.

Материал сей писан по просьбе постоянного Читателя (Дмитрий Ших — жму лапу!), считаю тему вполне занятной и любопытной. Сегодняшнее историческое расследование посвящено древнему Крыму, его первой государственности. «Наперстки» придется двигать весьма активно. Ведь история первых народностей Полуострова — мгла времен и тьмы спекуляций политических. Поэтому ставим простую, геополитически веселую задачу: кому (по исторической справедливости) нужно в ООН заявления писать, земли предков себе взад требовать, ага…

Первые разумные существа

появились на Полуострове … где-то 300-250 тыс. лет назад. Звались неандертальцами. Археология пещер Южного берега Крыма (около дюжины стоянок) подтверждает: это ашельская эпоха (ранний палеолит). Самая популярная точка — Киик-Коба у реки Зуя. Возраст стоянки 150-100 тысяч лет. Этим в ООН ничего не обломится, увы.

После неандертальцев в эпоху позднего палеолита (38 тыс. лет назад) — появились кроманьонцы. Вполне себе современные типажи. Стоянки найдены в долине Бельбека и над рекой Кача. Как утверждают ученые — древний Крым эпохи позднего палеолита был весьма людной территорией, абсолютно все побережья были заселены.

Между палеолитом и неолитом есть один спорный момент. Называется он Всемирный Потоп из Ветхого Завета. Примерно 5600 лет назад приключился. Некоторые специалисты (исключительно с американскими паспортами) утверждают: Средиземное море прорвало «заглушку» в районе Гибралтара, пополнило Мировой океан. Благодаря этому возникло Азовское море и Крымский полуостров. Тема жаркая в научных кругах, пока туда не впиливаюсь, ибо в науке геологии — долдон с куцым текущим самообразованием. Через годик косноязычно поспорим, ага.

Неолит Крыма приходится на 5500-3200 гг. до нашей эры. Археология фиксирует использование глиняной кухонной утвари, первые поделки из металлов. Тому подтверждение — полусотня неолитических стоянок открытого типа. То есть, народец коренной стремительно выбирается из пещер и гротов, осваивает активно степную часть полуострова и предгорья. Самое известное местечко — «Долинка» и «Таш-Аир».

Середина 4 тысячелетия до нашей эры знаменуется широким использованием меди, коренное население переходит в непродолжительную эпоху «энеолита», плавно перетекшую в «бронзовый век». Крым уже заставлен погребальными курганами, активность оседлого земледелия точно фиксируется на Керченском полуострове, в долине реки Салгир, полностью освоен северо-западный Крым.

(Иллюстрация из открытых источников)

Устройство и развитие общества

вполне традиционное для всех уголков Евразии. Со времен кроманьонцев меняется семейный уклад, дрейфует к родовой матриархальной общине. Большие сообщества родственников (до сотни особей) начинают осознавать проблемы близкого кровосмешения, эти шалости становятся табуированы. Молодых мужчин отправляют на «невестин промысел» в другие общины. Мертвых хоронят в гротах и пещерах с личными вещами. Поздний палеолит хорошо очерчен культом «женщины-матери». Ритуальное использование скелетов животных говорит о зачатках анимизма-тотемизма.

Потом наступает эпоха «лука и стрел», крымчане практикуют охоту, собирательство, уже приручены собаки, появляются загоны для молодняка диких коз, лошадей и кабанов. Искусство отражено в наскальной живописи, миниатюрной скульптуре. Покойников начинают предавать земле, связывая в скорченном положении. Захоронения ориентированы на Восток.

Потом происходит «неолитическая революция». Появляется многочисленный домашний скот, зачатки земледелия, первые гончарные ремесла. В конце неолита домашняя утварь уже тонкостенная, с хорошим орнаментом. По черепкам понятно — во всю прогрессирует обменная торговля.

Наступает эпоха мужчин. Найдены целые кладбища, где мертвые обсыпаны красной охрой, украшены бусами из костей и зубов оленей. Женские могилы очень бедны артефактами, мужские — на порядки богаче. Однако жители Крыма эпохи позднего неолита продолжают поклоняться женским божествам: условно их называют «Дева-Охотница» и «Мать Плодородия». Они наиболее полно оформились в античности.

(Иллюстрация из открытых источников)

Самая поздняя

«недокументированная» эпоха Крыма фиксируется стремительным развитием общества. Появляются дома с глинобитными полами и очагами, каменными стенами. Вполне отчетливо видны прото-города, окруженные фортециями с невысокими каменными стенами-оградами. Настенная живопись становится сложной и массовой, покойников начинают предавать огню, прах хоронят в искусно сделанных ящиках. Они покрываются трехцветными геометрическими орнаментами. Возводятся некие культовые места, загадочные вертикальные стелы Крыма. Называются они «менгиры». Аналогии можно найти в европах, так поклонялись Богу-Солнцу. Но вот…

Появляются киммерийцы,

первые документально подтвержденные владельцы полуострова. Их и назначим в правообладатели… Первые следы обнаруживаются на стыке двух великих эпох: окончание «бронзового века» — начало раннего «железного». Как во всем северном Причерноморье — наступает эра этого загадочного народа. Следы киммерийцев смутны, спорны, еле различимы, предмет наукоемких дискуссий и спекуляций.

С ними нас знакомят античные авторы. Тоже крайне несведущи, кстати. Дошли немногочисленные отрывочные сведения. Абсолютно все — полулегендарного характера. Строить на таком нарративе серьезные утверждения — впасть в тяжкий грех «чудинизма арийского». Объективности будет — ни на понюх табаку. Что-то размытое (но спорное) можно строить по следам киммерийцев. Как они запомнились «сменщиками» в Причерноморье и пострадавшим народам — вплоть до восточного Средиземноморья.

Самое первое, что точно к ним относится, — название Керченского Пролива. Его многие века упорно именовали Боспором Киммерийским. Греки и римляне античности также хорошо знали землю «Киммерию», город Киммерик, гору Киммерий. И целый ряд созвучных локаций.

(Иллюстрация из открытых источников)

Если кратко

брать в анализ записи Геродота — киммерийцы были кочевым народом. Владели всеми степями Северного Причерноморья и Крымом до прихода воинственных скифов.

«И теперь в Скифии есть Киммерийские стены, есть и Киммерийские переправы, есть и страна с названием Киммерия, есть и Боспор, именуемый Киммерийским». Киммерийцы же, обитавшие у Южного моря, под натиском скифов покинули страну».

Четко фиксируется период азиатских походов киммерийцев: между 722 и 715 гг. до нашей эры. Почти сотню лет они непрерывно атакуют Переднюю Азию, Ближний Восток. От киммерийцев страдают абсолютно все государства и народы. Археология согласно кивает — тому подтверждением многочисленные глиняные таблички с упоминанием имени свирепого народа. Присутствие киммерийцев зафиксировано в Ассирии, Мидии и Лидии совершенно точно.

Неизвестно, какими силами, с какими целями они добрались даже до восточного побережья Средиземного моря. Около 650 г. до н.э. киммерийцев громят вторгшиеся в Азию скифы. Через полусотню лет непрерывных войн они откатываются к городу Синопа, уступая новым захватчикам почти все свои степи. Около 600 г. до нашей эры солнце киммерийцев окончательно закатилось — их добивает лидийский царь Алиатт. Больше в исторической литературе прямых указаний на народ такой не встречается.

Теперь более подробно,

нарратив литературный с археологией будем стыковать, узнать пытаясь историю легендарных степняков. Появились в Северо-Восточном Причерноморье — в VIII—VII вв. до нашей эры. Если опираться на Геродота, экспансия их была остановлена на Балканах, в землях Фракии. Этноним «киммерийцы» впервые появился в древнегреческой литературе у Гомера:

«Там страна и город мужей киммерийских. Всегдашний сумрак там и туман».

«Киммериец», как этнический термин, потом использовался античными авторами всех эпох — для обозначения степных причерноморских племен. Дошло до того, что во II веке уже новой эры в сочинениях они полностью демонизируются. А сердце «киммерийской земли» — это врата в Преисподнюю, окруженные ледяным потусторонним миром. В любом случае — это первый организованный в государство народ Восточной Европы.

(Иллюстрация из открытых источников)

Происхождение этнонима

«киммерийцы» — спорная сфера. Самые популярные в научной среде версии таковы. Первая — слово произошло от финикийского — «тёмный». Вторая — могло припожаловать из ведического санскрита, как «Хима» (Нima). Переводится — «зима, холодный». Именно так сформировано название «Гималаи» (Himalaya — «обитель снегов»). Греки ввели в свой язык — как «χειμώνας». То есть,«химонос» («зимний»). Тут споров нет, на ученом Пелопоннесе так прозывали всехлюдей из «зимних и тёмных» стран.

Филологи Аристарх и Кратет исправляли у Гомера написание «киммерийцы» на «керберии». О «киммерийском граде» рассказывал Гекатей Милетский. Эфор Кимский поселил их около озера Аверн … в Италии(?). Библии киммерийцы тоже известны. Называются — яфетическим народом «гомер».

Сведения о киммерийском языке …нулевые. Только ряд гипотез, не буду останавливаться даже. Сохранились имена собственные из ассирийских глиняных табличек, типа: «Te-ush-pa», «Dug-dam-me», «Sandaksatru». Ну и само название народа. Самая правдоподобная версия — киммерийцы представляли собой индоиранскую группу племен и народностей. Их самоназвание могло звучать, как «гимер» или «гимир».

Если брать анализ источников

не греческого происхождения, киммерийцы называются ассирийскими текстами — народом «гимирру». Архивы Саргона Второго и Ашшурбанипала рассказывают такую историю: в 714 г. до нашей эры киммерийцы живут неподалеку от озера Севан, платят дань древнему государству Урарту. В какой-то момент они поднимают грандиозный бунт, царя Руса I (внимание патриотам!) громят, берут в плен почти всю знать противника.

В течение 35 лет они пропадают из ассирийских текстов. Потом появляются сразу в двух сортах: «западном» и «восточном». Первые ураганят в Малой Азии, вторые — на восточных границах Ассирии, причем довольно успешно. Подчиняют себе почти всю Фригию, образуют Мидийское Царство. Дальше их ассирийские источники никак не идентифицируют. Наука считает — «восточные киммерийцы» полностью ассимилировались местным населением.

«Западные» же в 660-х гг. до нашей эры грызут Лидию, почти успешно. Но на выручку соседу приходит Ассирия, киммерийцы были разбиты и откатывают назад. Ненадолго. Собравшись с силами, устраивают полномасштабное вторжение по прежним следам, берут город Сарды, убивают лидийского царя Гига. Именно в этот период греки знакомятся с этим свирепым народом. Терпят ряд поражений. Киммерийцы захватывают несколько городов в Ионии. Даже Эфес, бают. Вскоре предпринимают новые нападения на Ассирию, но неудачно. Больше они не упоминаются в документах тех земель.

Военное дело киммерийцев мы рассмотрим другой статьей, в совокупности с другими кочевниками Причерноморья — скифами и таврами. А пока будем фиксироваться в ответе на главный вопрос: кто является их прямыми потомками, смогли уцелеть хоть кто-то с тех древних времен. Малыми этносами или народностями современными. Чтобы не проводить обзор явных фантазий лингвистических…

Киммерийцы на вазах этруссков (Иллюстрация из открытых источников)

Копать будем.

Только археологией можно прочитать следы ушедших в глубину веков народов. Версию, довольно живучую пару веков точно, — киммерийцы есть предки фракийцев — сносим. Она интересна, временами логична. Но настолько «наперсточна», рука не поднимается такое писать (представляете?).

Сразу огорчаю. Археологи к киммерийским погребениям относят: подкурганные впускные. Севера Причерноморских степей и предгорного Крыма. С датировками IX — середина VII вв. до нашей эры. Проводя четкую границу и отсекая другие культуры, не относящиеся к «поздней бронзе». Но еще не являющиеся скифскими. Логично и понятно.

Исследователи признают связь «киммерийских захоронений» с памятниками белозерской и срубной культур. Схожесть погребального обряда, узнаваемая керамика и некоторые элементы оружия, конской сбруи. Проблема одна: а это точно «киммерийцы»? Или другое население, что формировалось рядом с ними, находясь в разных степенях зависимости или добрососедства с ними?

«Киммерийские погребения» в большинстве своем — впускные могильники. Для этого использовались курганы эпохи бронзы (коренных неизвестных нам народов). Техника простая: новый курган покойнику не насыпался, его «подселяли» в уже существующий. Хоронили киммерийцы в небольших прямоугольных или овальных ямах. С разнообразными деревянными перекрытиями.

Для маркировки своих «погостов» киммерийцы использовали каменные резные стелы. Высекались изображения предметов (оружие, оселки, сложные пояса). Погребальный инвентарь скромный — в основном орнаментные керамические сосуды и кубки разных форм. Из оружия чаще всего находят мечи и кинжалы. Есть исключительно железные. Но большинство — биметаллические. Это когда рукоять делали из бронзы, а клинок из железа.

Бронзовые и костяные наконечники стрел — в изобилии. Редкость — бронзовые наконечники копий. Конская упряжь очень многочисленна: бронзовые и костяные удила, псалии, бляхи, луницы. Женские погребения содержат серьги, браслеты, подвески, бусы. Самые бедные могильники дают лишь предметы быта: ножи и каменные оселки.

(Иллюстрация из открытых источников)

На что это похоже?

Если такие захоронения считать «киммерийскими» — эти мотивы прослеживаются от «абашевской культуры» (Волго-уральский регион, 1500 лет до нашей эры). Дальше аналоги находятся в «срубной и белозерских культурах» (до 1100 гг. до нашей эры). Путеводная нить «погребений» ведет через территорию современной Украины — к Кавказскому хребту.

Третий этап — территория современной Грузии (600 гг. до нашей эры). И конечная точка маршрута… устье Дона (300 гг. до нашей эры). Такой «погребальный путь» подтверждается еще краниологическими и дентальными исследованиями черепов. Выявляет прямую родственную связь между субъектами всех могильников, что сегодня вскрыты и подробно изучены.

То есть, «киммерийские» захоронения стартуют от археологического объекта «Спиридоновка II» (Волжский район Самарской области). Финиш — объект курганного типа «Беглицкий некрополь» в Ростовской области, Неклиновский район. А ДНК-анализ костных останков выявляет… абхазо-адыгскую G2a2b гаплогруппу. Наука считает ее маркерной. Для опознания «киммерийцев».

 

 Источник