Усовершенствовав достижения греков и ближневосточных народов, римляне смогли добиться существенного технологического прогресса, оказавшись довольно недалеко от создания машин и промышленной революции. В Средние века некоторые из римских технологий пришли в упадок или были полностью утрачены на значительной части территорий Римской империи.
Стекло
Человечество научилось изготавливать стекло еще в 3-ем тысячелетии до н.э., но именно римляне смогли поставить производство стеклянных изделий на небывало высокий уровень, в совершенстве овладев технологией выдувания стекла. Внедрение специальной металлической трубки для выдувания с расширением на конце позволило придавать изготавливаемым предметам любую необходимую форму. В конце республиканского периода в Риме появились крупные стекловарни, а уже в конце 1-го в. н.э. началось ограниченное производство оконного стекла. В эпоху Средневековья произошло резкое снижение качества и количества производимого в Европе стекла.
Дороги и мосты
Совокупная протяженность римских дорог в период расцвета империи, по некоторым оценкам, составляла 300 тысяч км. Стандартное римское дорожное полотно состояло из основы, формируемой крупными каменными блоками, через щели между которыми производился дренаж, среднего слоя гравия или песка для выравнивания поверхности, и верхнего слоя земли, песка, гравия или извести. Дороги возле городов также иногда мостили. Благодаря несколько выпуклой форме дорог обеспечивался отвод дождевой воды. Для преодоления водных преград сооружали мощеные броды, мосты (в том числе понтонные), широко были распространены и платные паромы. Некоторые из римских дорог и мостов, благодаря своей долговечности, сохранились до сих пор.
Бетон
Богатство в Италии компонентов для изготовления цемента (известняка, пуццолана, пемзы) обусловило широкое применение римлянами бетона при возведении различных зданий и гидротехнических сооружений. Купол Пантеона до сих пор считается самым крупным сооружением такого рода из неармированного бетона. В восточной части государства бетон не получил распространения, и после упадка Западной Римской империи использование бетона в Европе резко сократилось, вновь став массовым лишь в 19 веке.
Хирургия
В соответствии с утверждением Гиппократа о том, что война является лучшей школой для хирурга, римские хирурги могли бесконечно совершенствовать свое мастерство в ходе регулярных военных компаний. Достигнув своего апогея к 2-му в. н.э. римская военная медицина превратилась в хорошо организованную структуры с обязательным госпиталем (валетудинарием) при каждом крупном военном лагере. В валетудинариях имелся штат медперсонала, разделенного по специализациям, включая 24 хирурга на легион. При раскопках Помпей было обнаружено более 40 различных хирургических инструментов. Теории римского врача Галена, жившего во 2-ом в. н.э., доминировали в европейской медицине на протяжении 1300 лет, а некоторые концепции (напр., о нервной системе) актуальны до сих пор.
Гигиена и водопровод
Гигиена в Древнем Риме уделялось особое внимание. Так в 4 веке в Риме насчитывалось свыше 1000 общественных бань. Рим опутывала разветвленная канализационная система. Основная часть римской канализации Большая клоака длиной 800 м, была построена еще 6-ом в. до н.э. и используется по сей день в качестве ливневой канализации. Доставка воды в имперский Рим осуществлялась посредством 11 акведуков общей длиной 350 км. Являясь сложными гидротехническими сооружениями, римские акведуки не устарели даже спустя 1000 после падения империи. В Средние века опыт римских инженеров в этой сфере был утрачен, до 19 в. строительное акведуков в Европе почти не велось.
Механизмы
Те или иные продвинутые даже по меркам эпохи Возрождения технические средства использовались римлянами в различных сферах. Сюда можно отнести подъемный кран с грузоподъёмностью до 7,5 тонн, обчесывающие жатки на колесах, водяные мельницы, механическое устройство для распиливания каменных блоков, маяки со сложной системой вогнутых зеркал, за счет которой свет был виден на десятки километров. Римская армия была самой механизированной армией древнего мира, активно используя передовые для своего времени катапульты, баллисты, онагры и иные орудия.
Считается, что римляне были недалеко от создания парового двигателя, имея почти все нужные технологии для изготовления деталей и успешно экспериментируя с силой пара. Вероятно, этому помешало засилье дешевого труда рабов, что снижало целесообразность разработки и использования машин.