и аристократия Лидийского царства, могущественного государства в 7-6 вв. до н.э. контролировавшего почти всю Малую Азию. Эти люди держали в страхе приморские города греков, крушили полчища киммерийцев и скифов, бросали вызов великой Персидской империи.
Эти курганы больше любых других земляных сооружений на земле, например, курган царя Алиатта, что на фото ниже, существенно выше любой из знаменитых китайских пирамид, его высота почти 70 метров, что превышает пирамиду первого китайского императора Цинь Шихуана на 20-30 метров. Лидийские курганы больше фригийских из Гордиона и больше любых скифских курганов от Карпат до Алтая.
Курган царя Алиатта - самый большой на земном шаре.
Курганный некрополь Бинтепе, это не какая-то точка на карте, это обширное плато, которое тянется на 20 км с востока на запад и на 10 км с юга на север. Поэтому, до сих пор даже неизвестно общее число курганов в некрополе. Их количество постоянно "колеблется" в пределах сотни, одни исследователи пишут о 90 курганах, другие считают, что их 120.
Некрополь Бинтепе.
Немного углубимся в суть вопроса, чтобы иметь представление о данном месте и об истории Лидийского царства. Когда-то я писал о истории происхождения фригийских курганов в Гордионе, с ней перекликается и история лидийских "земляных пирамид". Есть все основания предполагать, что именно фригийцы повлияли на погребальные традиции Лидии, так как она входила в состав Фригии в 8 в. до н.э. Фригийцы строили гигантские курганы и лидийцы переняли у них эту эстафету, только несколько видоизменив конструкцию погребений. Дело в том, что фригийские тумулусы при всем их влиянии на лидийские, серьезно отличаются подкурганной частью. Их погребальные камеры были сплошь деревянными, а главное, они не имели дромосов, специальных коридоров, ведущих к гробницам. Фригийские курганы, в большинстве случаев, возводились для одного человека, их конструкция не предполагала последующего использования погребальных камер. У лидийцев все внутренние конструкции возводились из камня, и покойников скорее всего размещали внутри не сразу.
Вход в лидийскую гробницу.
Курганы видимо использовались для захоронения целой семьи, по мере умирания ее членов, т.е. погребальные камеры периодически вскрывались и туда клали еще одного родственника. Правда, известны и исключительно индивидуальные лидийские захоронения в курганах.
К сожалению, нормально отснять лидийскую погребальную камеру у меня не получилось, ибо выбранный для этой цели курган оказался с плохо сохранившимися внутренними помещениями. Но все равно, общее представление он дает.
Этот курган на фото внизу весь в красных маках, а за ним, вдалеке, виднеется самый большой курган некрополя, принадлежащий царю Алиатту. Кажется, что до него рукой подать, но на самом деле, туда идти и идти по целине, просто он из-за своих размеров сильно нарушает перспективу.
Дромос кургана сделан из огромных, но плохо обработанных камней, особенно внушают каменные плиты потолка. К сожалению, в самой погребальной камере они не выдержали нагрузки и рухнули (или им помогли рухнуть).
Первое помещение после коридора возможно и есть погребальная камера. Как правило, стандартная лидийская гробница имела один коридор и одну комнату для погребения. В большинстве случаев, небольшую - примерно 3 на 2,5 метра. Но могла быть еще и "прихожая", т.е. две камеры на одной линии, или целый лабиринт из коридоров и камер, как в крупных царских курганах, типа гробницы Алиатта.
Здесь мы наблюдаем непонятно что - помещение внутри бесформенно из-за земли заполнившей камеру, и продолбленных в стенах нор. Можно не сомневаться, что эти лазы оставили грабители могил. Скорее всего, именно из-за их деятельности и рухнули перекрытия. Такие ходы пробиты во все стороны. Внутри камеры абсолютный ад - ползает тьма насекомых, земляной потолок может в любой момент обвалиться, поэтому я не стал искушать судьбу и выбрался наружу.
У подошвы соседнего кургана видно нагромождение крупных каменных блоков, возможно это начало дромоса уходящего вглубь. Большой курган в этой паре имеет приличный размеры - диаметр 90 метров, высота минимум 15 метров. Такой размер имело большинство царских курганов скифов на юге Украины и в Крыму.
Несмотря на то, что большинство курганов в Бинтепе было исследовано, неизвестно кому конкретно они принадлежали. Почти все гробницы были ограблены еще в древности, поэтому различных артефактов здесь нашли немного, также мало было надписей. Более менее идентифицированы только два крупнейших кургана - царя Алиатта (потому что он самый большой, и о его размерах писал сам Геродот) и царя Гига, основателя династии Мермнадов (была найдена надпись с его именем).
Хотя если углубляться в историю Лидийского царства, вопрос - "кому принадлежат курганы?", становится намного более интересным. Как я писал выше традиция курганостроения пришла в Лидию скорее всего из Фригии, но вот непонятно откуда она появилась у фригийцев. Дело в том, что раскопки фригийского Гордиона показали, что древнейший курган в тамошнем некрополе - тумулус W, датируется примерно 800 г. до н.э., и ничего неизвестно о более ранних фригийских курганах. Зато известно, что именно в это время столица Фригии Гордион подверглась серьезному опустошению и пожару. Т.е. возможно возникновение огромных курганов в Гордионе связано с приходом неких неизвестных племен, которые, уничтожив старых правителей Фригии, начали новую династию - для них и стали возводить гигантские могильные холмы. Курганный некрополь в лидийских Сардах как ни странно появился при схожих с фригийскими обстоятельствах. Г. Ханфман, археолог длительное время изучавший некрополь Бинтепе, настаивает на том, что первые курганы возвели здесь не ранее времен царя Гига (Гигеса) 680-640 гг. до н.э.
Царь Гиг - основатель династии Мермнадов, имел как известно весьма темное происхождение. По свидетельству античных историков, он был то ли пастухом, то ли дружинником прежнего царя Кандавла, убив которого он и пришел к власти. Гиг прославился своими войнами с киммерийцами. Правда прославился он скорее в негативном смысле, потому что именно при его правлении киммерийцы захватили столицу - Сарды и заодно убили самого Гига. Это то, что мы знаем от греческих историков, а от археологов мы теперь знаем, что именно при Гиге начали строить погребальные курганы рядом со столицей Лидии. Получается, что в обоих случаях эта традиция появлялась в центральных областях Малой Азии с приходом неких завоевателей, и есть все основания полагать, что этими завоевателями были кочевые племена киммерийцев
Киммерийцы в 8-7 вв. до н.э. господствовали в центре Малой Азии, они захватили фригийский Гордион, убив его легендарного царя Мидаса, они же захватили лидийские Сарды, убив царя Гига (Гигеса), они держали в ужасе греческие города на побережье. Мы не знаем точно когда и откуда пришли киммерийцы, первое упоминание о них сохранилось у урартов - в конце 8 в. до н.э. урартский царь Руса I потерпел поражение от народа гимирру, в коих исследователи и усматривают легендарных киммерийцев.
Их страна, по мнению клинописных табличек, сначала находилась в Закавказье, а затем районе Каппадокии и носила название Гамирр, созвучное самоназванию киммерийцев. Армяне даже в средние века называли Каппадокию страной Гамирк. У грузин самоназвание киммерийцев - гимиру, сохранилось в грузинском слове гмири, что означает - великан, богатырь. На данный момент является доказанным, что киммирийцы и скифы имели схожую культуру, поэтому когда древние историки пишут о великих скифских завоевательных походах на Ближнем Востоке, подразумеваются и киммерицы в том числе.
Эти походы отразились даже на страницах Ветхого Завета. Библейские пророки многократно упоминают кочевую угрозу с Севера.
Вот я приведу на вас, дом Израиля, народ издалека, народ сильный, древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его - как открытый гроб; все они - люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой; съедят сыновей твоих и дочерей твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечем укрепленные города твои, на которые ты надеешься (Иеремия, 5, 15-17).
Курган Алиатта, отца царя Креза.
Есть все основания полагать, что и ужасные ветхозаветные Гог и Магог - это образное упоминание именно киммерийцев в Малой Азии. Особенно интересно здесь имя Гог, в котором небеспочвенно видят царя Лидии Гига. Примечательно, что имя лидийского царя вроде бы сражавшегося против кочевников, у библейских пророков соединено с именем Магог, в котором все античные историки (например, Иосиф Флавий) видели кочевников скифов, более того, он их странным образом возглавлял.
Сын человеческий! Обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество. и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! и пойдешь с места твоего, от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное.(Книга пророка Иезекииля. Глава 38.)
В отрывке отображены титулы правителей Лидии - Гог, князь Рош, Мешеха и Фувала , слово Рош переводится как «голова, главный» (еврееск. רֹאשׁ ) или «великий», но вот Мешех и Фувал - это реальные земли, входившие в Лидийское царство. Мешех, это видимо земля мушков, т.е. Фригия, а Фувал, это позднехеттское гос-во Табал, находившееся на границе Малой Азии и Сирии. Ну, а земля Магог - это владения скифов-киммерийцев - наверно, это и Каппадокия, и вообще Центральная Анатолия, которые входили в Лидийское царство.
Интересен и контингент, который вел с собой лидийский царь, по мнению библейского пророка - многие народы с тобою, все сидящие на конях , т.е. речь идет о войске кочевников-коневодов.
На горизонте курган самого царя Гига.
Взаимоотношения оседлых и кочевых сообществ в Малой Азии, очень напоминали взаимоотношения Древней Руси с хазарами, печенегами и прочими. Казалось бы, стороны постоянно воевали друг с другом, но эти войны нисколько не мешали древним анатолийским государствам увеличиваться в размерах. Как известно, с самого начала расцвета Лидии при Мермнадах в 7 в. до н.э., нижний город в Сардах был взят штурмом киммерийцами, а сам основатель династии царь Гиг был убит. При этом, этот факт нисколько не замедлил захват самими лидийцами территории Фригии и Каппадокии, которые к тому времени давно были подвластны кочевым племенам киммерийцев.
Руины храма Кибелы в Сардах. На заднем плане гора акрополя города.
Создается впечатление, что цари Фригии и Лидии не столько страдали от кочевников, сколько контролировали их, используя отряды всадников для захвата территорий. Даже греки признавали, что сильной частью лидийского войска была конница, а не пехота.
Лидийские всадники. Рельеф из столицы Лидии города Сарды, 6 век до н.э.
В связи с этим, царь Гиг мог быть действительно властителем всех малоазийских кочевников, а его убийство и последующие войны правителей Лидии с киммерийцами можно рассматривать как эпизоды гражданской войны внутри их обширного государства. Также весьма вероятна этническая близость между киммерийцами и аристократической верхушкой Лидии. Об этом может косвенно свидетельствовать, наличие двух погребальных традиций в Лидии - традиция возведения земляных курганов над захоронениями и традиция вырубания гробниц в скалах, которую многие исследователи (например, тот же Г. Ханфман) считают истинно лидийской и вообще анатолийской, здесь также можно вспомнить скальные гробницы Ликии . Ведь именно погребальные обряды являются важнейшими этническими маркерами в ранних сообществах.