Новую символику римляне позаимствовали на востоке

Драконы на римских штандартах появились в конце II века.

 

Все привыкли, что штандарты римских легионов венчает орел. Помните же: если галлы (или германцы с парфянами) захватили орла, то, считай, они разгромили весь легион. Знамя с орлом носило название аквила (aquila), и было, разумеется, самым главным. Потеря аквилы грозила расформированием всему легиону, невзирая на былые заслуги. Так и исключительно так было со времен Мария - при Цезаре, Августе, Тиберии и прочих императорах периода раннего принципата. Однако во II веке ситуация стала меняться в сторону разнообразия, поскольку более разнообразной становилась сама армия - в нее все больше вливалось инородцев, а доля "коренных" римлян и италийцев неуклонно падала. И орлы мало-помалу начали утрачивать монополию, в том числе в пользу драконов.

Ветер Востока

Началось, по всей видимости, с Траяна. Этот император, как известно, вел беспрерывные войны - главным образом, с даками и парфянами. И у тех, и у других дракон присутствовал на штандартах, а у парфян словом dracoобозначалась тысяча воинов, имевшая соответствующую «драконью» атрибутику. По-видимому, именно при Траяне дракон появился и в римской военной символике – первоначально в качестве штандарта конных подразделений. А в 175 году на службу к императору Марку Аврелию"записался" целый отряд сарматской панцирной конницы - катафрактов. Причем со своими собственными штандартами, которые венчал именно дракон.

В III веке, в эпоху всеобщего разброда и шатания, в эру кровавых переворотов и императоров-однодневок, когда армия стала совсем уж многонациональной, драконы на штандартах появляются во многих отрядах, причем теперь не только кавалерийских, но и пехотных. Дракона на древке носили преимущественно восточные турмы и когорты, что в общем-то легко объяснимо. Дракон – символ восточный, первоначально он появился на рубеже II и I тысячелетий до нашей эры в Передней Азии. Приобрел популярность в Персии, затем в Парфии, у сарматов, а от них докатился до римских соседей даков. В это же время на западе империи в ходу, видимо, другая символика: привычных легионных орлов, конечно, не заменяют, но благородных золотых птиц заставляют потесниться галльские солнечные круги или рунические знаки германцев.

Римская когорта на Каталаунских полях.

Дракон - выбор императора

Однако подлинный триумф дракона случился позже - в середине IV века. Именно в это время, при императорах Констанции и особенно Юлианедракон становится символом императора. Такое предположение можно сделать хотя бы потому, что в это время бронзовая, покрытая золотом голова дракона обрамляется пурпуром - цветом императорской власти. Вот как, например, описывает триумф Констанция, устроенный по случаю победы над своим конкурентом Магненцием, историк Аммиан Марцеллин:

"Вслед за длинным строем передней части свиты несли драконов с пурпурными нашивками, прикрепленных к верхушкам копий, блиставшим золотом и драгоценными камнями; колеблемые ветром, они, словно разъяренные, шипели своей огромной пастью, и хвосты их вились в воздухе длинными извивами. По обеим сторонам шел двойной ряд воинов со щитами, в шлемах, на которых переливчатым светом играли султаны и в блестящих искрящихся панцирях".

Юлиан сделал дракона своим личным штандартом, отказавшись при этом от введенного его дядей Константином Великим христианского лабарума – штандарта, который венчала монограмма имени Иисуса Христа. Но это неудивительно - недаром же Юлиан получил прозвище Отступник.

Единственная дошедшая до нас бронзовая голова дракона была найдена в Германии. Находка датируется III веком.

Кто такой драконарий?

В начале IV века, а может, и немного раньше, появляется и специальная воинская должность - драконарий. Так называли младших офицеров, несущих штандарт с изображением дракона. По мнению военного историкаАндрея Банникова, все драконарии подчинялись специальному человеку, занимавшему должность magister draconum. О полномочиях этого загадочного магистра мы можем только догадываться. То ли в его подчинении были все драконарии какого-то крупного воинского подразделения, то ли – и это ближе к истине – «магистр драконум» командовал всеми отрядами на конкретной территории, носившим на штандарте дракона.

Надо сказать, что кроме представительной функции, то есть кроме того, чтобы обозначать когорты, штандарт играл и сугубо практическую роль на поле сражений: сзади к голове дракона (ее либо отливали из бронзы, либо выстругивали из дерева, после чего покрывали серебром или позолотой) прикреплялись либо полоски ткани, либо сшитая в виде трубы материя.Раздуваясь на ветру, как огромный носок, она показывала, откуда дует ветер и куда стоит поставить лучников, чтобы увеличить дальнобойность их оружия.

А что же легионный орел? Его значение в IV – V веках хоть и пошатнулось, но окончательно не упало. Орлы по-прежнему являлись символами и венчали главный штандарт легиона. О том, как они делили место под солнцем с расплодившимися рептилиями, сообщает Вегеций:

"Главным знаменем всего легиона является орел, его носит орлоносец. Кроме того в отдельных когортах драконарии выносят в бой (знамена с изображением) драконов".

То есть на одного орла приходилось несколько драконов, при этом отнюдь не значит, что они находились в подчиненном положении. В армии поздней Римской империи когорты были отдельной тактической единицей, совсем не обязательно входившей в легион.

После Рима

Драконы на штандартах переживут падение Западной Римской империи, останутся в Византии и просуществуют, видимо, вплоть до нашествия арабов в начале VII века. Во всяком случае, драконарии упоминаются в КодексеЮстиниана и в военном руководстве «Стратегикон императора Маврикия». После этого в Византии драконы, можно сказать, вымирают, зато появляются там, где их не ждут - в Западной Европе. Драконы украшают знамена тяжелой конницы Карла Великого, а также обнаруживаются на Британских островах. На знаменитом гобелене из Байё рядом с павшим от норманнского меча королем саксов Гаральдом Годвинсоном мы можем разглядеть знаменосца с драконом.

Драконарий (в центре) на гобелене из Байё.

Ученые предполагают, что дракон достался Гаральду в наследство от римских легионов, которые когда-то давно квартировали в Британии. Вероятно, от римлян сказочная рептилия перекочевала и на герб Уэльса - Y Draig Goch, что переводится как «красный дракон».

 

Алексей Денисенков

Источник