"Полиния, дочь Лентула, сдает в аренду таверну со всей утварью. Кому требуется, пусть придет в дом Лентула и спросит там старшего раба." (надпись в Помпеях)
Драгоценные моему сердцу посетители Термополии, прошу всех сохранять приличие и спокойствие))) это просто новый пост на очень интересную тему!
* * *
Аlbum, альбум, альбумсы как феномен рекламы в античности.
На стенах домов римских домов пестрели альбумы (от латинского albus, -a, -um — «белый») — места для частных объявлений-граффити. Большей частью это были коммерческие предложения и реклама, ведь имевшие хождение рукописные новостные листки «Acta diurna populi Romani» («Повседневные дела римского народа») в первую очередь публиковали различные правительственные сообщения: указы Сената, донесения наместников провинций, сведения о прибывших иностранных посольствах. До эпохи «Acta diurna» новости в империи передавались устно или в письмах.
Место под альбум мог предоставлять любой римский гражданин, дом которого имел стены, но, правда, с санкции муниципалитета. Получив же таковую, счастливый обладатель «рекламной площади» должен был только делать положенные взносы в городскую казну и получать свою выгоду , устанавливая плату за каждое граффити, в зависимости от его актуальности.
Назначенную под альбум стену, выходящую на улицу или площадь, тщательно покрывали белой известью, потом разделяли на равные прямоугольники, в каждый из которых можно было вписать углем или краской любой текст, какой требовался. Стоимость места для надписи указывалась тут же, на стене: угольные граффити стоили меньше, чем выполненные яркой краской. На бойких местах плата за надписи, естественно, была выше.
С держателем альбума рекламодатели заранее оговаривали срок, в течение которого их объявление было бы доступно для внимания публики. Стоило белым участкам полностью покрыться оперативными объявлениями, как dealbatores (выбеливатели) принимались за свои обязанности, и начисто выбеленная стена вновь исполняла роль рекламного носителя.
Стена снова забеливалась, расчерчивалась и предоставлялась в распоряжение всем, кто хотел донести свою информацию до глаз римских граждан. Наносить граффити где попало не разрешалось, о чем, словно в насмешку над здравым смыслом, оповещали специальные надписи, начертанные по приказанию городских властей:
"Запрещается наносить надписи здесь. Горе тому, чье имя будет упомянуто здесь. Да не будет ему ни в чем удачи."
Под альбумы в Помпеях была отведена целая улица. По распоряжению властей, дабы облегчить поиск нужных граффити, альбумы разделили на три секции: одни стены были заняты известиями о театральных и цирковых представлениях, другие отводились под рекламу разных коммерческих услуг, а третьи — отдали политикам.
А вот один из самых дорогих альбумов в Помпеях принадлежал популярному кондитеру и булочнику Генелию Инфанцию. Посетителей в его лавке всегда было хоть отбавляй, соответственно, граффити на ее стенах попадались на глаза очень многим, а потому и цена рекламного места у Инфанция была весьма высокой.
М. В. Лукьянчикова "История рекламы. Глава 1. Предпосылки возникновения рекламы. Реклама в античности".
Mary Beard, Pompeii: The Life of a Roman Town (Profile, London, 2008).
Peter Keegan, Graffiti in Antiquity (Routledge, London, 2014).
Kristina Milnor, Graffiti and the Literary Landscape in Roman Pompeii (Oxford UP, 2014).