Византия отошла от римской доктрины пехотных легионов.  Главные враги империи шли с Востока, накатываясь конными корпусами на границы.  Ответом стало создание элитной конницы, главного инструмента войны последнего Рима.

Византийская конница делилась на 3 части: трапезиты – конные лучники, курсорес - средняя конница и катафракты (клибанофоры) - тяжелая конница. Кавалерия самый сложный и дорогой вид войск, тут служили исключительно стратиоты и наёмники. В отличие от пехоты императоры финансировали конницу постоянно.  

 

Но имперское финансирование к XIII веку сократилось вместе с долей конных наемников (тюрки-сельджуки, аланы Кавказа, половцы). Потери в войнах и мятежи привели к обнищанию короны. Общая численность конницы Византийской империи в 1203 году не превышала 4000 сабель, 500 из них в Константинополе. 

1. Трапезит - тюрк вооружен саблей, луком и защищен стеганым кафтаном, рукава в виде накладок не мешают стрельбе.

2. Курсорес: защищен длинной кольчугой на стеганом кафтане, шлемом с кольчужным подшлемником, вооружен мечом и деревянным щитом.

3. Катафракт: длинную кольчугу усиленную стальными пластинами закрывает парадный стеганый кафтан; ноги защищены металлическими поножами; в руках обитый железом большой щит и булава; на поясе дополнительная сабля и романский меч.

 

Трапезиты

 

Конные лучники самая мобильная конница ромеев, призвана противодействовать легким сельджукам. Именно здесь служили все восточные наёмники.  Предназначенные для хлестких стрелковых атак и быстрых маневров, трапезиты экипировались на восточный манер.

 

Не имели щитов, защищались шлемом и стеганым кафтаном из двух слоев шелка, набитого ватой. У кого деньги были, нашивали на кафтан ламеллярный доспех из стальных пластин.   

Трапезиты вооружены саблями или мечами, главное оружие - лук. Трапезиты носили колчаны в 50 стрел разных типов. Укладывали стрелы наконечниками вверх для слепого выбора стрелы на ощупь.  Для обстрела бронированных целей использовали шиловидные стрелы, для небронированных треугольные и т.д. 

 

Трапезиты исповедовали точную стрельбу во все стороны рысью и стрельбу по-парфянски галопом (обернувшись назад).

Трапезит сдает экзамен кампидоктору (командиру подготовки) по стрельбе по-парфянски (назад). Трапезит из богатой византийской провинции, о чем говорит ламмелярный доспех поверх стеганого шелкового кафтана. Мы видим открытый колчан наконечниками вверх. Кампидоктор из тюрских наемников. В его руках - жезл командира (кампидикторион).

 

Курсорес

 

Курсорес  - средняя конница для множества задач. Она в состоянии вести как ближний рукопашный бой с разрозненной пехотой/кавалерией, так и успешно маневрировать в дальних рейдах. Потому оснащение комплексное.

Доспехи потяжелей, поверх стеганого кафтана кольчуга или чешуйчатый панцирь. Шлем усилен кольчужным подшлемником. Обязателен легкий деревянный щит до 70 см в диаметре. 

Вооружены копьями до 2,5 метров и оружием ближнего боя – булавами и мечами. Курсоры были универсальной кавалерией.  При необходимости легко брались за луки, превращаясь в тяжелых конных лучников. Могли усилить кольчугу пластинами и помогать катафрактам.

В бою курсоры и катафракты возили несколько мечей и булав, приторачивая к поясу и седлу. Оружие часто выходило из строя.

 

Катафракты (клибанофоры)

 

Катафракты Византии - аналог рыцарской конницы Европы, предназначен для взламывания монолитного строя. Тяжелые доспехи позволяли им предпринимать короткие атаки, выдерживая любое сопротивление.

 

Доспех катафракта был тройным (стеганый кафтан, кольчуга, пластинчатый нагрудник). Лошадь защищалась стеганым тканевым доспехом. Вооружены катафракты тяжелым копьем до 2,9 метров, мечами и булавами.

На иллюстрации усиленная версия катафрактов - клибанофор. К 13 веку такие катафракты остались только при императоре, ибо очень дороги. На голове характерный шлем катафрактов и кольчужная бармица по кругу закрывающая наглухо лицо, шею и плечи. Тройной доспех (кафтан, кольчуга и ламмелярный панцирь) не смогли пробить даже два копья. Конь несет усиленную защиту: ламмелярный доспех из стальных пластин + железный намордник. (иллюстрация Giuseppe Rava).

 

Тактика боя

 

Конница греков на поле боя использовала пехоту как щит, атакуя из - под пехоты и отступая за пехоту.  А сама пехота Византии терпела тучи стрел, закрывала и открывала проходы для своей кавалерии. Пехота ждала, пока конница сделает главную работу и создаст условия для общей атаки. 

Первыми в бой вводились трапезиты и вели обстрел неприятеля, не вступая в ближний бой.  Им отводилась роль жалящих шершней. За счет мобильности они быстро меняли район действий, создавая кратковременное преимущество или перестреливаясь с легкой кавалерией врага. 

 

Более защищенные курсоры — это бешеные псы, что рвут мясо оскаленной пастью. Курсоров кидали на критические участки боя, они   ввязывались в рукопашную, блокируя нежданные рейды вражьей конницы или прорывы разрозненной пехоты. Монолитный срой они атаковать не могли. Зато могли катафракты. 

Византийская конница (справа) отлично взаимодействовала с пехотой. В данном случае мы видим атаку катафрактов или усиленных курсоров (иллюстрация Giuseppe Rava).

В X-XI существовала усиленная версия катафрактов -клибанофоры. В ходе войн с сельджуками клибанофоры погибли и исчезли как класс, на возрождение новых уже не было средств. К XIII веку в тяжелой коннице остались катафракты.  

Злобные медведи – их роль в боевом спектакле. Катафракты ждали своей звездной минуты. Воевать им было не с кем, у главных врагов Византии тяжелой кавалерии нет.

По сигналу катафракты сбивали тупой клин в 20 всадников на острие и мчались ломать вражью стену щитов. Разгон катафракты начинали рысью, а в галоп переходили перед самим ударом.  После контакта копья убирали и рубились мечами и булавами. 

Крестоносцев 4-го похода встретили совсем не овцы. Просто рыцарям повезло напасть в самый неудачный для Византии момент.

За 25 лет до их прихода империя дважды потеряла лучшие части в войне с сельджуками. А за несколько лет до прихода рыцарей армия еще раз истреблена болгарами и половцами на Дунае. Резервов брать уже было негде.  

И хотя императору Алексею III удалось собрать 15 тысяч для обороны столицы, воевать никто не хочет за него. Чехарда дворцовых переворотов, коррупция и горечь поражений разложили греков.  17 июля 1203 года первый таран ударил в ворота Константинополя.

 

Источник