Материал: бронза, литьё. Ранние сарматы (прохоровская археологическая культура), IV-VI в.в. до н.э. 
Без признаков использования по целевому назначению: следов копоти, нагара нет. 
Однозначно: казан в погребении - признак статусности, однако в общепринятые инсигнии власти степных аристократов, как предмет, его не включают. Бытует мнение, что казан - это некий символ нерушимого воинского братства. Дружина в походе собирается вокруг очага, вместе осуществляет приём пищи из одного котла, проникаясь чувством "плеча" собратьев по оружию не только в бою, но и в минуты отдыха. Была попытка дифференциировать казаны на скифские и сарматские по конфигурации и расположению ручек: вертикальные - скифские, а горизонтальные, грибовидные, как в данном случае - сарматские. Почти на всех казанах Евразийской степи от Минусы до Дуная, в верхней части тулова, наваривались проволочные полоски, иногда зигзагообразные, иногда прямые. Это не шов и не ребро жёсткости. Здесь интерпретация линий уходит в плоскость семантики (так не любимой мною) и олицетворяет собой пожелание достатка и сытости, которые должны всегда наполнять главную посуду кочевника - котёл.

Текст: К. Плотников
#скифы #сарматы #индоевропейцы

Источник