Аланы оставили после себя на Кавказе настоящие сокровища: тысячелетние города и храмы, загадочные мавзолеи и дорогие шелка. Кем были предки современных кавказцев — рассказал историк Владимир Кузнецов
Потомками алан — ираноязычного племени, жившего на территории Кавказа тысячу лет назад, — сегодня называют себя несколько народов, и это неудивительно: ведь аланы имели славную историю. Они воевали во Франции и Испании, дружили с Византией, первыми на Северном Кавказе приняли христианство, оставили после себя полуразрушенные города и уцелевшие храмы и даже жили в Африке. История аланского царства до сих пор будоражит умы исследователей и вызывает много дискуссий.
Откуда пришли аланы, когда Аланское царство достигло своего расцвета и кто его сокрушил, рассказал специалист по аланской истории Владимир Кузнецов. Впервые он попал на аланское городище в Нижнем Архызе еще 22-летним студентом и с тех пор посвятил истории этого народа всю жизнь. Сейчас знаменитому ученому 92 года.
Доктор исторических наук, археолог Владимир Кузнецов
Фото: Платонова Юлия
Народ с Востока
— Аланы пришли на Кавказ в конце первого века нашей эры. Откуда мы точно установить до сих пор не можем: письменных источников нет, документов нет, архивов никаких нет. Письменности у них не было — никаких летописей, хроник, в которых они бы о себе рассказали. Только археология.
В общем, мы знаем, конечно, что они пришли откуда-то с Востока, может быть из Средней Азии. И скорее всего, из нынешнего Узбекистана. В те времена он назывался Хорезм — было такое государство в Средней Азии. Сейчас там господствуют тюркоязычные узбеки, а в те времена — иранцы. Аланы — ираноязычный народ. Они относятся по языку к северной группе иранских племен.
Правда, что аланы — потомки легендарных скифов?
— Мне иногда достается от осетинских историков, которые очень хотят быть скифами. Они утверждают: «Мы не аланы, мы скифы». Но это не скифы, а мифы. На самом деле аланы происходят от сарматского племени. Впрочем, родственного скифам, тоже ираноязычного.
Скифы — древний народ, населявший территории от Дуная до Дона еще в 8 веке до н.э. (в частности, территории современной Украины и Крыма). Известны своим культом золота: скифы не жалели драгоценный металл и широко применяли его в быту, одежде и даже покрывали им амуницию. В советское время найденные в Скифии сокровища распределялись по разным музеям, часть хранится в Эрмитаже.
Каменное надгробное изваяние скифского вождя, обнаруженное в одном из древних курганов в нижнем течении реки Днестр
Фото: В. Маркевич /ТАСС
К сарматам относились три основных племени: сираки, аорсы и аланы. Все они были кочевниками, очень воинственными — настоящие варвары. Затем они объединились. Скорее всего, это произошло в результате войны между сираками и аорсами в 49 году н.э.
Это были варварские времена, ни законов, ни прав человека — родственные племена легко могли воевать между собой. Но после того столкновения они, наоборот, объединились, а во главе объединения стали аланы. Вот тогда из трех сарматских племен возникло мощное военно-политическое образование.
Как аланы поселились во Франции и Африке и «придумали» реку Дон
— В первые века нашей эры древние иранцы господствовали на большой территории, аланы тоже: Юг Украины (степная и приморская часть, вплоть до нынешней Молдавии), Крым, Боспор, Подонье, Нижнее Поволжье, Северное Предкавказье, Северный Кавказ (но только равнины, не горы).
Наша топонимика до сих пор пестрит словами аланского происхождения. Например, название реки Дон — аланское. А в Румынии есть город Яссы — это один из этнонимов алан, их самоназвание.
Фото: Антон Подгайко Аланское наследие: Средний аланский храм на территории Нижне-Архызского городища, датированный IX веком. Был восстановлен монахами в 1897 году, Карачаево-Черкесия
Потом наступила эпоха великого переселения народов: конец IV — начало V века н.э. С востока пришли орды кочевников — гуннов, еще больших дикарей и варваров, чем аланы. Гунны легко побили алан. Аланы разбежались: одна часть присоединилась к гуннам и вместе с ними ушла в Западную Европу. Аланы жили в Германии, во Франции, в Испании, в Португалии. Часть переправилась через Гибралтарский пролив и поселилась в Северной Африке. Там они даже создали небольшое государство, но оно было слабым и существовало недолго. Дольше всего аланы жили во Франции. Нам известны места, где они селились, есть карта. Со временем они ассимилировались — растворились. Западным историкам этот факт хорошо известен.
Большая же часть алан отхлынула с Подонья и Поволжья в Предкавказье — поближе к горам. Там, на равнинах около гор, население было редким и не аланским, это были местные кавказцы. Мы их называем кобанцами. Аланы разгромили эти племена и заняли всю территорию, а народы постепенно ассимилировали.
Территория им досталась громадная, особенно по тем временам, больше 500 километров в длину. На Центральном Кавказе от реки большая Лаба (в Краснодарском крае) и до реки Сунжа на Востоке (это в Чечне). Аланы господствовали здесь тысячу лет. Вначале сложился союз аланских ираноязычных племен, а потом, уже ближе к VI−VII векам, на их основе выросла и раннефеодальная государственность.
Фото: Антон Подгайко Cтатуя воина-мингира, известная как «каменная баба», смотрит на реку Большой Зеленчук. VIII—XII вв., Нижний Архыз
Как аланы-степняки превратились в горцев и при чем тут турки
— В XI веке аланам пришлось переместиться дальше в горы. Произошло это после знаменитой битвы при Манцикерте в 1071 году. В то время с Востока на Запад шли тюрки, особенно турки-османы. Они часто набегали на границы Византии, которые тогда доходили до современного города Кутаиси в Грузии. Византийцы нанимали аланские конные полки — аланская конница славилась на Востоке — и хорошо им платили золотом.
Так вот, в 1071 году эти самые османы разбили на голову византийскую армию, в которой были и грузинские, и армянские, и аланские воины. После этой битвы началось массовое переселение алан с равнин в горы.
Для алан это было большой исторической драмой. Ну, представьте себе кочевника, он привык жить на равнине, ему нужно скот кормить, у него тысячное поголовье. Съели его животные всю траву — он переселяется дальше, ищет новые пастбища. А в горах образ жизни пришлось менять.
Фото: Елена Афонина/ТАСС Экспонаты археологических раскопок на территории Нижне-Архызского городища. Карачаево-Черкесия
Аланы: друзья Византии и первые христиане на Северном Кавказе
— Территория государства делилась на две части: на западную Аланию и на восточную Аланию. В западной Алании центр находился в Нижнем Архызе, там, где сохранились аланские храмы и городище. Город был длиной в три с половиной километра, вся территория была застроена: улицы, переулки, маленькие площади. По моим прикидкам, там жило около двух-трех тысяч человек. По тем временам это был уже серьезный город, не уступавший по численности западноевропейским.
Что касается столицы восточной Алании — мы знаем только ее название. Этот город назывался в летописи Дедяков, но, где он находился, неизвестно до сих пор.
Восточная Алания в политическом отношении и в военном отношении тяготела к Ирану, к персам. А западная Алания тяготела к Византии. Византия была центром христианства, и в первой четверти X века византийские миссионеры принесли христианство в Аланию. Это была первая христианская епархия на Северном Кавказе. Причем учтите важный момент: аланы приняли христианство на 70 лет раньше Руси.
В каждой части Алании был свой правитель. Тот, что в западной, христианской, которая была в союзе с Византией, назывался по-гречески «эксусиократор». Так и проходил в византийских документах — «эксусиократор Алании». А тот, который управлял восточной Аланией, по византийской иерархии был ниже рангом. Эксусиократор — царь, император. А восточный назывался «архонт», то есть правитель одной из областей.
Фото: Сулим Кудусов Сентинский храм, Нижняя Теберда
Метрополитен-музей и тысячи долларов за грязные тряпки
— Пока аланы жили на равнине, у них господствовало земледелие и ремесла: они умели делать хорошее оружие. А также они были хорошими всадниками — аланская конница славилась на Востоке. Их охотно приглашали и византийцы, и турки. Они шли туда, где больше платят. Им было все равно кого колошматить. Это общество было очень примитивным по сравнению с нами.
Уже позже они обогащались за счет Великого Шелкового пути, трасса которого начиналась в Китае, кончалась в Риме и проходила в том числе через западную Аланию. Там были низкие перевалы — наиболее удобные, чтобы перейти на южную сторону, в Абхазию.
Аланы на мулах перебрасывали купеческие товары через перевал, там абхазцы уже принимали. А купцы рассчитывались с аланами либо деньгами, либо шелками. Аланы были безграмотными варварами, а их женщины ходили в таких одеждах, какие в Константинополе носили византийские матроны — аристократки.
Многие шелка потом оседали в могильниках. Лично я вот этими руками находил остатки шелков китайского, согдийского, византийского производства. От этих шелков остались одни только тряпки. Но нью-йоркский Метрополитен-музей купил эти грязные тряпки из Нижнего Архыза за тысячи долларов.
Фото: Метрополитен-музей Женская туника. Лен, шелк, VI−VII в. н.э.
Дургулель Великий и самая красивая женщина Алании
— Алания достигла пика своего развития в XI веке. За 20 лет раскопок в Нижнем Архызе я нашел несколько каменных плит с надписями, и все датированы XI веком.
И по письменным источникам в это время в Алании был очень мощный, сильный царь, эксусиократор. Его звали Дургулель Великий. Он был в военном союзе с Византийской империей. А также заключал династические браки с соседями: и с византийцами, и с грузинами. Сам он был женат на Борене, дочери грузинского царя. А дочь Дургулеля и Борены Мария была замужем за двумя византийскими императорами. Она была какой-то ослепительной красавицей, ее так и называли в письменных источниках — Мария Аланская. Она даже упоминается в византийской книге «Алексиада». Вот такой была Алания в XI веке.
Тогда же там искали возможность создать свою письменность — на основе греческого алфавита. Вот если бы они создали письменность и она у них прижилась… Там, где появляется письменность, варвар кончается — начинается цивилизация!
Фото: Павел Денисов Усыпальница аланского правителя, Дургулеля Великого, XI век. Экспонат Ставропольского музея-заповедника.
Закат Алании и нашествие Чингисхана — Вот я вам сказал о Дургулеле Великом — выдающийся царь, мощная фигура. Именно при нем аланы поднялись, достигли хорошего положения. Но Дургулель умер, а без него все развалилось. Начались драки между феодалами, и Аланское государство развалилось на мелкие, лоскутные княжества.
Тут-то и явились татаро-монголы. А явились они мощно: у них был Чингисхан, знаменитый татарский полководец. Они шутя разгромили и алан, и их соседей — половцев.
Лучше сохранилась Восточная Алания, нынешняя Осетия. А вот на сегодняшней территории Карачаево-Черкесии, в верховьях Кубани, аланское население исчезло. Его остатки бежали на Восток, в восточную Аланию, и по сей день они живут там. Это дигорцы. Сейчас они живут в Дигорском ущелье, по которому протекает река Урух, — вот это и есть те беженцы с Кубани. Все остальные, видимо, погибли.
Татаро-монголы недолго пробыли на завоеванной территории. Они не привыкли жить в горах — им нужны были привычные степные просторы. Они ушли обратно на Дон и нижнюю Волгу. А опустевшие территории на Верхней Кубани заняли половцы — тюрки, тоже мусульмане, предки карачаевцев и балкарцев.
Фото: Платонова Юлия
Аланские наследники
— Осетины — основные потомки алан. Они говорят на аланском языке по сей день, и это самый убедительный аргумент. На родство с аланами претендуют также ингуши, карачаевцы и балкарцы. Причиной тому славная аланская история: у них Дургулель, Нижний Архыз, своя христианская епархия, купольные храмы, они воевали и во Франции, и в Испании, и в Закавказье (Грузии и Армении), даже в Африке были. Кому не хочется иметь славных предков?
Но только у осетин аланы — это основной компонент в формировании этногенеза. А у карачаево-балкарцев, к примеру, основной компонент — половцы. Однако алан они тоже ассимилировали на своей территории. И аланы, как часть, как компонент, также вошли в их этногенез карачаевцев и балкарцев. В этом смысле они правы.
Мавзолей Дургулеля и другие загадки Алании
— Вопросов больше, чем ответов. У нас на Кавказе больше 130 аланских земляных крепостей. На Нижнем Архызе городища каменные, а в восточной Алании камня было мало, поэтому крепости строили земляные. Самые крупные земляные городища — это Кызбурун, Старый Лескен, Аргудан. Там такие рвы, что удивляешься: по 10 метров глубиной, а тогда же никакой землеройной техники не было, все вручную. Взять такую крепость было невероятно трудно. Ни одна из этих крепостей пока не изучена археологически: раскопки стоят очень дорого.
Во-вторых, у Дургулеля Великого был свой мавзолей, я им занимался, писал про него. Сейчас он находится во дворе Ставропольского музея. Этот Мавзолей составлен из 9 огромных тесаных плит, выше моего роста. На лицевой стороне плит высечены объемные, полускульптурного типа изображения. Каждая покрыта разными сценами, которые до сих пор не расшифрованы. Никто не знает, что они означают. То, что это гробница Дургулеля, я обосновал. Но содержание сцен ни я, ни кто-то другой понять пока не можем. А когда-то этим нужно будет заняться. Один только мавзолей — это тема на всю жизнь. Я такую работу написать уже не успею — мне нужна вторая жизнь.
Лиза Али